Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.07.2009 по делу N А63-3828/2008-С1-35 Иск о взыскании убытков, возникших в связи с выполнением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, удовлетворен, поскольку возникшие у больницы расходы, явившиеся следствием бездействия органов государственной власти РФ, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, являются убытками и в соответствии с положениями статей 15 и 16 ГК РФ подлежат взыскания с Министерства финансов РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июля 2009 г. по делу N А63-3828/2008-С1-35

Резолютивная часть постановления объявлена 1 июля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 3 июля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Илюшникова С.М. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - муниципального учреждения здравоохранения “Детская городская больница“ города-курорта Кисловодска - Аппаковой И.С. (доверенность от 30.10.2008), от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю - Бондаренко А.Н. (доверенность от 22.01.2009), в отсутствие ответчика - Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, третьих лиц: Федерального фонда обязательного
медицинского страхования и администрации города-курорта Кисловодска, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2009 (судья Мещерин А.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 (судьи Сулейманов З.М., Винокурова Н.В., Жуков Е.В.) по делу N А63-3828/2008-С1-35, установил следующее.

МУЗ “Детская городская больница“ города-курорта Кисловодска (далее - больница) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Ставропольскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - фонд) о взыскании убытков в размере 1 421 520 рублей, возникших в связи с выполнением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением от 16.07.2008 суд первой инстанции по ходатайству истца привлек к участию в деле Министерство финансов Российской Федерации (далее - министерство) в качестве ответчика.

Определением от 11.12.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и администрация города-курорта Кисловодска.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009, исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице министерства за счет средств казны Российской Федерации взыскано 1 421 520 рублей в пользу больницы.

В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, указывая что суды не применили закон, подлежащий применению, министерство не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, больница не доказала наличие условий, предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, для возмещения
вреда.

В отзывах на кассационную жалобу больница и фонд просят оставить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, больница и фонд заключили договор от 13.01.2006 о выполнении учреждением, оказывающим медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. По условиям договора в целях реализации программы бесплатной медицинской помощи на 2006 год медицинскими работниками оказывалась гражданам дополнительная медицинская помощь. Срок договора установлен сторонами - с 01.01.2006 по 31.12.2006.

На 2007 год заключен договор от 15.01.2007 N 825834 на таких же условиях, что и договор от 13.01.2006. Срок договора установлен сторонами - с 01.01.2007 по 31.12.2007.

Как установлено судебными инстанциями и не оспаривается сторонами, фонд перечислил больнице средства на указанные в договорах цели по бюджетным заявкам больницы.

Больница при расчете отпускных пособий врачам и медсестрам за 2006 и 2007 годы не учитывала выплаты, произведенные за оказание дополнительной медицинской помощи, в связи с этим контролирующими органами вынесены предписания об устранении нарушений трудового законодательства.

Из материалов дела видно, что, исполняя предписание, больница произвела начисление и оплату отпускных медицинским сотрудникам за 2006 год в размере 486 234 рублей и в 2007 году - 1 227 348 рублей. Учитывая налоги за 2007 год, больницей на указанные
цели произведено расходование средств фонда в общей сумме 1 421 520 рублей. По результатам проверки специалистами фонда составлен акт от 14.03.2009, в котором указано на нецелевое использование больницей денежных средств фонда в размере 1 421 520 рублей.

В адрес больницы вынесено предписание от 27.03.2008 N 07/964ф, в котором фонд указал на необходимость устранения нарушения нецелевого использования денежных средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 421 520 рублей и восстановления на счет обязательного медицинского страхования больницы указанной суммы из других источников финансирования. Больница обратилась с требованиями о взыскании спорной суммы в арбитражный суд, считая сумму 1 421 520 рублей убытками, которые подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции исходили из того, что постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2007 N 833 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 825“ установлено, что финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного пунктом 1 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС, осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, а также статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что в соответствии с положениями Федерального закона “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год“ и Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461, финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи является расходным обязательством Российской Федерации, суд пришел к выводу о взыскании спорных денежных
средств с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации.

Частью первой статьи 9 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.

Частью третьей статьи 9 Закона N 171-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью первой настоящей статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.

Правилами предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851, установлено, что территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения на условиях использования названных денежных средств на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 3 Правил N 851 средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 тыс. рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5 тыс. руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих
коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В силу части четвертой статьи 9 Закона N 171-ФЗ территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью первой настоящей статьи, на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.

Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2007 году установлен Федеральным законом от 29.12.2006 N 243-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год“ и Правилами предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 825 (далее - Правила N 825).

Названными нормативными актами четко определены категории медицинских
работников, которым установлены дополнительные выплаты, вид учреждения, размер выплат и их назначение. При этом не предусмотрено финансирование дополнительных расходов учреждений здравоохранения, связанных с увеличением среднего заработка медработников.

В соответствии с пунктом 3 Правил N 825 (с учетом дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2007 N 833) финансовое обеспечение государственного задания осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.

Поскольку в 2006 и 2007 годах средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не поступали, суды, проверив их размер, обоснованно квалифицировали дополнительные расходы больницы как убытки и, руководствуясь нормами статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, возложили обязанность по возмещению убытков на Российскую Федерацию за счет казны Российской Федерации.

Довод министерства о том, что надлежащим ответчиком по делу должен быть Федеральный фонд обязательного медицинского страхования как главный распорядитель бюджетных средств, отклоняется кассационным судом. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого взысканы убытки (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

Таким образом, возникшие у больницы расходы, явившиеся следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, обоснованно квалифицированы судами как убытки и в соответствии с положениями статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации взысканы с Министерства финансов Российской Федерации
за счет казны Российской Федерации.

Нормы материального права применены судами правильно. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, основания для отмены либо изменения оспариваемых судебных актов отсутствуют.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу N А63-3828/2008-С1-35 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В.ЧЕСНЯК

Судьи

С.М.ИЛЮШНИКОВ

Л.И.САВЕНКО