Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.10.2010 по делу N А26-5938/2010 В удовлетворении требования о признании незаконным письма, которым возвращен без рассмотрения проект освоения лесов для заготовки древесины на лесных участках, отказано, поскольку Министерство лесного комплекса Республики Карелия правомерно возвратило Обществу проект освоения лесов ввиду некомплектности представленных материалов из-за отсутствия тематической лесной карты проектируемых мероприятий по лесовосстановлению.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 октября 2010 г. по делу N А26-5938/2010

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 18 октября 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания с применением аудиозаписи помощником судьи Сергеенко Д.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Карелфинлес“ к Министерству лесного комплекса Республики Карелия о признании незаконным письма N 2.2-12/1928 от 15.04.2010 и обязании Министерства лесного комплекса Республики Карелия принять к рассмотрению и произвести государственную экспертизу проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка в соответствии с Приказом Министерства природных
ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77

при участии представителей:

заявителя, общества с ограниченной ответственностью “Карелфинлес“, - Тельтевской Ю.А. по доверенности от 03.06.2010,

ответчика, Министерства лесного комплекса Республики Карелия, - Тулкиной Е.А. по доверенности N 5.1-177 от 11.10.2010 и Макарова Д.В. по доверенности N 5.1-190 от 12.10.2010,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Карелфинлес“ (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству лесного комплекса Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным письма N 2.2-12/1928 от 15.04.2010 и обязании Министерства лесного комплекса Республики Карелия принять к рассмотрению и произвести государственную экспертизу проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77.

Оспариваемым письмом Министерство возвратило Обществу без рассмотрения проект освоения лесов для заготовки древесины на лесных участках, переданных в аренду ООО “Карелфинлес“ на территории Коткозерского участкового лесничества Олонецкого лесничества согласно договору аренды от 18.12.2007. Основанием для возврата документов явилось непредставление тематической лесной карты проектируемых мероприятий по лесовосстановлению и повыдельной электронной базы данных для включения в государственный лесной реестр.

В обоснование заявленного требования Общество сослалось на несоответствие оспариваемого акта положениям статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации; Порядку государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 125 от 14.05.2007; Составу проекта освоения лесов и порядку его разработки, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 77 от 06.04.2007, а также на нарушение прав и законных интересов Общества в сфере лесопользования.

В судебном заседании представитель Общества настаивал на удовлетворении заявленного требования. Пояснил, что тематическая лесная карта, на
отсутствие которой ссылается ответчик, предоставлялась вместе с проектом освоения лесов и называлась “Карта-схема лесохозяйственных мероприятий“. Общество полагает, что представленное в Министерство заявление о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов содержало все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 5 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.05.2007 N 125. На стадии принятия заявления Министерство не вправе проверять комплектность проекта освоения лесов, а может это делать только в процессе проведения экспертизы, поэтому в случае непредставления какого-либо документа в составе проекта освоения лесов, Министерство не должно возвращать лесопользователю представленные материалы. Повыдельная электронная база данных действительно предоставлялась Министерством Обществу, однако, Общество ввиду отсутствия программного обеспечения не смогло ею воспользоваться. В настоящее время Общество самостоятельно создает указанную базу данных.

Представитель ответчика заявил ходатайство об уточнении наименования Министерства в связи с внесением 08.10.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица: Министерство лесного комплекса Республики Карелия переименовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия без изменения основного государственного регистрационного номера. Полномочия Министерства в области лесных отношений не изменились.

Ходатайство ответчика судом удовлетворено, суд уточнил наименование ответчика - Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

По существу заявленного требования представитель ответчика пояснил, что оспариваемое письмо Министерства о возврате пакета документов Обществу подготовлено в соответствии с действующим законодательством, соответствует Лесному кодексу Российской Федерации; Порядку государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 125 от 14.05.2007 (далее - Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов); Составу проекта
освоения лесов и порядку его разработки, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 77 от 06.04.2007 и не нарушает права и законные интересы Общества, так как Общество располагает положительным заключением на Проект освоения лесов, составленный на 2009-2010 годы и в настоящее время не ограничено в правах по осуществлению лесопользования. Пояснил, что раздел 7 Проекта освоения лесов “Перечень изготовленных документов“ не содержит ссылки на представление Обществом тематической лесной карты проектируемых мероприятий по лесовосстановлению. Таблица 5.3.2.2 “Проектируемые способы и объемы лесовосстановления на срок действия проекта освоения“ из раздела 5.3 “Мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению“ содержит сведения о проектируемых мероприятиях по созданию лесных культур, комбинированному лесовосстановлению и естественному возобновлению, однако данные мероприятия не отражены на карте-схеме лесохозяйственных мероприятий, приложенной к Проекту.

Представитель ответчика возражал и против удовлетворения требования Общества об обязании Министерства принять к рассмотрению и произвести государственную экспертизу проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77. При этом ответчик сослался на то обстоятельство, что Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.04.2010 N 100, вступившим в силу 20.05.2010, признан утратившим силу Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77. В настоящее время действует Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2010 N 32 “Об утверждении состава Проекта освоения лесов и порядка его разработки“, вступивший в силу 28.05.2010.

Выслушав представителей сторон и изучив представленные документы, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу и обществом с ограниченной ответственностью “Карелфинлес“ 18.12.2007 заключен договор аренды лесного участка
на территории Коткозерского участкового лесничества Олонецкого лесничества (т. 1, л.д. 50-66). Указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 22.01.2008 за номером 10-10-01/068/2007-235.

Общество 01.04.2010 обратилось в Министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке в Олонецком центральном лесничестве (Мегрозерском, Олонецком, Тулокском, Обжанском участковых лесничествах) (т. 1, л.д. 8). К заявлению были приложены проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ООО “Карелфинлес“ в Олонецком центральном лесничестве (Мегрозерском, Олонецком, Тулокском, Обжанском участковых лесничествах), а также картографические материалы к проекту освоения лесов.

Указанное заявление поступило в Министерство 13.04.2010.

Письмом от 15.04.2010 N 2.2-12/1928 Министерство возвратило без рассмотрения проект освоения лесов с прилагаемыми документами в связи с непредставлением к пояснительной записке тематической лесной карты проектируемых мероприятий по лесовосстановлению и повыдельной электронной базы данных для включения в государственный лесной реестр.

Не согласившись с решением Министерства о возврате документов, оформленным письмом от 15.04.2010 N 2.2-12/1928, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленное требование является необоснованным исходя из следующего.

Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 89 ЛК РФ предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за
исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 89 ЛК РФ.

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов.

Представленные материалы регистрируются органами государственной власти или органами местного самоуправления, которые в течение 3 дней с даты регистрации проверяют их комплектность. Некомплектные материалы возвращаются лесопользователю.

Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. Срок проведения экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней.

Согласно пунктам 8, 9, 12 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов в процессе проведения экспертизы у лесопользователя может быть запрошена дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов.

Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления в течение 7 дней после утверждения заключения Экспертизы направляют его Лесопользователю.

Согласно пункту 5 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 (далее - Состав проекта освоения лесов), действовавшего в спорный период, Проект освоения лесов включает в том числе раздел “Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов“.

Пунктом 24 Состава проекта освоения лесов предусмотрено, какие сведения должны содержаться в разделе “Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов“. Данный пункт
предусматривает в том числе наличие ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

В соответствии с пунктом 31 Состава проекта освоения лесов информация проекта освоения лесов оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических).

В материалы дела Обществом была представлена копия проекта освоения лесов и картографические материалы в количестве 6 штук. Как утверждает представитель Общества, это те 6 карт, которые представлялись в Министерство. В судебном заседании представленные документы исследованы. Среди представленных картографических материалов имеется карта-схема лесохозяйственных мероприятий, которая, по мнению заявителя, содержит сведения о запроектированных мероприятиях по лесовосстановлению.

Между тем, в разделе 7 “Перечень изготовленных документов“ Проекта освоения лесов отсутствуют сведения об изготовлении Обществом при подготовке данного проекта тематической лесной карты проектируемых мероприятий по лесовосстановлению либо карты-схемы лесохозяйственных мероприятий.

Кроме того, сама карта-схема лесохозяйственных мероприятий (т. 3, л.д. 106) содержит сведения о таких запроектированных мероприятиях, как сплошная, выборочная и санитарная выборочная рубка, осветление, прочистки, прореживания, уход за культурами. Отраженные в таблице 5.3.2.2 “Проектируемые способы и объемы лесовосстановления на срок действия проекта освоения“ из раздела 5.3 “Мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению“ сведения о проектируемых мероприятиях по созданию лесных культур, комбинированному лесовосстановлению и естественному возобновлению не отражены на данной карте-схеме лесохозяйственных мероприятий.

Таким образом, утверждение заявителя о представлении в Министерство всех необходимых сведений в одной карте лесохозяйственных мероприятий противоречит фактическим данным, установленным судом.

Учитывая изложенное, суд считает, что Министерство правомерно возвратило Обществу проект освоения лесов ввиду некомплектности представленных материалов из-за отсутствия тематической лесной карты проектируемых мероприятий по лесовосстановлению.

Указание в письме N 2.2.-12/1928 от 15.04.2010 на
то, что к пояснительной записке не представлена повыдельная электронная база данных для включения в государственный лесной реестр как на обстоятельство, свидетельствующее о некомплектности представленных материалов, суд считает необоснованным, поскольку необходимость представления этого документа не предусмотрена ни Составом проекта освоения лесов, ни Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Однако само по себе это обстоятельство не повлияло на правомерность принятого Министерством решения о возврате Обществу представленных материалов.

Суд не принимает и довод Общества о нарушении Министерством сроков возврата документов.

Пунктом 7 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов предусмотрено, что представленные материалы регистрируются органами государственной власти или органами местного самоуправления, которые в течение 3 дней с даты регистрации проверяют их комплектность. Некомплектные материалы возвращаются Лесопользователю.

Как установлено судом, Министерство в течение 3 дней с даты регистрации (13 апреля 2010 года) проверило комплектность документов, что подтверждается оспариваемым письмом от 15.04.2010.

Пунктом 7 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов не установлен срок, в течение которого Министерство обязано возвратить представленные материалы.

На основании изложенного в удовлетворении требования Общества о признании недействительным письма Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 2.2-12/1928 от 15.04.2010 следует отказать.

Не подлежит удовлетворению и требование Общества об обязании Министерства лесного комплекса Республики Карелия принять к рассмотрению и произвести государственную экспертизу проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77. При этом суд исходит из того, что Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.04.2010 N 100, вступившим в силу 20.055.2010, признан утратившим силу Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007
N 77. В настоящее время действует Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2010 N 32 “Об утверждении состава Проекта освоения лесов и порядка его разработки“, вступивший в силу 28.05.2010.

Таким образом, в настоящее время Министерство не вправе принимать к рассмотрению и производить государственную экспертизу проекта освоения лесов в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью “Карелфинлес“ отказать.

2. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

ЦЫБА И.С.