Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 N 15АП-4222/2010 по делу N А32-48860/2009 По делу о признании незаконным предписания уполномоченного органа.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2010 г. N 15АП-4222/2010

Дело N А32-48860/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Захаровой Л.А., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью “Дирекция строительства МЖК“: Подкорытова Т.А. по доверенности N 78 от 28.12.2009 г.,

от Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края: Ельшина С.А. по доверенности N 83-1428/10-13 от 09.06.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 04.02.2010 г.
по делу N А32-48860/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Дирекция строительства МЖК“

к заинтересованному лицу Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края

о признании незаконным предписания,

принятое в составе судьи Диденко В.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Дирекция строительства МЖК“ обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края о признании незаконным предписания от 15.09.09 г. N 83-2510/09-14.

Решением суда от 04.02.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество выполнило свою обязанность по раскрытию информации о суммах обязательств застройщика и участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, необходимой для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика. Требование Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края, изложенное в оспариваемом предписании от 15.09.09 г. N 83-2510/09-14, об обязании общества представить бухгалтерские балансы за указанные периоды с внесением в них дополнительных строк 131, 271, 641 не основаны на законе, поскольку внесение таких изменений приведет к изменению валюты баланса.

Не согласившись с принятым решением, Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что общество не раскрыло в форме бухгалтерской отчетности сведения о суммах обязательств застройщика перед участниками долевого строительства, право общества самостоятельно устанавливать кодировку строк, в которых отражаются сведения, необходимые для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости, не исключает обязанности общества отражать данные сведения в бухгалтерской отчетности, сведения о доходах будущих периодов обязательств по договорам участия в долевом строительстве в
бухгалтерских балансах общества не отражаются и к учету не принимаются, требование Управления является законным.

В отзыве на апелляционную жалобу и возражения на дополнение к ней ООО “Дирекция строительства МЖК“ просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что исправления в годовой бухгалтерский баланс можно внести лишь до его утверждения, а баланс за 2008 год утвержден на общем собрании участников общества, исполнение требований предписания приведет к изменению валюты баланса, требовать внесения изменений в бухгалтерскую документацию Управление не вправе.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.06.2010 г. до 15.06.2010 г. После перерыва заседание продолжено.

От общества после перерыва по факсу поступило ходатайство о нерассмотрении дела в его отсутствие и об отложении дела в связи с занятостью представителя в другом судебном процессе. Ходатайство судом отклонено ввиду необоснованности.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее (с учетом дополнений и возражений), выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании п. 3 ч. 5 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ ООО “Дирекция строительства МЖК“ представило в Управление по надзору в области долевого строительства документы отчетности. В ходе анализа представленных документов Управление выявило следующие нарушения обществом законодательства РФ в области долевого строительства:

- обществом в представленной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с
привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 4 квартал 2008 г., 1 квартал 2009 г. и за 2 квартал 2009 г. не раскрыта информация о суммах обязательств застройщика и участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, что нарушает требования Постановления Правительства РФ от 27.10.05 г. N 645 “О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства“, и п. 1.2 Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам РФ от 30.11.06 г. N 06-137/пз-н, в форме бухгалтерской отчетности N 1 “Бухгалтерский баланс“.

По результатам проверки представленной обществом отчетности Управлением по надзору в области долевого строительства Краснодарского края обществу “Дирекция строительства МЖК“ вынесено предписание N 83-2510/09-14 об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, а именно: в срок до 30.10.09 г. представить в Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края форму бухгалтерской отчетности N 1 “Бухгалтерский баланс“ на следующие отчетные даты: 31.12.08 г., 31.03.09 г., 30.06.09 г., раскрыв в ней информацию о суммах обязательств застройщика и участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве (в частности: о сумме обязательств застройщика перед участниками долевого строительства и о сумме обязательств участников долевого строительства по оплате договоров участия в долевом строительства).

Указанное предписание оспорено обществом в судебном порядке.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого обществом ненормативного акта.

Данный вывод признается апелляционным судом ошибочным ввиду следующего.

Исходя из положений ст. 198
- 201 АПК РФ для удовлетворения требования о признании незаконным ненормативного правового акта государственного органа необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя. Наличие данных условий применительно к обстоятельствам настоящего дела не подтверждено.

Как видно из материалов дела, ООО “Дирекция строительства МЖК“ осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирных жилых домов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ под застройщиком понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с названным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.12.2007 г. N 1191 функциями соответствующего уполномоченного органа на территории Краснодарского края наделено Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующему органу предоставлено право ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства
для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 г. N 645, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных этими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовую) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Пунктом 1.2. Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной Приказом ФСФР от 30.11.2006 г. N 06-137/пз-н, предусмотрена необходимость отражения информации, необходимой для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, формируемой на основании данных его бухгалтерского учета, в бухгалтерской отчетности застройщика.

Аналитический учет активов и обязательств должен обеспечить получение необходимой информации у застройщика по каждому участнику долевого строительства и договорам долевого строительства, связанным с привлечением денежных средств (включая жилищные сертификаты) участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по активам застройщика, считающимся находящимися в залоге, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства и обязательствам участников долевого строительства перед застройщиком по внесению платежей в предусмотренный договором период, об оплате жилых помещений после завершения и признании выручки от продажи.

В силу п. 2.2 названной Инструкции при
расчете нормативов оценки финансовой устойчивости используется в том числе информация об общей сумме обязательств застройщика и сумме обязательств участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве. При этом обязательства застройщика перед участником долевого строительства определяются исходя из цены договора участия в долевом строительстве.

Как видно из материалов дела, соответствующие сведения (об обязательствах застройщика и участников долевого строительства) ООО “Дирекция строительства МЖК“ в представленной в контролирующий орган бухгалтерской отчетности не отражены, что нарушает требования законодательства в области долевого строительства.

В соответствии с пунктом 2.10 Положения об Управлении по надзору в области долевого строительства Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.12.2007 г. N 1191, Управление направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Таким образом, предписание от 15.09.09 г. N 83-2510/09-14, подписанное и.о. руководителя Управления, вынесено уполномоченным лицом в пределах компетенции соответствующего государственного органа и направлено на устранение допущенных ООО “Дирекция строительства МЖК“ и выявленных Управлением нарушений законодательства РФ в области долевого строительства.

В этой связи основания для признания предписания незаконным отсутствуют.

Доводы общества о том, что предписание Управления является незаконным, поскольку строк для отражения соответствующей информации в бухгалтерском балансе общества не имеется, а внесение соответствующих строк повлечет изменение валюты баланса, не принимаются апелляционным судом ввиду следующего.

В целях обеспечения надлежащего расчета нормативов оценки финансовой устойчивости застройщиков многоквартирных домов на началах долевого участия в строительстве и выполнения требований Закона N 214-ФЗ, управление как уполномоченный в этой сфере контрольный орган на территории Краснодарского края, разместило на сайте www.unds.ru в сети Интернет форму баланса, в
которой для таких застройщиков должны содержаться дополнительные строки:

131 - объекты долевого строительства;

271 - задолженность по договорам долевого участия в строительстве;

641 - обязательства по договорам долевого участия в строительстве.

Согласно п. 8 приказа Минфина России от 22.07.03 г. N 67н, в формах бухгалтерской отчетности строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, организациями кодируются самостоятельно при разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности. При разработке и принятии формы Бухгалтерского баланса (форма N 1) рекомендуется применять коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей Бухгалтерского баланса (форма N 1), приведенных в образце его формы.

Согласно п. 11 Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации“ (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (в ред. от 18.09.2006), статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, и если без соответствующих сведений заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Таким образом, утвержденные законодательно формы бухгалтерской отчетности являются примерными, общество в целях полного и достоверного отражения в бухгалтерской отчетности сведений о своей деятельности, вправе дополнять бухгалтерскую отчетность и иными показателями. При этом право общества самостоятельно устанавливать кодировку строк, в которых отражаются сведения, необходимые для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости, не
исключает обязанности общества отражать данные сведения в бухгалтерской отчетности.

Обязанность застройщика отражать в бухгалтерской отчетности сведения об обязательствах застройщика и дольщика установлена нормативно (приведенными выше Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, и Инструкцией о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика).

В соответствии с пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету “Событие после отчетной даты“ (ПБУ 7/98), утвержденного Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 N 56н (в ред. от 20.12.2007), существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации.

Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации.

Событием, подтверждающим существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность, является в том числе обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушения законодательства при осуществлении деятельности организации, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период.

Отражаемый в бухгалтерской отчетности показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации (абз. 4 п. 1 Указаний о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.03 г. N 67-н “О формах бухгалтерской отчетности организаций“). Показатели отдельных видов активов в случае их существенности должны приводиться в бухгалтерском балансе обособленно (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации“ N 4/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (в ред. от 18.09.2006),
абз. 3 п. 1 Указаний о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.03 г. N 67-н “О формах бухгалтерской отчетности организаций“).

Таким образом, в силу приведенных выше норм допускается дополнение бухгалтерского баланса дополнительными строками, характеризующими существенные показатели финансовой деятельности лица, если эти показатели невозможно полностью раскрыть в строках типовой формы баланса.

Сумма обязательств участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве используется при расчете нормативов оценки финансовой устойчивости общества как застройщика и участника долевого строительства. На основе этой информации лица, рассматривающие вопрос о долевом участии в проводимом обществом строительстве дома, в том числе получают представление о финансовой устойчивости общества, данный показатель для потенциальных участников долевого строительства может быть решающим при принятии решения о внесении или невнесении денежных средств в строительство.

Следовательно, строки, отражающие соответствующие финансовые показатели деятельности общества, должны быть отражены в его бухгалтерском балансе, а доводы общества об обратном являются необоснованными и подлежат отклонению как противоречащие действующему законодательству РФ.

Ссылка общества на то, что предписание от 15.09.09 г. N 83-2510/09-14 являлось неисполнимым ввиду невозможности внесения изменений в бухгалтерский баланс, утвержденный на общем собрании участников общества, может быть принята только в отношении баланса за 2008 год. Доказательств же невозможности внесения обществом изменений в отчетность за 1 - 2 кварталы 2009 г. (при том, что такое право предоставлено юридическим лицам законом - п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. N 67н) в материалах дела не имеется.

Изложенное свидетельствует о том, что предписание Управления от 15.09.09 г. N 83-2510/09-14 об устранении допущенных обществом нарушений является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя по делу. В этой связи основания для удовлетворения заявленных обществом требований отсутствуют.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявленных обществом требований.

Госпошлина по заявлению и апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на ООО “Дирекция строительства МЖК“. При подаче апелляционной жалобы Управление оплатило госпошлину в сумме 1000 рублей (платежное поручение N 66 от 28.02.2010 г. - л.д. 90 т. 2), несмотря на то, что в силу ст. 333.37 НК РФ освобождено от ее уплаты. В этой связи в целях процессуальной экономии, с учетом того, что госпошлина по апелляционной жалобе уже перечислена в доход федерального бюджета, апелляционный суд считает возможным не возвращать госпошлину по жалобе Управлению и взыскивать ее с общества в доход федерального бюджета, а взыскать с общества в пользу Управления 1000 рублей расходов по уплате госпошлины, понесенных заявителем жалобы при ее подаче.

В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Управления требование ООО “Дирекция МЖК“ о взыскании 12000 рублей расходов на оплату услуг представителя, связанных с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, на основании ст. 110 АПК РФ удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение арбитражного суда Краснодарского края от 04 февраля 2010 г. отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Дирекция строительства МЖК“ в пользу Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

С.И.ЗОЛОТУХИНА

Судьи

Л.А.ЗАХАРОВА

Т.И.ТКАЧЕНКО