Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2009 по делу N А32-14655/2008-70/135 Суд сделал правильный вывод, что обществом соблюдены условия для заявления налогового вычета по НДС, представлены необходимые подтверждающие документы, и правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2009 г. по делу N А32-14655/2008-70/135

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Бобровой В.А. и Канатовой С.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Константа - Краснодар“ - Сухорукова А.М. (доверенность от 27.08.2009), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару - Дорошенко С.В. (доверенность от 20.05.2009), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.12.2008 (судья Гречка Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 (судьи Винокур И.Г., Андреева Е.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-14655/2008-70/135, установил следующее.

ООО “Константа - Краснодар“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) от 09.06.2008 N 3446 (уточненные требования).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009, заявленные требования удовлетворены. Суд исходил из того, что исправленные поставщиком счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество документально подтвердило право на применение налогового вычета по НДС.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009. По мнению заявителя жалобы, суды необоснованно сделали вывод, что представление исправленных счетов-фактур является достаточным основанием для принятия сумм НДС, отраженного в счетах-фактурах, в том налоговом периоде, когда такие счета-фактуры были выставлены.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, как основанные на правильном применении норм процессуального и материального права.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, с 10.01.2008 по 10.04.2008 налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации общества по НДС за четвертый квартал 2007 года, по результатам которой составила акт от 25.04.2008 N 4275 и приняла решение от 09.06.2008 N 3446 о привлечении
общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 11 580 рублей. Обществу предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 363 232 рублей.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 14.07.2008 N 27-13-453-834 оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба общества и утверждено решение налоговой инспекции от 09.06.2008 N 3446.

Считая решение налогового органа от 09.06.2008 N 3446 незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество является налогоплательщиком НДС.

Согласно пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.

По пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные указанной статьей налоговые вычеты. Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса (в редакции Федерального закона 22.07.2005 N 119-ФЗ) вычетам, в частности, подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, а также для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав,
документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Вместе с тем положения пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога в случае устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги). Иные положения главы 21 Кодекса также не содержат запрета на внесение изменений в неправильно оформленный счет-фактуру или замену такого счета-фактуры на документ, оформленный
в соответствии с действующими нормами.

Пунктом 29 Правил ведения учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, установлено, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправлений.

В определении от 12.07.2006 N 267-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что гарантируемая статьями 35 и 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав и законных интересов налогоплательщиков не может быть обеспечена, если суды при принятии решения о правомерности отказа в предоставлении заявленных налоговых вычетов исходят из одного только отсутствия у налогового органа документов, подтверждающих правильность их применения, без установления, исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, в частности счетов-фактур и иных документов, подтверждающих уплату налога, а также других фактических обстоятельств, которые в соответствии с налоговым законодательством должны учитываться при решении вопросов о возможности предоставления налоговых вычетов и привлечении налогоплательщика к ответственности.

Из содержания части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик вправе предоставить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета.

Как следует из материалов дела, общество представило счета-фактуры с внесенными в них изменениями в части ИНН покупателя до вынесения налоговым органом решения по материалам проверки. Исправления внесены 06.05.2008.

Суд установил, что исправленные счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской
Федерации, исправления внесены с соблюдением требований пункта 29 Правил. Налоговая инспекция этот вывод суда не оспаривает.

При таких обстоятельствах суд правомерно принял и оценил представленные налогоплательщиком документы.

Довод налоговой инспекции о том, что право на применение налоговых вычетов и на регистрацию счетов-фактур в книге покупок возникает в том налоговом периоде, в котором данные счета-фактуры с внесенными в них исправлениями получены от продавца товара, не основаны на нормах действующего налогового законодательства.

С учетом требований статей 171 - 173 Налогового кодекса Российской Федерации вычет НДС должен быть произведен в периоде совершения операции по приобретению товара. Момент применения налоговых вычетов не связан с моментом внесения исправлений в счет-фактуру.

Доказательства того, что товар по счетам-фактурам не оприходован, либо что действия общества направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, налоговая инспекция не предоставила.

Таким образом, суд сделал правильный вывод, что обществом соблюдены условия для заявления налогового вычета по НДС, представлены необходимые подтверждающие документы, и правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным.

Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалованных судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 по делу N А32-14655/2008-70/135 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи

В.А.БОБРОВА

С.А.КАНАТОВА