Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 N 15АП-2466/2010 по делу N А53-26553/2009 По делу о признании незаконными действий государственного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости и о кадастровой стоимости земельного участка, обязании восстановить в отношении указанного земельного участка прежние значения кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2010 г. N 15АП-2466/2010

Дело N А53-26553/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Малыхиной М.Н.,

судей Величко М.Г., Тимченко О.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юсуповой Л.А.,

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,

от заинтересованного лица: представитель Лавронова Е.А., паспорт,

доверенность от 31.12.2009 г. N 342,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью строительно-коммерческая фирма “РостехСнаб“

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 03 февраля 2010 года по делу N А53-26553/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью

строительно-коммерческая фирма “РостехСнаб“

к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области

о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка,

принятое судьей Никоновой О.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью СКФ “РостехСнаб“ (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области о признании незаконными действий Управления по внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка площадью 1428 кв. м с кадастровым номером 61:44:0040442:159, расположенного в г. Ростове-на-Дону, пер. Журавлева, 45/103-47, сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 17 905,71 руб./кв. м и о кадастровой стоимости земельного участка в размере 25 569 353,88 руб. Общество просило также обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области восстановить в отношении указанного земельного участка прежние значения кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости, а именно: заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 25 569 353,88 руб. на 6 371 835,96 руб., сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 17 905,71 руб./кв. м заменить на 4 462,07 руб./кв. м.

Исковые требования мотивированы применением Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области неопубликованных в установленном законом порядке сведений о кадастровой стоимости земельных участков.

Определением арбитражного суда от 02.12.2009 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области заменено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра по Ростовской области).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03 февраля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд первой инстанции не
усмотрел нарушений правил проведения кадастровой оценки земель на территории Ростовской области. Решение суда мотивировано тем, что изменение кадастровой стоимости земельного участка истца обусловлено в первую очередь изменением методики государственной кадастровой оценки, а также изменением за межоценочный период рыночных цен на объекты недвижимости и иных факторов, влияющих на кадастровую стоимость. Увеличение налоговой нагрузки в результате изменения кадастровой стоимости земельного участка не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов истца, поскольку экономическая обоснованность взимаемого налога состоит в экономически обоснованных налоговых ставках.

В апелляционной жалобе ООО СКФ “РостехСнаб“ просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления ООО СКФ “РостехСнаб“ в полном объеме.

Апелляционная жалоба общества мотивирована следующими доводами.

Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, в связи с чем, относятся к нормативно-правовым, представляющие собой часть единого нормативного правового акта, подлежащего официальному опубликованию в целом. В противном случае заинтересованные лица не могут удостовериться в том, что сведения о результатах кадастровой оценки земель, размещенные на официальном сайте Управления Роснедвижимости, соответствуют тем, которые были утверждены органом исполнительной власти Ростовской области. Неопубликованные надлежащим образом значения УПКСЗ в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Ростовской области не подлежат применению как не имеющие юридической силы. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 “О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков“ регулирует порядок предоставления сведений о кадастровой стоимости земельного участка, а не сведений о средних удельных показателях кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов. Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов были утверждены до
проведения проверки результатов кадастровой оценки Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. Указанная проверка была окончена 18.09.2008, тогда как постановление администрации Ростовской области N 212 было принято 28.04.2008. Обществу было необоснованно отказано удовлетворении ходатайства об истребовании у Управления Росреестра по Ростовской области акта проверки Роснедвижимости о нарушениях методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. Увеличение кадастровой стоимости земельного участка влечет завышение налогооблагаемой базы и, как следствие, при одной и той же налоговой ставке увеличивает сумму земельного налога, подлежащего уплате исходя из новой кадастровой стоимости.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области доводы жалобы не признало, просило оставить решение суда без изменения. В отзыве Управление указало на отсутствие в доводах жалобы ссылки на какие-либо нормы права, которые были нарушены Управлением при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040442:159. Постановление администрации Ростовской области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель недействительным не признано. Принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером 61:44:0040442:159 не входил в состав объектов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области, в его отношении не проводились работы по установлению кадастровой стоимости и сведения об этом земельном участке не были включены в отчет при направлении его на проверку Роснедвижимостью. Законодательство Российской Федерации не содержит положений о том, что земельный налог не может увеличиваться. Восстановление первоначальной кадастровой стоимости земельного участка невозможно, поскольку постановление администрации Ростовской области от 14.11.2002 N 523, на основании которого была рассчитана первоначальная кадастровая стоимость, утратило силу.

В связи с болезнью
судьи Ломидзе О.Г. распоряжением заместителя председателя Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2010 для рассмотрения жалобы произведена замена судьи Ломидзе О.Г. судьей

Величко М.Г. В связи с заменой судьи в составе суда по настоящему делу рассмотрение апелляционной жалобы в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации начато сначала.

В судебное заседание апелляционной инстанции 08.06.2010 ООО СКФ “РостехСнаб“, извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей не обеспечило, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Управления Росреестра по Ростовской области в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, просил оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Управления Росреестра, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, ООО СКФ “РостехСнаб“ принадлежит на праве общей долевой собственности (1/5 доля в праве) земельный участок площадью 1428 кв. м, с кадастровым номером 61:44:04 04 42:0159, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, Кировский район, пер. Журавлева, 45/103-47. Основанием регистрации права собственности указаны решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10.11.2006 и соглашение об объединении земельных участков от 31.05.2007. Запись регистрации права собственности общества внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество 02 августа 2007 года (свидетельство о государственной регистрации права от 02.08.2007, л.д. 13, т.д. 1).

Из кадастрового плана от 31.05.2007 земельного участка площадью 1428 кв. м с кадастровым номером 61:44:04 04 42:0159, расположенного в г. Ростове-на-Дону, пер. Журавлева, 45/103-47, следует, что его кадастровая
стоимость составляла 6 371 835,96 руб. При этом для данного участка был применен удельный показатель кадастровой стоимости земли (УПКСЗ) под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи в размере 4 462,07 руб./кв. м. Разрешенное использование участка - для эксплуатации производственных помещений. Площадь земельного участка соответствует материалам межевания (л.д. 14, т.д. 1).

Данный УПКСЗ соответствовал постановлению Администрации Ростовской области от 14.11.2002 N 532 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ростовской области“ (опубликовано в газете “Ростов Официальный“ от 21.12.2005 N 578), согласно которому удельный показатель кадастровой стоимости земель в городе Ростове-на-Дону применительно к виду функционального использования “земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта и связи“ по кадастровому кварталу N 0 04 42 составлял 4 462,07 руб./кв. м (л.д. 20-21, т.д. 1).

Письмом N 3296 от 17.08.2009 Территориальный отдел N 18 по г. Ростову-на-Дону Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области направило ООО СКФ “РостехСнаб“ кадастровый паспорт от 05.08.2009 N 61/001/09-393390 земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040442:159.

По данным кадастрового паспорта от 05.08.2009 N 61/001/09-393390 земельного участка площадью 1428 кв. м с кадастровым номером 61:44:0040442:159, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира: г. Ростов-на-Дону, Кировский район, пер. Журавлева, 45/103-47, кадастровая стоимость участка составляет 25 569 353,88 руб., удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 17 905,71 руб./кв. м. Разрешенное использование участка - для эксплуатации производственных помещений (л.д. 17-19, т.д. 1).

Категория земельного участка в кадастровом плане 2007 года и кадастровом ялась, участок относится
к категории земель “земли населенных пунктов“.

Полагая неправомерным внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 25 569 353,88 руб., общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных
участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“ органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“ (далее - Правила кадастровой оценки).

Организация проведения государственной кадастровой оценки земель пунктом 1 указанных Правил возложена на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы.

В соответствии с Правилами кадастровой оценки государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких
по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил кадастровой оценки).

Как видно из кадастрового паспорта от 05.08.2009 земельного участка заявителя, его кадастровый номер 61:44:0040442:159 внесен в государственный кадастр недвижимости 29.05.2007.

По смыслу части 3 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

Как следует из письменных пояснений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 01.12.2009, поскольку земельный участок, принадлежащий обществу, был поставлен на кадастровый учет после 01.01.2007, он не вошел в Перечень земельных участков составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2007 (год проведения работ по очередной государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Ростовской области), в связи с чем, кадастровая стоимость земельного участка общества была рассчитана с использованием удельных показателей кадастровой стоимости земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой
стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222).

В соответствии с пунктом 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.

Согласно пункту 1.2 Методических указаний N 222 установленный ими порядок определения кадастровой стоимости земельных участков применяется в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.

В силу пункта 2.1.3 Методических указаний N 222 в случае образования нового земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Из письменных пояснений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области следует, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области проводилась дважды: в 2001 - 2002 годах и в 2007 году. Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области проводилась в 2007 года во исполнение постановления Администрации Ростовской области от 25.04.2007 N 163 “Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов“.

В соответствии с пунктом 1.3 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации и включает в себя формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов и расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. При этом исходный перечень земельных участков формируется на основе кадастровых планов территории по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области от 27.03.2008 N 0559 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ростовской области утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области“, которое было официально опубликовано в “Собрании правовых актов Ростовской области“ в четвертом номере за апрель 2008 года.

Постановление Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 вступило в силу с 01 января 2009 года.

Во исполнение пункта 2 постановления Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области разместило на своем официальном сайте в сети Интернет http://r61.kadastr.ru результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в том числе по городу Ростову-на-Дону, в форме таблицы для отображения результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель (УПКСЗ) в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Ростовской области (руб./кв. м) по видам разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 3.8 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, расчет средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.15 Методических указаний, осуществляется на основании определенных значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков соответствующих видов разрешенного использования в целях реализации Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 “Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка“. Результаты расчета средних значений УПКС земель представляются по форме Таблицы 2 Приложения 17 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов 2007 года.

Утвержденные постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель (УПКСЗ) в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Ростовской области определяют единицу расчета - УПКСЗ применительно к тому или иному виду разрешенного использования по каждому кадастровому кварталу в пределах населенного пункта. Так, по городу Ростову-на-Дону для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N 61:44:04 04 42 и относящихся к виду разрешенного использования N 9 “земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок“ среднее значение УПКСЗ установлено в размере 17 905,71 руб./кв. м, что соответствует данным, указанным в кадастровом паспорте от 05.08.2009.

В соответствии с частью 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.05.2009 N 1047-О-О, налоговая база по земельному налогу определена Налоговым кодексом Российской Федерации и представляет собой стоимостную оценку земельного участка, доводимую до сведения налогоплательщиков в каждом налоговом периоде и устанавливаемую в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Требования пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, относятся к каждому из перечисленных в пункте 1 статьи 17 данного Кодекса элементов налогообложения, включая налоговую базу. Налоговая база, согласно его статье 53, представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (пункт 1); налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 2). Федеральный законодатель, действующий при определении налоговых обязанностей в рамках своих дискреционных полномочий и обладающий фискальным суверенитетом, вправе устанавливать показатели оценки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, необходимые для целей налогообложения, исходя из стоимостных, экономических или физических данных, характеризующих объект налогообложения, основываясь на правилах бухгалтерского учета, а также определениях и понятиях, используемых не только в налоговом, но и в иных отраслях законодательства.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В силу статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Таким образом, Управление правомерно определило кадастровую стоимость земельного участка общества с применением средних значений УПКСЗ по соответствующему кадастровому кварталу в городе Ростове-на-Дону, утвержденных постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212.

Довод жалобы о том, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка общества влечет за собой рост земельного налога, арбитражным судом отклоняется ввиду следующего.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.05.2009 N 1047-О-О, то обстоятельство, что установление налоговой базы по земельному налогу, определяемой как кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 и пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации), и проведение государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 и статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации) регламентируются нормами налогового и земельного законодательства, не может рассматриваться как свидетельство отсутствия обоснованности и произвольности исчисления земельного налога.

Данный довод апелляционной жалобы не свидетельствует о незаконности действий Управления Роснедвижимости по внесению в государственный кадастр сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка общества.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457), проведение государственной кадастровой оценки земель и представление результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагалось на указанный федеральный орган исполнительной власти.

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель установлены Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 4 указанного Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

- формирование “еречня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;

- определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков;

В соответствии с пунктом 9 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации. Проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью. В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям либо о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Согласно пункту 10 Правил кадастровой оценки органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

В силу пункта 11.2 Административного регламента перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 указанного Регламента.

В срок не более месяца с даты окончания проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает внесение в государственный земельный кадастр тех сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), которые соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение.

Материалами дела подтверждается представление Управлением Роснедвижимости по Ростовской области письмом от 29.07.2008 Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости (Москва) отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ростовской области (л.д. 60, т.д. 1).

В соответствии с актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 2 2008 года (г. Москва) отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ростовской области соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель, утвержденным приказом Минэкономразвития России 15.02.2007 N 39 (л.д. 61, т.д. 1). Соответствие отчета об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ростовской области методическим указаниям подтверждается также протоколом проверки материалов по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ростовской области от 16.09.2008 (л.д. 62-63, т.д. 1).

Доводы заявителя жалобы о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены 28.04.2008, тогда как проверка отчета Управления Роснедвижимости по Ростовской области завершилась лишь 18.09.2008, а также о непредставлении отчета в первоначальной редакции и акта его проверки, носят предположительный характер и не свидетельствуют как таковые о нарушении прав и законных интересов заявителя внесением Управлением Роснедвижимости по Ростовской области в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка общества.

Апелляционный суд отказал заявителю жалобы в удовлетворении ходатайства об истребовании у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области акта проверки Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и отклонении отчета в первоначальной редакции, ввиду следующего.

Заявив указанное ходатайство, заявитель, по сути, оспаривает достоверность сведений об удельных показателях кадастровой стоимости земель населенных пунктов, размещенных на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Ростовской области после их утверждения постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212.

Поскольку постановление администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212, составной частью которого являются результаты государственной кадастровой оценки земель, принято уполномоченным органом государственной власти, официально опубликовано, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, оно является нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель. Следовательно, в связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов, спор о действительности утвержденных постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 результатов государственной кадастровой оценки земель арбитражному суду неподведомственен.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07.

Довод заявителя жалобы о неопубликовании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ростовской области в “Собрании правовых актов Ростовской области“ вместе с постановление Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 арбитражным судом отклоняется, как противоречащий практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Федерального арбитражного суда северо-Кавказского округа.

Так, определением от 17.12.2007 N 16734/07 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А21-505/2007 Арбитражного суда Калининградской области с целью пересмотра в порядке надзора решения от 19.06.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.09.2007, которыми было отказано в удовлетворении требований о признании недействующим постановления администрации Калининградской области от 10.01.2003 N 7 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калининградской области“.

Как следует из указанного определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2007 N 16734/07, размещение результатов государственной кадастровой оценки земель на официальном сайте Роснедвижимости без их публикации совместно с утвердившим эти сведения постановлением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не влечет недействительности соответствующих результатов государственной кадастровой оценки земель.

Опубликование постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 без приложений не является нарушением конституционного принципа, установленного частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, поскольку в отношении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений законом установлен иной специальный порядок их опубликования.

В соответствии с частью 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 “О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков“ территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Такой порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель поселений обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно.

Постановление Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 было предметом неоднократной проверки Верховного Суда Российской Федерации, который в определениях от 24.03.2010 N 41-Г10-4, от 24.03.2010 N 41-Г10-5, от 19.05.2010 N 41-Г10-13, от 02.06.2010 N 41-Г10-16 подтвердил соблюдение процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области и порядка опубликования результатов кадастровой оценки.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 17.03.2010 по делу N А53-22151/2009 отклонил довод заявителя жалобы о неопубликовании в официальном издании средних значений УПКСЗ, утвержденных постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212, поскольку пунктом 2 указанного постановления определен порядок размещения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ростовской области.

На основании изложенного, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены правильного по существу решения суда.

Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 03 февраля 2010 года по делу N А53-26553/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

М.Н.МАЛЫХИНА

Судьи

М.Г.ВЕЛИЧКО

О.Х.ТИМЧЕНКО