Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.06.2009 по делу N А25-1079/2008-4 В удовлетворении иска о принудительной реорганизации общества отказано, поскольку на момент вынесения судом решения ответчик добровольно осуществил реорганизацию и не совмещает деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июня 2009 г. по делу N А25-1079/2008-4

Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 8 июня 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Спириденко Т.А., судей Трифоновой Л.А. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике - Матакаева И.И. (доверенность от 27.08.2008), Шоовой А.М. (доверенность от 05.05.2009), от ответчика - открытого акционерного общества “Черкесские городские электрические сети“ - Тараненко Е.В. (доверенность от 01.10.2008), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики
от 30.01.2009 по делу N А25-1079/2008-4 (судья Афаунова Т.Х.), установил следующее.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - антимонопольная служба) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к ОАО “Черкесские городские электрические сети“ (далее - общество) о принудительной реорганизации общества.

Решением от 30.01.2009 в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что на момент вынесения судом решения ответчик добровольно осуществил реорганизацию и не совмещает деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. Суд установил, что общество осуществляет функции энергосбытовой организации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе антимонопольная служба просит отменить решение от 30.01.2009 как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об удовлетворении ее требований. По мнению заявителя, решение арбитражного суда не основано на материалах дела; доказательства фактической реорганизации общества не представлены. Вывод суда о том, что общество не совмещает деятельность по передаче и купле-продаже электроэнергии, необоснован, поскольку в деле отсутствуют доказательства государственной регистрации права собственности на объекты сетевого хозяйства на балансе вновь созданных юридических лиц.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители антимонопольной службы повторили доводы кассационной жалобы; представитель общества просил оставить решение от 30.01.2009 без изменения, считая его законным и обоснованным.

Изучив материалы дела и выслушав представителей антимонопольной службы и общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях проверки соблюдения законности деятельности общества антимонопольная служба направила в его адрес запрос от 06.03.2007 N 152-2 о
необходимости в срок до 16.03.2007 представить материалы и информацию по учредительной и финансово-хозяйственной деятельности общества за 2006 - 2007 годы.

В письме от 22.03.2007 N 459 общество сообщило, что оно является энергоснабжающей организацией и осуществляет деятельность по купле-продаже электроэнергии и ее передаче потребителям - юридическим лицам и что в настоящее время осуществляются подготовительные мероприятия для завершения процесса разделения видов деятельности по передаче и сбыту электроэнергии.

На основании приказа антимонопольной службы от 03.12.2007 N 90 возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении обществом запрета по совмещению функций.

В результате рассмотрения дела комиссия антимонопольной службы установила, что общество продолжает необоснованно совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по купле-продаже электрической энергии. Решением от 14.12.2007 N 1821-2 антимонопольная служба обязала общество в срок до 25.07.2008 осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения и прекратить совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по купле-продаже электрической энергии.

Неисполнение обществом решения антимонопольной службы в установленный в нем срок послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Согласно статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике“ (далее - Закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ) запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в
границах одной ценовой зоны оптового рынка. В целях обеспечения реализации названных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии. Контроль за выполнением хозяйствующими субъектами требований настоящей статьи, в том числе контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 628 “Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предприятиями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331“ (далее - Правила) контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленного запрета возложен на Федеральную антимонопольную службу России.

В абзаце 9 статьи 6 Закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ предусмотрено, что юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 10 Правил указано, что антимонопольный орган выносит решение о принудительной реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения), в том
числе в случае, если хозяйствующий субъект не соблюдает запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.

Из приведенных норм права следует, что неисполнение коммерческой организацией требований статьи 6 Закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ порождает у антимонопольной службы право вынести решение о принудительной реорганизации юридического лица.

В силу части 2 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительная реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению суда.

При рассмотрении требований антимонопольной службы суд установил, что общество на момент вынесения решения реорганизовано путем выделения двух хозяйствующих субъектов: ОАО “Распределительная сетевая компания“ и ОАО “Электротехническая компания“, о чем 10.10.2008 внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельства серии 09 N 000508784, 000508433).

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В качестве целей деятельности, закрепленных в уставах данных юридических лиц, указано обеспечение работоспособности электрических сетей и передаче электроэнергии. В уставе общества закреплено, что основным видом деятельности общества является покупка и реализация электроэнергии, то есть деятельность в качестве энергосбытовой организации.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что предусмотренная Законом от 26.03.2003 N 36-ФЗ и предписанная решением антимонопольной службы от 14.12.2007 N 1821-2 реорганизация общества завершена 10.10.2008, и отсутствии в связи с этим оснований для удовлетворения заявленных антимонопольной службой требований.

Довод кассационной жалобы о том, что проведенная обществом реорганизация фактически не завершена, поскольку не осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанное
в разделительном балансе имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности выделившимся юридическим лицам, противоречит статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону от 26.03.2003 N 36-ФЗ и материалам дела.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных актов, не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.01.2009 по делу N А25-1079/2008-4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.СПИРИДЕНКО

Судьи

Л.А.ТРИФОНОВА

И.И.ФЕФЕЛОВА