Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2009 по делу N А63-4144/2008 Отмена ранее действующих Методических рекомендаций не является основанием для изменения кадастровой стоимости земельных участков, которая определена на основании действующих на момент ее расчета нормативных актов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2009 г. по делу N А63-4144/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Айбатулина К.К. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - потребительского общества “Ставропольские парки культуры и отдыха“ - Кудрявцева С.В. (доверенность от 01.06.2007) и Бондаренко В.Г. (председатель совета), от заинтересованного лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю - Петрухиной А.В. (доверенность от 11.01.2009), от третьего лица - администрации г. Ставрополя - Кравченко Д.С. (доверенность от 12.01.2009), в
отсутствие третьих лиц: Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Ставрополя, Правительства Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю и администрации г. Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.12.2008 (судья Кузьмина М.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Мельников И.М.) по делу N А63-4144/2008, установил следующее.

ПО “Ставропольские парки культуры и отдыха“ (далее - потребительское общество) обратилось с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконными действий управления, выразившихся в предоставлении Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Ставрополя сведений о кадастровой стоимости земельных участков парков “Победы“ и “Центральный“, принадлежащих потребительскому обществу, за 2007 и 2008 годы, исчисленной на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2006 N 176-п, вместо сведений о кадастровой стоимости, исчисленной на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 30.08.2005 N 105-п, незаконными и не соответствующими положениям статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, подпункта 2.4.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 38 (уточненные требования).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Ставрополя (далее - администрация), Инспекция Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Ставрополя (далее - инспекция),
Правительство Ставропольского края.

Решением от 15.12.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2009, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия управления, выразившиеся в предоставлении инспекции сведений о кадастровой стоимости земельных участков парков “Победы“ и “Центральный“, принадлежащих потребительскому обществу, за период с 10.05.2007 по 31.12.2007 и 2008 год, исчисленной на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2006 N 176-п, вместо сведений о кадастровой стоимости, исчисленной на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 30.08.2005 N 105-п, незаконными, не соответствующими положениям статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, подпункта 2.4.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.

Судебные инстанции исходили из того, что в связи с отменой Методики государственной кадастровой оценки земель поселений (утверждена приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337) для определения кадастровой стоимости земельных участков заявителя должны применяться удельные показатели кадастровой стоимости земель, утвержденные постановлением Правительства Ставропольского края от 30.08.2005 N 105-п. Применение управлением для земель парков удельных показателей кадастровой стоимости при отмене рекомендаций, по которым они рассчитаны и наличии действующих удельных показателей, по которым возможен расчет по действующей методике, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, нарушает требования законодательства, а также права и законные интересы потребительского общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд указал, что расчеты с применением удельных показателей, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2006 N 176-п, не могут применяться с 10.05.2007.
С указанной даты для определения кадастровой стоимости земельных участков потребительского общества должны применяться удельные показатели, утвержденные постановлением Правительства Ставропольского края от 30.08.2005 N 105-п.

В кассационной жалобе управление просит отменить решение и апелляционное постановление как принятые с нарушением норм материального права, а также указывает на несоответствие сделанных судами выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, расчет кадастровой стоимости земельных участков потребительского общества произведен в соответствии с действовавшей на момент его осуществления Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337, и сведениями отчета по актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений на территории г. Ставрополя от 22.12.2006. Утверждение государственной кадастровой оценки земель г. Ставрополя осуществлено до утверждения приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Администрация в кассационной жалобе просит отменить решение от 15.12.2008 и постановление апелляционного суда от 14.04.2009 в связи с неверным применением норм материального права. Заявитель указывает, что земельные участки потребительского общества не относятся к землям лесного фонда, а также землям городских лесов. На момент проведения кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 30.08.2005 N 105-п, земельный участок, занятый парком “Победы“, не учитывался и его оценка не производилась. Суды пришли к необоснованному выводу о необходимости применения при расчете кадастровой стоимости земельных участков потребительского общества методики, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, поскольку на момент определения кадастровой стоимости названный приказ не был принят.

В отзывах на жалобы потребительское общество просит отказать в их удовлетворении, считая судебные акты законными и обоснованными.

Инспекция представила в суд
ходатайство, в котором просит рассмотреть кассационные жалобы в ее отсутствие. Кассационный суд указанное ходатайство удовлетворил.

В заседании представители управления, администрации и потребительского общества поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзывах на них.

В заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв до 14 часов 10 минут 08.07.2009. После перерыва судебное заседание по делу продолжено.

Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить в части удовлетворения заявления.

Как видно из материалов дела, на основании постановлений главы администрации г. Ставрополя от 12.07.1993 N 1013, от 16.08.2000 N 3086 и от 25.12.2000 N 4807 потребительскому обществу предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки для осуществления деятельности парка культуры и отдыха площадью 115 270 кв. м и 199,7 га. Право постоянного бессрочного пользования зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 26 АГ N 288143 и серии 26 АВ N 063710 (т. 1, л. д. 8, 9).

Земельные участки поставлены на кадастровый учет: земельному участку площадью 115 270 кв. м (“Центральный парк“), расположенному по адресу: г. Ставрополь, просп. Октябрьской Революции, 22, присвоен кадастровый номер 26:12:03 01 05:0014; земельному участку площадью 1 997 тыс. кв. м (Парк “Победы“), расположенному по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 111, - кадастровый номер 26:12:010901:0004 (т. 1, л. д. 1; т. 2, л. д. 28).

Потребительское общество представило в инспекцию уточненные декларации по земельному налогу за I и II кварталы 2007 года. По итогам 2007 года потребительское общество представило декларацию по земельному налогу за 9 месяцев 2007
года (т. 1, л. д. 46 - 84; т. 2, л. д. 41 - 54). Инспекцией проведена камеральная проверка поданных деклараций, по результатам которой составлены акты и приняты решения от 12.02.2008 N 2429, 2433, 2434 об отказе потребительскому обществу в возврате суммы земельного налога и предложено уплатить недоимку, а также внести необходимые изменения в документы бухгалтерского и налогового учета (т. 1, л. д. 12 - 20). Основанием для принятия названных решений послужили сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученные от управления (т. 2, л. д. 89 - 91).

Считая действия управления, выразившиеся в предоставлении в инспекцию неверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков потребительского общества, незаконными и нарушающими его права, потребительское общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом,
решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу положений статьи 389 Налогового кодекса.

Согласно статье 396 Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года. Для обеспечения администрирования земельного налога названной статьей закреплена обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в силу статьи 389 Налогового кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 12 статьи 396 Налогового кодекса).

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 08.04.2000 N
316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2006 N 176-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений города-курорта Ессентуки, городов Невинномысска, Ставрополя. Постановление вступило в силу с 01.01.2007 (т. 1, л. д. 25 - 27).

Удельные показатели кадастровой стоимости земель г. Ставрополя по видам функционального использования земель определены в таблицах подготовленного некоммерческим партнерством “Ставропольская ассоциация независимых оценщиков“ отчета по актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений на территории города Ставрополя.

Суды установили, что удельные показатели кадастровой стоимости определены в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337. Расчет кадастровой стоимости земельных участков потребительского общества произведен управлением по 12 группе вида функционального использования (земли под лесами в поселениях (в том числе городскими лесами), под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд (в том числе лесопарками, парками, скверами, бульварами)), установленного в приложении 1 Методики государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337.

Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2007 N 150 установлено, что в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 “Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов“ приказ Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 “Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель поселений“ не применяется с 10.05.2007.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, вступили в силу 26.05.2007.

В соответствии с названным документом
к одному из видов разрешенного использования относятся земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами (подпункт 1.2.14).

Согласно пункту 2.4.2 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.14, устанавливается равной произведению среднего для субъекта Российской Федерации значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда на площадь земельных участков.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 30.08.2005 N 105-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Ставропольского края по состоянию на 01.01.2000.

Суды пришли к выводу о том, что в связи с отменой Методических рекомендаций, утвержденных приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337, для определения кадастровой стоимости земель должны применяться удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Правительства Ставропольского края от 30.08.2005 N 105-п. Применение управлением для земель парков удельных показателей кадастровой стоимости при отмене рекомендаций, по которым они рассчитаны и наличии действующих удельных показателей, по которым возможен расчет на основании действующей методики, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, нарушает требования законодательства.

В то же время суды не учли следующее.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, вступили в силу с 26.05.2007. На дату утверждения Правительством Ставропольского края результатов государственной кадастровой оценки земель г. Ставрополя (постановление от 28.12.2006 N 176-п) указанные Методические рекомендации не действовали.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункты 12, 13 статьи 396 Налогового кодекса РФ, а не статьи 391.

В соответствии с пунктами 12, 13 статьи 391 Налогового кодекса управление правомерно представило в налоговый
орган сведения о кадастровой стоимости земельных участков потребительского общества по состоянию на 01.01.2007.

Таким образом, нельзя признать правильным вывод судов о нарушении прав потребительского общества тем обстоятельством, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков определена по состоянию на 01.01.2007 в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337.

Отмена ранее действующих методических рекомендаций не является основанием для изменения кадастровой стоимости земельных участков, которая определена на основании действующих на момент ее расчета нормативных актов.

Кроме того, суды пришли к неверному выводу о возможности определения кадастровой стоимости земельных участков потребительского общества в 2008 году путем непосредственного применения пункта 2.4.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.

В силу пункта 4 раздела II Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“ (утвержден приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215) процедура определения кадастровой оценки земельных участков в соответствии с названными Методическими указаниями включает в себя ряд последовательных этапов, в том числе и утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изложенное подтверждается пунктом 1.3 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152).

В материалах дела нет доказательств, подтверждающих наличие оснований для расчета кадастровой стоимости земельных участков потребительского общества, предусмотренных пунктом 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222).

При таких обстоятельствах отсутствует совокупность оснований, достаточных для удовлетворения заявления.

Учитывая, что суды полно и всесторонне исследовали материалы дела и установили имеющие существенное значение обстоятельства, однако неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 1 части 2 статьи 287 Кодекса считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, не нашли своего подтверждения и не опровергают вывода о том, что кадастровая стоимость земельных участков потребительского общества определена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.12.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 по делу N А63-4144/2008 в части удовлетворения заявления и признания незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю отменить.

Принять в этой части новый судебный акт.

В удовлетворении заявления потребительского общества “Ставропольские парки культуры и отдыха“ отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.12.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 по делу N А63-4144/2008 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.МЕЩЕРИН

Судьи

К.К.АЙБАТУЛИН

В.Е.ЕПИФАНОВ