Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 N 15АП-5383/2010 по делу N А53-1129/2010 По делу о признании незаконными решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2010 г. N 15АП-5383/2010

Дело N А53-1129/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шимбаревой Н.В.

судей Винокур И.Г., Николаева Д.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Соленцовой И.В.

при участии:

от МИФНС России N 19 по Ростовской области: Иванцов В.О.по доверенности от 12.01.2010 г.

от ООО “Тримент“: Федотова Н.В. по доверенности от 01.06.2010 г., Александрова И.Г. по доверенности от 01.06.2010 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 19 по Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 31.03.2010 г. по делу N А53-1129/2010

по заявлению ООО “Тримент“

к
заинтересованному лицу МИФНС России N 19 по Ростовской области

о признании незаконным решения

принятое в составе судьи Ширинской И.Б.

установил:

ООО “Тримент“ (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 19 по Ростовской области (далее - инспекция) о признании незаконными решений от 09.10.2009 N 542 и от 09.10.2009 N 3416.

Решением суда от 31.03.2010 г. признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Ростовской области от 09.10.2009 N 3416 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Ростовской области от 09.10.2009 N 542 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. С Межрайонной ИФНС России N 19 по Ростовской области в пользу ООО “Тримент“ взыскана госпошлина в сумме 2000 руб. С Межрайонной ИФНС России N 19 по Ростовской области в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 2000 руб.

Решение мотивировано тем, что налоговым органом не представлено доказательств отсутствия реальных хозяйственных операций. Обществом выполнены все условия, предусмотренные налоговым законодательством для применения налогового вычета. В нарушение норм Налогового кодекса Российской Федерации ни в акте проверки, ни в решении налогового органа не отражены конкретные обстоятельства совершенных обществом правонарушения, не указано оснований не принятия вычета по счетам-фактурам ООО ПКФ “ДизайнМастерГрупп“ и ОАО “КСМ-10“ на сумму 1037,29 руб.

МИФНС России N 19 по Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.

Податель жалобы полагает, что представленные счета-фактуры не соответствуют требованиям ст. 169 НК РФ, не подтверждено
фактическое перемещение товара, выставленные ООО “ДСК-1“ счета-фактуры не оплачены. ООО “Тримент“ и ООО “ДСК-1“ взаимозависимы. Действия общества и его контрагентов направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды. Податель жалобы ссылается на то, что в силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании участвующие в деле лица повторили доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.04.2009 года ООО “Тримент“ представило в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 года, сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 1 439 985 руб.

Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной декларации, в ходе которой установила, что предприятием неправомерно предъявлен к вычету налог на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 года в сумме 3 087 778 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт N 4628 от 03.08.2009 года.

03.09.2009 г. обществом в налоговый орган были поданы возражения на акт камеральной налоговой проверки.

07.09.2009 г. возражения налогоплательщика были
рассмотрены в присутствии представителей общества, что подтверждено протоколом рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки.

07.09.2009 г. налоговым органом принято решение N 22 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

09.10.2009 года в присутствии представителя общества Уздемировой А.В. состоялось рассмотрение материалов проверки по итогам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, что подтверждено протоколом.

09.10.2009 г. заместитель начальника налогового органа, рассмотрев материалы камеральной проверки, принял решение N 3416 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 1 647 793 руб., пени по НДС в сумме 85 059,66 руб., налоговые санкции по НДС в сумме 329 558,60 руб.

Также 09.10.2009 г. инспекцией принято решение N 542 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в сумме 1 439 985 руб.

Обществом была подана апелляционная жалоба на решение инспекции.

12.01.2010 года руководитель Управления ФНС России по Ростовской области, рассмотрев жалобу налогоплательщика, принял решение N 15-14/40. Указанным решением было оставлено без изменения решение налоговой инспекции N 3416 от 09.10.2009 г., а жалоба налогоплательщика без удовлетворения.

Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в суд в порядке ст. 137 - 138 НК РФ.

При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты.

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком
при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления

Исходя из статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов, в случаях, названных в пунктах 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 171 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, для применения налоговых вычетов по НДС необходимо соблюдение следующих условий: наличие счета-фактуры и принятие товаров на учет. При этом приведенные выше нормы предполагают возможность применения налогового вычета только при наличии реального осуществления хозяйственных операций.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

В пункте 1 статьи 176 НК РФ указано, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в силу положений статьи 176 НК РФ.

По смыслу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации
документы, представляемые налогоплательщиком в инспекцию, должны быть достоверными, непротиворечивыми, содержащиеся в них сведения должны подтверждать реальность хозяйственной операции и иные обстоятельства, с которыми Кодекс связывает право налогоплательщика на налоговые вычеты.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган. В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, общество в оспариваемом периоде приобретало продукцию у поставщиков ООО “ДСК-1“, ОАО “Новоросцемент“, ОАО “КСМ-10“ и ООО ПКФ “ДизайнМастерГрупп“.

ООО “Тримент“ у ООО “ДСК-1“ по счетам-фактурам N 0000101 от 04.03.2009, N 0000102 от 04.03.2008, N 0000106 от 10.03.2009, N 000106 от 10.03.2009, N 000107 от 10.03.2009, N 000108 от 10.03.2009, N 000109 от
10.03.2009, N 00000120 от 12.03.2009 были приобретены различные товары (в том числе, цемент, бумажные мешки). Оплата приобретенной продукции осуществлена взаимозачетом.

В соответствии с договорами N 0272/64 от 26.02.2009 и N 4028/64 от 26.02.2009, заключенными между ООО “Тримент“ и ОАО “Новоросцемент“, обществом была приобретена продукция (цемент и пыль вращающихся печей). Заявителю были выставлены счета-фактуры, оплата произведена платежными поручениями, представленными в материалы дела.

Обществом в материалы дела представлены регистры бухгалтерского учета, подтверждающие оприходование товара.

При этом, продукция по счетам-фактурам N 05701357 от 06.03.2009, N 05701399 от 08.03.2009, N 05701450 от 10.03.2009, N 05701502 от 12.03.2009, N 06000495 от 12.03.2009, N 06000511 от 14.03.2009, N 05701614 от 16.03.2009, N 06000562 от 18.03.2009, N 05701788 от 21.03.2009, N 05701825 от 22.03.2009, N 05701842 от 23.03.2009, N 05701884 от 24.03.2009, N 05701914 от 25.03.2009, N 05701952 от 26.03.2009, N 05701997 от 27.03.2009, N 05702046 от 29.03.2009, N 586 от 29.03.2009, N 06000687 от 30.03.2009, N 05702118 от 31.03.2009 по железнодорожным накладным была непосредственно направлена покупателям (грузополучателям).

Обществом в материалы дела представлены договоры поставки, заключенные с покупателями: ООО “ВЕСТ СТАР“, ООО “Лидер-Сома“, ООО “Олимп-14“.

По счетам-фактурам N 05701348 от 05.03.2009, N 05701369 от 07.03.2009, N 05701418 от 09.03.2009, N 05701654 от 17.03.2009, N 05701712 от 19.03.2009, N 05801282 от 25.03.2009, N 05701948 от 26.03.2009, N 05702086 от 30.03.2009, заявителем товар был оприходован и реализован на следующий день ООО “ДСК-1“.

Из пояснении общества установлено, что данная сделка была совершена в связи с тем, что грузополучателем товара являлся ООО “ДСК-1“, так как в 1 квартале 2009 года заявитель не имел договора на организацию расчетов
на железной дороге. Договор на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования был заключен только 27.03.2009 г.

На следующий день после реализации товара ООО “ДСК-1“ реализовывало продукцию заявителю с минимальной наценкой, все данные операции отражены в налоговых и бухгалтерских регистрах данных организаций. Обществом в материалы дела представлены регистры бухгалтерского учета, подтверждающие оприходование продукции.

ОАО “КСМ-10“ выставило обществу счет-фактура N КС00000550 от 31.03.2009. Оплата осуществлена платежным поручением N 17 от 02.04.2009 г., представлен акт выполненных работ от 31.03.2009 г.

ООО ПКФ “ДизайнМастер Групп“ выставило ООО “Тримент“ счет-фактуру N 00000127 от 30.03.2009, оплата произведена платежным поручением N 220 от 22.06.2009, представлен акт выполненных работ и услуг от 30.03.2009 года.

Налогоплательщиком в материалы дела представлены регистры бухгалтерского учета, подтверждающие оприходование приобретенного товара, работ и услуг.

Указанные счета-фактуры заявлены обществом к налоговому вычету в 1 квартале 2009 года.

Отказывая в налоговом вычете, инспекция указала, что счета-фактуры выставленные заявителю ОАО “Новоросцемент“ не соответствуют статье 169 Налогового кодекса.

В силу статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

В пункте 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Суд первой инстанции исследовал предъявленные к вычету счета-фактуры ОАО “Новоросцемент“ и пришел к правильному выводу, что счета-фактуры соответствуют статье 169 Налогового кодекса РФ.

Согласно подпункту 4 пункта 5 названной статьи в счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа. Однако это требование действует только при определенных
в данной статье условиях: в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает обязанности указания в счетах-фактурах номера платежно-расчетного документа, если для налогообложения полученный платеж не считается авансовым либо иным платежом в счет предстоящих поставок.

В целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть признан авансовым платеж, поступивший налогоплательщику в том же налоговом периоде, в котором произошла фактическая реализация товаров, поскольку согласно пункту 1 статьи 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных сведений об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Как видно из материалов дела, оснований считать платежи по спорным счетам-фактурам авансовыми не имеется.

Кроме того, ООО “Тримент“ в материалы дела представлено дополнительное соглашение к договору поставки N 0272/64 от 26.02.2009, заключенного с ОАО “Новоросцемент“, в пункте 1.1. соглашения изменен пункт 4.3. договора и указано, оплата производится в течение десяти дней с даты отгрузки продукции.

Суд первой инстанции, исследовав платежные документы, правильно установил, что авансовые платежи не производились. Доводы апелляционной жалобы в указанной части несостоятельны.

Отклоняются доводы инспекции о том, что обществом не подтверждено фактическое перемещение товара как не имеющие правового значения в рамках данного дела. Отсутствие перемещение исключает необходимость и возможность представления ТТН, а факт оприходования подтверждается товарными накладными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете“ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной
документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.

Унифицированная форма товарной накладной ТОРГ-12 установлена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций“. ТОРГ-12 применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Таким образом, обществом в материалы дела представлены все необходимые документы, в том числе, счета-фактуры, соответствующие требованиям ст. 169 НК РФ, товарные накладные и железнодорожные накладные, составленные в соответствии с действующими нормами.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.07.2001 N 138-О разъяснил, что по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Это означает, что правовой защитой пользуются налогоплательщики, которые в полном объеме исполняют свои обязанности по правильному исчислению, удержанию, полному и своевременному перечислению в бюджет законно установленных налогов и сборов, а также по соблюдению необходимых условий предоставления налоговых вычетов. Лица, недобросовестно выполняющие свои налоговые обязанности, не могут пользоваться теми же правами, что и законопослушные налогоплательщики.

Ссылка налогового органа на взаимозависимость заявителя и поставщика ООО “ДСК-1“ (учредителем общества является отец - Хачатрян Т.Ю., учредителем заявителя - дочь - Оганян А.Т., одновременно руководителем данных предприятий является одно и тоже лицо - Кравцов С.В.) отклоняется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Налогового кодекса Российской Федерации, суду предоставлено право, признавать лица взаимозависимыми по иным, чем указано в пункте 1 данной статьи, основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды“ взаимозависимость участников сделок сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, и, следовательно, действий налогоплательщика - недобросовестными.

Вместе с тем, налоговый орган, указав на факт взаимозависимости поставщика и заявителя, не представил суду доказательств, свидетельствующих о направленности их действий на увеличение возмещаемой из бюджета суммы НДС, что в свою очередь, позволяло бы сделать вывод о недобросовестности заявителя. Тем более, что, заключив сделки по приобретению между собой продукции, предприятия отразили в налоговом и бухгалтерском учете указанные сделки и уплатили в бюджет налог на добавленную стоимость. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 53 от 12.10.2006 предусмотрено, что отказ в предоставлении налоговой выгоды - в данном случае в виде возмещения НДС из бюджета, возможен лишь при наличии признаков недобросовестности налогоплательщика.

В рассматриваемой ситуации налоговым органом не представлено доказательств недобросовестности заявителя, доказательств отсутствия реальных хозяйственных операций, а также доказательств того, что заявитель, являясь взаимозависимым лицом с ООО “ДСК-1“, представил документы, содержащие неполную, недостоверную или противоречивую информацию.

Как было отмечено, правовой защитой пользуются налогоплательщики, которые в полном объеме исполняют свои обязанности по правильному исчислению, удержанию, полному и своевременному перечислению в бюджет законно установленных налогов и сборов, а также по соблюдению необходимых условий предоставления налоговых вычетов.

При этом, налогоплательщик не может считаться добросовестным, если, вступая в договорные отношения, он не проявил необходимой осмотрительности в выборе контрагента.

Предпринимательская деятельность в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется на свой риск, поэтому лицо должно проявить достаточную осмотрительность и проверить правоспособность контрагента.

Как следует из материалов дела, обществом при заключении сделок была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагентов. Налоговым органом в материалы дела не представлены материалы встречных проверок, свидетельствующие об обратном.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 12.10.06 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“, налоговая выгода может быть признана необоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами.

При этом вывод о необоснованности налоговой выгоды должен быть основан на объективной информации, с бесспорностью подтверждающей, что действия налогоплательщика не имели разумной деловой цели, а были направлены исключительно на создание благоприятных налоговых последствий.

Недобросовестность самого налогоплательщика, неисполнение им налоговых обязанностей или участие в схеме, направленной на необоснованное возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, при осуществлении товарно-хозяйственных операций с указанными контрагентами, налоговым органом не доказаны.

Кроме того, суд первой инстанции правильно указал, что налоговым органом необоснованно не принят налоговый вычет по счетам-фактурам, выставленным ООО ПКФ “ДизайнМастерГрупп“ и ОАО “КСМ-10“ на сумму 1037,29 руб.

Согласно пункту 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются, в частности, обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 “Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, отсутствие указания на характер и обстоятельства вменяемого налогоплательщику правонарушения, ссылок на первичные бухгалтерские документы и иные сведения, на которых основаны выводы налогового органа, лишает налогоплательщика возможности обеспечить надлежащую защиту своих прав, не позволяет установить, какие конкретно факты были квалифицированы как налоговые правонарушения, определить их характер.

Поскольку, в нарушение норм Налогового кодекса Российской Федерации, ни в акте проверки, ни в решении налогового органа не отражены конкретные обстоятельства совершенных обществом в указанной части правонарушений, не указано оснований не принятия вычета по указанным счетам-фактурам, то решение инспекции в указанной части правомерно признано судом первой инстанции незаконным.

Суд первой инстанции учел разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 12.10.06 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ и правомерно признал незаконными решения N 3416 и N 542 от 09.10.2009 г.

В обоснование своей жалобы инспекция указала, что в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ суд первой инстанции необоснованно взыскал с инспекции в пользу общества и в доход бюджета госпошлину в размере 4000 руб.

Доводы инспекции в части взыскания 2000 руб. в пользу ООО “Тримент“ подлежат отклонению, поскольку факт освобождения инспекции от уплаты государственной пошлины в бюджет в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, не освобождает ее от возмещения заявителю понесенных им судебных расходов.

В пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.07 г. N 117 разъяснено, что по делам об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (органа местного самоуправления) подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ. Уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 названного Кодекса взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

Внесение изменении в налоговое законодательство (Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ, ст. 14) в части освобождения государственных органов, органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины в бюджет, не влечет изменения указанной правовой позиции Президиума ВАС РФ, поскольку после уплаты истцом государственной пошлины отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются (аналогичная позиция изложена в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139 “О внесении изменений в Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ и от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“)

Когда судебный акт по делу уже принят, возникают отношения по возмещению судебных расходов между сторонами состоявшегося судебного спора, правовое регулирование которых осуществляется в соответствии с нормами АПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы в части взыскания 2000 руб. в пользу ООО “Тримент“ основаны на неверном толковании правовых норм.

Суд первой инстанции правомерно взыскал 2000 руб. государственной пошлины с МИФНС России N 19 по Ростовской области в пользу общества.

Вместе с тем, суд первой инстанции неправомерно взыскал с инспекции 2000 руб. в доход федерального бюджета.

Из смысла выше указанных норм следует, что с инспекции может быть взыскана лишь госпошлина уплаченная обществом, т.е. судебные расходы, понесенные обществом. Суд первой инстанции не учел, что инспекции освобождена от уплаты государственной пошлины в бюджет в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Таким образом, суд первой инстанции неправомерно взыскал 2000 руб. государственной пошлины с МИФНС России N 19 по Ростовской области в бюджет, решение в указанной части следует изменить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.03.2010 г. по делу N А53-1129/2010 изменить.

Исключить из резолютивной части решения указание на взыскание с МИФНС России N 19 по Ростовской области в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

В остальной части решение суда от 31.03.2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Н.В.ШИМБАРЕВА

Судьи

И.Г.ВИНОКУР

Д.В.НИКОЛАЕВ