Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 N 15АП-5973/2010 по делу N А32-15338/2009 По делу о признании незаконным решения государственного органа об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязании предоставить земельный участок в собственность.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2010 г. N 15АП-5973/2010

Дело N А32-15338/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Авдониной О.Г.,

судей Ехлаковой С.В., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,

без участия сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского хозяйства “Букир“ Ф.И.О. br>
на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 09 апреля 2010 года по делу N А32-15338/2009

по заявлению главы крестьянского хозяйства “Букир“ Ф.И.О. br>
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края

при участии третьих лиц: открытого акционерного общества “Южная телекоммуникационная компания“, открытого акционерного общества “Кубаньэнерго“

о признании незаконным
решения государственного органа субъекта Российской Федерации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязании предоставить земельный участок в собственность,

принятое в составе судьи Мазуровой Н.С.,

установил:

глава крестьянского хозяйства “Букир“ Кириченко Григорий Александрович (далее - заявитель, Кириченко Г.А.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным решения департамента от 12.05.2009 об отказе в предоставлении крестьянскому хозяйству в собственность земельного участка площадью 86,4794 га с кадастровым номером 23:3010:01 001:0036, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, Краснострельский с/о, в границах с/х “Радуга“, участок N 1; об обязании департамента предоставить указанный земельный участок в собственность по кадастровой стоимости участка 725 475 руб. 65 коп. (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования (л.д. 132 - 136 том 1).

Заявленные требования мотивированы тем, что спорный земельный участок принадлежит крестьянскому хозяйству “Букир“ на праве аренды на основании договора N 0000000891 от 25.03.2005, заключенного сроком на 10 лет.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ глава крестьянского хозяйства обратился к департаменту о предоставлении земельного участка в собственность. Решением от 12.05.2009 крестьянскому хозяйству в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на обременение земельного участка прохождением через него ЛЭП мощностью 110 кВт и 35 кВт и подземного кабеля связи.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество “Южная телекоммуникационная компания“ (далее - ОАО “ЮТК“), открытое акционерное общество “Кубаньэнерго“ (далее - ОАО “Кубаньэнерго“).

Решением суда от 09 апреля 2010 года крестьянскому
хозяйству “Букир“ в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что наличие на земельном участке линейно-кабельных сооружений связи в грунте, принадлежащих ОАО “ЮТК“, и линий электропередач, входящих в электросетевой комплекс, принадлежащий ОАО “Кубаньэнерго“, исключают возможность предоставления земельного участка в собственность крестьянскому хозяйству.

Крестьянское хозяйство “Букир“ обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить. Заявитель жалобы указал, что лишь факт наличия документов, подтверждающих право собственности

ОАО “ЮТК“ на линейно-кабельные связи (ЛКС) и право собственности

ОАО “Кубаньэнерго“ на линии электропередач (ЛЭП) не подтверждает право пользования указанных юридических лиц спорным земельным участком. При предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому хозяйству не оговаривалось наличие обременения земельного участка.

ОАО “ЮТК“ в отзыве на апелляционную жалобу указало, что земельные участки, предоставленные для нужд связи, ограничены в обороте и не могут предоставляться в собственность за исключением случаев, установленных Федеральным законом. Крестьянское хозяйство не обращалось в адрес

ОАО “ЮТК“ о выдаче технических условий на вынос линейно-кабельных сооружений.

Стороны и третье лицо не обеспечили явку в судебное заседание своих представителей, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном Законом порядке.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя, заинтересованного лица и третьих лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по договору от 25.03.2005 N 0000000891 аренды земельного участка департамент предоставил крестьянскому хозяйству во временное владение и пользование на праве аренды сроком на 10
лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 86,4794 га с кадастровым номером 23:3010:01 001:0036, расположенный по адресу: Краснодарский край, Краснострельский с/о, в границах с/х “Радуга“, участок N 1.

18.06.2008 глава крестьянского хозяйства обратился в департамент с заявлением о приобретении спорного земельного участка в собственность за плату. Заявление о выкупе земельного участка основано на положениях Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“.

Решением N 52-7069/09-31.04 от 12.05.2009 департамент отказал крестьянскому хозяйству в удовлетворении заявления со ссылкой на обременение земельного участка прохождением через него ЛЭП мощностью 110 кВт и 35 кВт и подземного кабеля связи.

Указанное обстоятельство явилось основанием для предъявления требования по настоящему делу.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные
участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и физическим лицам регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и корреспондирует пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ (далее - Закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ).

Земельный кодекс определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости немотивированного отказа в выкупе земельных участков.

В силу пункта 4 статьи 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ “Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае“.

В статье 21 указанного Закона предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель (в редакции Закона N 1293-КЗ от 25.07.2007, действовавшей на
момент обращения крестьянского хозяйства с заявлением о выкупе).

Из анализа приведенных норм следует, что крестьянское хозяйство как арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и участок используется в соответствии с его целевым назначением.

Судом установлено, что арендуемый земельный участок сформирован, определен на местности с указанием границ и площади, поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

В соответствии с данными государственного кадастрового учета категория арендуемого земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

В выписке из государственного кадастра недвижимости отсутствуют сведения об ограничении арендуемого участка в обороте, а также об отнесении его к участкам, приватизация которых запрещена.

Суд первой инстанции, отказывая в иске, указал на наличие обременений земельного участка, препятствующих его передаче в собственность крестьянскому хозяйству. Суд признал доказанным, что ЛЭП-110 кВт (3 опоры), ЛЭП-10 кВт (11 опор) протяженностью 577 м, проходящие по спорному земельному участку, входят в электросетевой комплекс ПС-110/10 кВт “Радуга“, принадлежащий ОАО “Кубаньэнерго“ на праве собственности (свидетельство от 25.02.2008 серии АД N 600032). Суд также установил, что проходящий в границах земельного участка подземный кабель телефонной связи протяженностью 571 м входит в состав линейно-кабельных сооружений связи в грунте литер Л протяженностью 5640 м и принадлежит ОАО “ЮТК“ на праве собственности (свидетельство от 03.07.2006 серии 23-АА N 844776). Суд пришел к выводу, что наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности иным лицам, имеющим исключительное право на приватизацию земельного
участка в собственность, препятствует передаче спорного земельного участка в собственность КФХ “Букир“.

Указанный вывод суда сделан без учета следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Линейные объекты (линии электропередач и телефонные линии) сами по себе не относятся в категории зданий, строений и сооружений, принадлежность которых порождает исключительное право их собственников на приватизацию земельных участков.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ юридическим лицам предоставлено право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 названного Федерального закона.

Между тем, ОАО “ЮТК“ не представило доказательства предоставления ему на праве постоянного (бессрочного) пользования части спорного земельного участка, по которой проходит принадлежащая обществу подземная линия телефонной связи.

Из представленных ОАО “Кубаньэнерго“ документов следует, что постановлением главы администрации Темрюкского района N 381 от 27.03.1995 принято решение о предоставлении Славянским электрическим сетям АО “Кубаньэнерго“ в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков на территории Темрюкского района общей площадью 10,58 га, в том числе под подстанции - 7,58 га, под опорами ВЛ-6-10-35-110 кВ - 12,0 га. При этом для подстанции “Радуга“ был отведен земельный участок площадью
0,17 га и под фидеры (передающие линии) РД-1, РД-3, РД-5, относящиеся к указанной подстанции, земельные участки площадями 2050 кв. м, 1050 кв. м, 500 кв. м соответственно (л.д. 148 - 151 том 1).

Между тем, государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком серии КК-2 N 251501001865 выдан лишь на земельные участки, занятые электрическими подстанциями, общей площадью 7,58 га (л.д. 1 - 5 том 2). Доказательства предоставления Славянским электрическим сетям земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования непосредственно под опорами воздушных линий электропередач, в материалы дела не представлены.

Таким образом, третьи лица не доказали предоставление им в установленном законом порядке в бессрочное (постоянное) пользование какой-либо части спорного земельного участка для эксплуатации принадлежащих им линейных объектов.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, отнесенные пунктом 1 указанной статьи к той или иной категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Спорный земельный участок полностью отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и представляет собой пашню, в связи с чем, в силу статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, имеет
приоритет в использовании и подлежит особой охране.

В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. С учетом того, что одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков (п. 1 ст. 3 Федерального закона N 101-ФЗ), предоставление части спорного земельного участка иным лицам, возможно лишь при изменении целевого использования земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Особые условия использования земельного участка не являются препятствием для передачи земельного участка в собственность, а налагают на пользователей земельных участков обязанность принимать все зависящие от них меры, способствующие обеспечению сохранности этих линий (Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 11.09.1972 N 667 и Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утверждены Постановлением Совмина СССР от 26.03.1984 N 255).

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия
оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Департамент не представил доказательства, обосновывающие законность отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность крестьянского хозяйства.

Исходя из изложенных обстоятельств, требование заявителя о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края заключить с главой крестьянского хозяйства договор купли-продажи земельного участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23630:10 01 001:0036, находящегося в собственности Краснодарского края, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Существенным условием возникновения права на приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения является факт его использования по назначению в течение установленного срока. Доказательства использования крестьянским хозяйством земельного участка по целевому назначению подтверждены материалами дела (л.д. 18 том 2).

В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что испрашиваемый в собственность и находящийся в фактическом целевом пользовании крестьянского хозяйства земельный участок сельскохозяйственного назначения изъят из гражданского оборота либо ограничен в обороте, а форма его собственности не может быть изменена.

Довод ОАО “ЮТК“, о том, что крестьянское хозяйство не обращалось в адрес ОАО “ЮТК“ о выдаче технических условий на вынос линейно-кабельных сооружений не имеет правового значения для разрешения требования заявителя.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 8 Постановления от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства“ разъяснил следующее: Закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Как было указано выше, оборот земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края регламентирован Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ “Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае“.

Статьей 21 Закона предусмотрено, что выкупная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, приобретаемого гражданами и юридическими лицами, устанавливается в размере кадастровой стоимости земельных участков.

Крестьянское хозяйство просит обязать предоставить ему земельный участок по цене, существовавшей на дату обращения с заявлением о выкупе (18.06.2008). Из кадастровой выписки на земельный участок от 16.10.2008 N 30/08-03-16587 следует, что кадастровая стоимость земельного участка на указанную дату составляла 725 475 руб. 68 коп.

Между тем, при определении цены выкупа земельного участка следует исходить из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, то есть цена определяется сторонами в момент заключения договора. Таким образом, цена по договору купли-продажи земельного участка должна определяться на основании действовавших на момент его заключения законов и нормативных правовых актов. Если действует установленная компетентным органом цена, то она должна быть воспроизведена в договоре.

Крестьянское хозяйство вправе приобрести земельный участок по цене, которой установлен Законом Краснодарского края на момент заключения договора. При этом крестьянское хозяйство вправе требовать возмещения убытков, причиненных несвоевременным решением вопроса о предоставлении земельного участка в собственность.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение об удовлетворении заявления крестьянского хозяйства.

Пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005) в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Установленная названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005 обязанность уполномоченного органа принять решение о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка и направить проект договора купли-продажи этого участка корреспондирует положениям пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Так как, судом установлено, что оспариваемое действие заинтересованного лица связано с отказом заключить договор купли-продажи земельного участка, то в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ устранение допущенного нарушения обусловлено с непосредственной обязанностью департамента подготовить проект договора и направить его крестьянскому хозяйству, что согласуется с правовой позицией изложенной в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005. При этом Департамент имущественных отношений КК должен указать в проекте договора стоимость земельного участка, установленную Законом Краснодарского края на момент заключения договора.

Крестьянским хозяйством заявлено ходатайство о взыскании с департамента расходов на оплату услуг представителя, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде первой инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Из содержания пункта 20 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 “О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“ следует, что при определении разумного предела расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

При этом доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 АПК РФ).

В подтверждение несения расходов на оплату услуг представителя истцом представлены договор на оказание юридических услуг от 01.06.2009, которым глава хозяйства поручил Лишняк В.А. представлять интересы крестьянского хозяйства в суде первой инстанции, и квитанция N 101429 от 01.06.2009 на сумму 15 000 руб., подтверждающая оплату Лишняк В.А. вознаграждения по договору.

При определении размера подлежащей взысканию суммы в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя суд учитывает, что по смыслу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разумные пределы расходов являются оценочной категорией и критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусмотрены.

Следовательно, в каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела. Применительно к настоящему делу суд принимает во внимание сложность дела и фактически совершенные представителем действия. Представитель Лишняк В.А. представлял интересы крестьянского хозяйства в судебных заседаниях от 06.08.2009, 30.09.2009, 05.11.2009, 15.12.2009, 26.02.2010, 05.03.2010, 12.03.2010, 02.04.2010. Представителем осуществлены активные действия по доказыванию правомерности заявленного требования и опровержению доводов департамента, представлены дополнительные доказательства.

Суд апелляционной инстанции считает, что 15 000 руб. расходов на оплату услуг представителя в суде первой инстанции по настоящему делу является соразмерными стоимости проведенной представителем работы в рамках договора на оказание юридических услуг от 01.06.2009.

На департамент также подлежат отнесению расходы заявителя по государственной пошлине в размере 2 000 руб. по заявлению и 2 000 руб. по апелляционной жалобе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 апреля 2010 года по делу N А32-15338/2009 отменить, принять новое решение.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении крестьянскому хозяйству “Букир“ Ф.И.О. в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Департаменту имущественных отношений Краснодарского края в месячный срок с момента принятия постановления направить крестьянскому хозяйству “Букир“ Ф.И.О. проект договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 86,4794 га с кадастровым номером 23:30:10:01 001:0036, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, сельскохозяйственный колхоз “Радуга“, участок N 1 в границах.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу крестьянского хозяйства “Букир“ Ф.И.О. 15 000 руб. расходов на оплату услуг представителя, 4 000 руб. государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

О.Г.АВДОНИНА

Судьи

С.В.ЕХЛАКОВА

М.Н.МАЛЫХИНА