Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.05.2009 по делу N А01-955/2008 Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не проверил, расположен ли спорный земельный участок в границах земель, переведенных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 N 1555-р в нелесные для использования их в целях, не связанных в ведением лесного хозяйства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2009 г. по делу N А01-955/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2009.

Полный текст постановления изготовлен 12.05.2009.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Белоусовой Л.В. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - прокурора Республики Адыгея - Корчевникова Д.А. (удостоверение), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью “Энэктур“ - Ахметова Э.Р. (доверенность от 07.07.2008), от третьего лица - Управления лесами по Республике Адыгея - Маушевой Ф.М. (доверенность от 12.05.2009), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования Майкопский район, Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея, третьих лиц: Территориального управления Федерального
агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, Комитета по имущественным отношениям администрации муниципального образования Майкопский район, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу прокурора Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.09.2008 (судья Аутлева Р.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 (судьи Золотухина С.И., Смотрова Н.Н., Ткаченко Т.И.) по делу N А01-955/2008, установил следующее.

Прокурор Республики Адыгея (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском о признании недействительными: распоряжения администрации муниципального образования Майкопский район (далее - администрация) от 25.09.2007 N 1139-3 о предоставлении в собственность ООО “Энэктур“ (далее - общество) земельного участка для рекреационных целей с кадастровым номером 01:04:59 01 001:0128 площадью 12431 кв. м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, в 7,8 км на северо-запад от п. Гузерипль, урочище “Партизанская поляна“; договора купли-продажи этого же земельного участка от 25.09.2007, заключенного администрацией и обществом, и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде признания недействительной государственной регистрации права собственности общества на земельный участок.

К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесами по Республике Адыгея, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, Комитет по имущественным отношениям администрации муниципального образования Майкопский район, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея.

Решением от 17.09.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2009, прокурору отказано в удовлетворении заявленных требований. Судебные акты мотивированы тем, что Правительство Российской Федерации распоряжением от 14.10.1996
N 1555-р разрешило перевод 4,21 га лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Поскольку спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, установленные законом ограничения на приватизацию земель лесного фонда на него не распространяются. На земельном участке расположен объект недвижимости в виде сауны, поэтому обществу в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации принадлежит право на приобретение участка в собственность.

В кассационной жалобе прокурор просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, судебные инстанции не приняли во внимание, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 N 1555-р признано незаконным. Спорный земельный участок из категории земли лесного фонда не изъят. При предоставлении обществу земельного участка нарушены требования статей 7 и 46 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года). Письмом от 09.12.2005 N 2177 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея отказало обществу в предоставлении спорного земельного участка в связи с его нахождением в составе лесного фонда.

В отзывах на жалобу Управление лесами Республики Адыгея и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом поддерживают доводы прокурора.

В судебном заседании представители прокуратуры, общества и Управления лесами Республики Адыгея поддержали доводы жалобы и отзывов.

Изучив материалы дела и выслушав прокурора, представителей общества и Управления лесами Республики Адыгея, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, распоряжением администрации от 25.09.2007 N 1139-з обществу предоставлен возмездно в собственность
земельный участок площадью 12 431 кв. м (кадастровый номер 01:04:59 01 001:0128) из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, 7,8 км на северо-запад от п. Гузерипль, урочище “Партизанская поляна“, для рекреационных целей.

На основании указанного распоряжения МУ “Комитет имущественных отношений администрации муниципального образования Майкопский район“ (продавец) и общество (покупатель) заключили договор купли-продажи от 25.09.2007, по которому земельный участок площадью 12 431 кв. м (кадастровый номер 01:04:59 01 001:0128) из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, 7,8 км на северо-запад от п. Гузерипль, урочище “Партизанская поляна“, передан в собственность общества для использования в рекреационных целях. Переход права собственности к покупателю в зарегистрирован в установленном порядке.

Прокурор, считая распоряжение администрации от 25.09.2007 N 1139-3 и договор купли-продажи земельного участка от 25.09.2007 не соответствующими закону, обратился с иском в суд.

В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),
наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Следовательно, администрация обязана доказать правомерность принятия ею распоряжения от 25.09.2007 N 1139-з.

Возражая против требований прокурора, администрация указала, что на основании постановления администрации от 29.12.1995 N 1066 и постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 16.01.1996 N 16 спорный земельный участок предоставлен обществу в постоянное (бессрочное) пользование. Обществу выдан государственный акт РА 2 N 000480 о праве постоянного (бессрочного) земельным участком.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 N 1555-р (далее - распоряжение от 14.10.1996) разрешен перевод 4,21 га земель в нелесные для использования их в целях, не связанных в ведением лесного хозяйства, в целях развития туризма и решения социально-бытовых проблем в предгорной части Майкопского района.

Приведенные администрацией обстоятельства позволили судам первой и апелляционной инстанций сделать вывод, что спорный земельный участок исключен из лесного фонда.

Однако данный вывод суда сделан без исследования и установления обстоятельств, имеющих существенное значение для принятия по спору законного решения.

Согласно статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, действовавших на дату принятия распоряжения от 14.10.1996, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

Статьей 22 Основ лесного законодательства Российской Федерации предусмотрено, что порядок перевода лесных земель
в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти.

Данный вопрос урегулирован Правительством Российской Федерации в постановлении от 23.10.1993 N 1064 “О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользование лесным фондом (в редакции от 27.12.1994 N 1428).

Кабинет Министров Республики Адыгея в постановлении от 16.01.1996 N 16 согласился с предложением администрации о передаче лесных земель лесов первой группы Гузерипльского лесхоза общей площадью 4,21 гектара обществу под строительство туристического комплекса. Обществу передано в постоянное пользование из лесов первой группы Гузерипльского лесхоза лесные земли Гузерипльского лесничества: в квартале N 53 выделы N 29 (0,35 га) и 32 (0, 76 га), в квартале N 21 выделы N 31 (0,8 га), 45 (0,3 га), 47 (0,1 га), в квартале N 33 выдел N 4 (0,1 га); земли Хамышенского лесничества в квартале 34 выделы N 26 (0,8 га), 38 (0,2 га), 24 (0,5 га) и 25 (0,3 га).

Распоряжением от 14.10.1996 разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом в Республике Адыгея площадью 4,21 гектара.

Из справки Управления лесами Республики Адыгея от 09.04.2007 N 58 следует, что участки лесного
фонда Гузерипльского лесхоза общей площадью 4,21 га, расположенные в Гузерипльском лесничестве в квартале N 21 выдела N 50 (0,6 га), в квартале N 31 выдела N 56 (0,4 га), в квартале N 33 выдела N 33, в квартале N 53 выдела N 35 (0,5 га), выдела N 36 (0,56 га), в Хамышинском лесничестве в квартале N 34 выдела N 70 (1,8 га) изъяты из лесного фонда на основании распоряжения от 14.10.1996 и переданы обществу.

Однако данные о лесных землях, переведенных в нелесные земли, отраженные в постановлении Кабинета Министров Республики Адыгея от 16.01.1996 N 16 не совпадают по кварталам, выделам и площадям со сведениями Управления лесами Республики Адыгея о фактически изъятых из лесного фонда и переданных обществу земельных участках.

Данные противоречия суды первой и апелляционной инстанции не исследовали и не устранили. Поэтому вывод суда об изъятии спорного земельного участка из лесного фонда является преждевременным.

Прокурор оспаривает также договор купли-продажи земельного участка от 25.09.2007. Сторонами договора являются общество и МУ “Комитет имущественных отношений администрации муниципального образования “Майкопский район“. Поэтому МУ “Комитет имущественных отношений администрации муниципального образования “Майкопский район“ по своему процессуальному положению должно быть ответчиком по требованию о признании недействительным заключенного с его участием договора. Привлечение его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ограничило или могло его ограничить в процессуальных правах. Однако суды первой и апелляционной инстанций не обсудили и не решили вопрос об изменении процессуального положения МУ “Комитет имущественных отношений администрации муниципального образования “Майкопский район“. Допущенное судом процессуальное нарушение привело или могло привести к принятию
неправильного решения, поэтому оно является существенным и влечет последствие в виде отмены судебных актов.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные обстоятельства.

Суду также следует иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ юридические лица, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Пункт 5 этой же нормы земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий относит к числу ограниченных в обороте.

Из содержания распоряжения от 25.09.2007, договора купли-продажи от 25.09.2007 и кадастрового плана следует, что земельный участок расположен в пределах особо охраняемых территорий и объектов.

Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на пункт 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, указали, что в материалах дела отсутствуют доказательства о принятии решения соответствующим органом об изъятии участка из хозяйственного использования и оборота.

Однако согласно пунктам 4, 5 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в
соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

В материалы дела представлено постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 25.10.2004 N 191 “О придании статуса памятника природы Республики Адыгеи уникальным природным комплексам, согласно которому объявлены памятниками природы регионального значения природные объекты, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения согласно приложению N 1, а также утверждены границы (приложение N 2). В эти границы попали участки Гузерипльского лесничества: квартал N 33, выдел N 33 и квартал N 53, выделы N 35, 36, предоставленные обществу.

Суд не исследовал данные обстоятельства и не определил, не входит ли спорный земельный участок в границы территорий памятников природы, а также не выяснил, на основании чего администрация указала, что спорный участок отнесен к числу особо охраняемых территорий и объектов.

Кроме того, суду надлежит уточнить, не входит ли спорный земельный участок в состав Кавказского государственного биосферного заповедника.

Довод прокурора о том, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 N 1555-р признано недействительным подлежит отклонению.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N ГКПИ97-249 распоряжение Правительства Российской Федерации 14.10.1996 N 1555-р признано недействительным. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.1998 решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N ГКПИ97-249 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении решением Верховного Суда Российской Федерации
от 12.05.1999 N ГКПИ97-249 в признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 N 1555-р отказано.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.09.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 по делу N А01-955/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

К.К.АЙБАТУЛИН

Судьи

Л.В.БЕЛОУСОВА

А.И.МЕЩЕРИН