Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2010 по делу N А26-883/2010 Заявление о признании недействительным постановления об отмене ранее принятого постановления, которым было разрешено размещение карьера, удовлетворено, поскольку отмена документа, на который принесен протест прокурора, возможно только в случае нарушения закона, которого в данном случае не установлено: процедура получения разрешения была соблюдена, население соответствующего муниципального образования выразило свое согласие на строительство карьера, а учет мнения населения района, где предполагается строительство железнодорожной ветки и промплощадки к месторождению, не требуется.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 октября 2010 г. по делу N А26-883/2010

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 14 октября 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Александрович Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению закрытого акционерного общества “Дорстройматериалы“

к Администрации Лахденпохского муниципального района

о признании недействительным постановления N 1366 от 27.10.2009,

при участии представителей:

заявителя, закрытого акционерного общества “Дорстройматериалы“, - адвоката Мессерле В.С. (доверенность от 20.11.2009), генерального директора Данилова И.В. (протокол внеочередного общего собрания акционеров от 19.06.2009),

ответчика, Администрации Лахденпохского муниципального района, - Медведевой О.В. (доверенность от 09.11.2009),

установила:

закрытое акционерное общество “Дорстройматериалы“
(далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Лахденпохского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления N 1366 от 27.10.2009.

Суд известил представителей сторон о поступивших до начала судебного заседания документах: от прокуратуры Лахденпохского района - материалов проверки, на основании которых вынесено представление об отмене постановления главы Лахденпохского муниципального района от 23.11.2007 N 763, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия - фрагмента районной карты масштаба 1:50000 с указанием местоположения земельного участка с кадастровым номером 10:12 02 22 03:238, предоставленного в аренду ЗАО “Дорстройматериалы“.

Часть документов, представленных прокуратурой Лахденпохского района, касается месторождения “Яккима-2“, используемого обществом с ограниченной ответственностью “Гранит“, указанные документы подлежат возврату прокуратуре, поскольку не относятся к предмету рассматриваемого спора.

Остальные документы при отсутствии возражений сторон суд приобщил к материалам дела.

Представители заявителя ходатайствовали о приобщении к материалам дела дополнительных документов (в копиях), подтверждающих доводы Общества: лицензии и приложения N 12 к лицензии, запроса ЗАО “Дорстройматериалы“ в Министерство природных ресурсов Республики Карелия от 07.09.2010, ответа от 13.09.2010 и приложенных к нему схемы расположения карьера Яккима относительно границ Лахденпохского городского поселения, картографической схемы установления границ Лахденпохского городского поселения, карты масштабом 1:100000, 1:50000, санитарно-эпидемиологического заключения от 29.02.2008, письма Ростехнадзора, письма администрации Лахденпохского района от 25.01.2008. При отсутствии возражений представителя ответчика суд приобщил к материалам дела документы, представленные заявителем.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Считают не соответствующим закону постановление от 27.10.2009 N 1366 (том 1 лист 21), которым глава Лахденпохского муниципального района
отменил постановление от 23.11.2007 “Об утверждении акта выбора земельного участка ЗАО “Дорстройматериалы“ для проведения проектно-изыскательских работ и размещения карьера по добыче строительного камня на месторождении “Яккима“ в Лахденпохском районе, на территории Лахденпохского лесхоза, Яккимское лесничество“. Общество указывает, что нарушений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон N 131-ФЗ) при утверждении акта выбора земельного участка допущено не было. Месторождение “Яккима-1“ находится в квартале 83 Яккимского лесничества на территории Мийнальского сельского поселения, в связи с чем результаты референдума, проведенного на территории Лахденпохского городского поселения, не могут учитываться при решении вопроса о предоставлении данного земельного участка для разработки карьера. По указанной причине нет необходимости согласования проекта строительства с Администрацией Лахденпохского городского поселения. В соответствии с проведенными публичными слушаниями жители Мийнальского сельского поселения высказали положительное мнение об устройстве карьера на месторождении “Яккима-1“. Кварталы 88, 89 Яккимского лесничества, предоставленные для устройства подъездных дорог к карьеру и линейных объектов, не являются территорией Лахденпохского городского поселения, поскольку относятся к землям лесного фонда. Кроме того, указанные линейные объекты в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не являются объектами капитального строительства. Постановление N 763 от 23.11.2007 не нарушало чьих-либо прав в сфере охраны окружающей среды и согласовывалось со всеми действующими нормами и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Доказательства того, что в непосредственной близости с месторождением находится жилой дом и проживает семья Гришина С.В., ответчиком в материалы дела не представлены.

Представитель Администрации требования не признала, считает оспариваемое постановление соответствующим действующему законодательству, поскольку оно принято во исполнение протеста прокурора Лахденпохского района. Позиция
ответчика, изложенная в отзыве на заявление и поддержанная представителем Администрации в ходе рассмотрения дела по существу заявленных требований, полностью основана на содержащихся в указанном протесте прокурора основаниях. Прокурор Лахденпохского района в протесте от 22.10.2009 (том 2 листы 66-68) потребовал отменить принятое в нарушение федерального и республиканского законодательства постановление N 763 от 18.07.2007 об утверждении акта выбора земельного участка для размещения карьера по добыче щебня “Яккима-1“. Как указано в протесте Законами Республики Карелия N 813-ЗРК от 01.11.2004 и N 1278-ЗРК от 25.03.2009 определены границы Лахденпохского городского поселения и смежные границы Мийнальского сельского поселения, согласно установленным указанными законами границам карьер “Яккима-1“ частично расположен в границах как Лахденпохского поселения, так и в границах Мийнальского поселения. Согласно протесту Администрацией допущено нарушение пункта 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ и статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым вопрос по проекту строительства и разработки карьера на месторождении “Яккима-1“ должен быть согласован с Администрацией городского поселения; статьи 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ и статьи 15 Закона N 131-ФЗ, в соответствии с которыми по вопросу размещения карьера перед утверждением акта выбора земельного участка должен быть проведен референдум или публичные слушания; решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет; при согласовании акта выбора земельного участка Администрация должна будет предоставить их в пользование Обществу, что само по себе без проведения законодательно установленных процедур является нарушением; в нарушение пункта 3 статьи 44, статьи 52 Гражданского
кодекса Российской Федерации в непосредственной близости с местом взрывных работ, то есть в санитарно-защитной зоне предполагаемого карьера, проживает семья Гришина С.В. Постановлением от 27.10.2009 N 1366, принятым во исполнение протеста прокурора Лахденпохского района от 22.10.2010, глава Лахденпохского муниципального района отменил постановление от 23.11.2007 “Об утверждении акта выбора земельного участка ЗАО “Дорстройматериалы“ для проведения проектно-изыскательских работ и размещения карьера по добыче строительного камня на месторождении “Яккима“ в Лахденпохском районе, на территории Лахденпохского лесхоза, Яккимское лесничество“ как принятое в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Суд отклоняет довод ответчика о том, что оспариваемое постановление является законным, поскольку принято во исполнение протеста прокурора, который должен быть безусловно исполнен Администрацией.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов установлены в главе 1 раздела 3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации“ (далее - Закон о прокуратуре).

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 указанного Закона предметом прокурорского надзора является в том числе соответствие законам правовых актов, издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении возложенных на него функций
прокурор, согласно пункту 1 статьи 23 Закона о прокуратуре, приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, при исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Данные положения Закона обязывают должностных лиц, в чей адрес вынесен протест, рассмотреть протест и известить об этом прокурора, однако характер принимаемых мер должны определять сами должностные лица.

Органы прокуратуры, в силу положений статьи 21 указанного Закона не подменяют иные государственные органы и должностных лиц и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Принесение прокурором протеста на принятое Администрацией постановление не означает безусловную необходимость отмены данного акта, требования Закона о прокуратуре будет выполнено при рассмотрении протеста в установленный срок и извещении прокурора о результатах рассмотрения, в котором может содержаться указание на соответствие закону акта, на который принесен протест.

Исходя из изложенного, Администрация, рассмотрев протест прокурора, должна отменить акт, на который принесен протест, только в случае, если он противоречит закону. При таких обстоятельствах ссылки в постановлении Администрации, отменяющем ранее принятый акт, только на протест прокурора недостаточно для подтверждения правомерности такого постановления.

На основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительным ненормативного правового акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого акта закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые принял акт.

Согласно статье 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий принимаются муниципальные правовые акты. Такие акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным
законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 48 Закона N 131-ФЗ установлено, что правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Из названных норм следует, что компетентный орган местного самоуправления или его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятое решение о предварительном согласовании Обществу места размещения объекта. Исходя из положений статей 7, 48 Закона N 131-ФЗ отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. Основанием для такой отмены может служить лишь несоответствие отменяемого муниципального правового акта Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

В ходе рассмотрения дела Администрацией не представлены доказательства несоответствия постановления от 23.11.2007 N 763 главы Лахденпохского муниципального района Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации “О недрах“ (далее - Закон о недрах) основанием возникновения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

В соответствии со статьей 11 Закона о
недрах редакции до внесения изменений Федеральным законом от 26.06.2007 N 118-ФЗ) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр.

Распоряжением от 27.04.2006 N 275-р (том 2 лист 126, 127) Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия на основании экспертного заключения приняты заявочные материалы, поданные закрытым акционерным обществом “Дорстройматериалы“ на предоставление права пользования недрами для добычи гнейсо-диоритов на месторождении “Яккима“ с целью производства щебня.

Приказом от 30.05.2006 N 224 Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия ЗАО “Дорстройматериалы“ предоставлено право пользования недрами для добычи гнейсо-диоритов с целью производства щебня на срок до 30.05.2026 (том 1 лист 27). Обществу выдана лицензия серии ПТЗ N 01356 ТЭ (том 1 лист 32) на право пользования недрами для добычи гнейсо-диоритов с целью производства щебня на месторождении “Яккима“ площадью 29,91 га на территории Лахденпохского района Республики Карелия, в 3 км на север от железнодорожной станции Яккима сроком до 30.05.2026. Указанный в лицензии участок недр имеет статус горного отвода, предварительное согласие на пользование земельными участками получено от федерального государственного учреждения
Лахденпохский лесхоз.

В соответствии с пунктом 4.4 условий пользования недрами (составная часть лицензии - том 1 листы 33-37) для использования недр в заявленных целях в установленном законом порядке должен быть произведен отвод земельного участка.

На основании заявки Общества от 17.09.2007 комиссией Администрации произведен выбор и обследование земельного участка для размещения железнодорожного тупика, подъездной дороги к вахтовому поселку, а также части карьера на месторождении “Яккима“. Результаты выбора оформлены актом (том 1 листы 28-30) от 20.09.2007 о выборе земельного участка для единого горнодобывающего предприятия по добыче строительного камня с целью производства щебня ориентировочной площадью 15 га, включающего в себя месторождение “Яккима“, промышленную площадку, железнодорожную ветку, вахтовый поселок, дороги к промышленной площадке, вахтовому поселку и месторождению. К акту выбора приложен план (чертеж) земельного участка (том 1 лист 31) с указанием категории земель, содержащий схемы расположения всех объектов строительства.

Постановлением от 23.11.2007 N 763 (том 1 лист 22) глава Лахденпохского муниципального района утвердил ЗАО “Дорстройматериалы“ акт выбора и обследования земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ и размещения карьера по добыче строительного камня на месторождении “Яккима“, промышленной площадки, железнодорожной ветки, вахтового поселка, а также подъездной дороги к промышленной площадке, месторождению “Яккима“ и вахтовому поселку в Лахденпохском районе, на территории Лахденпохского лесхоза, Яккимское лесничество.

Согласно пункту 4 Постановления N 3314-1 (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 26.06.2007 N 118-ФЗ) предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующим земельным участком. При этом получение земельных участков во временное пользование осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 26.06.2007 N 118-ФЗ пункт 4 постановления изложен в новой редакции, согласно которой земельные участки для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

Статьей 11 Закона о недрах (в редакции Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) установлено, что предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ. На основании статьи 25.1 закона в указанной редакции земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) относятся к землям лесного фонда.

Согласно пункту 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр и лесов применяются соответственно законодательство о недрах и лесное законодательство. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и лесным законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что находящиеся в государственной собственности лесные участки для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых предоставляются в аренду.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство), утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 31.12.2007 N 195, Министерство предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений.

На основании имеющейся лицензии на право пользования недрами ООО “Дорстройматериалы“ обратилось в Государственный комитет по лесу Республики Карелия с заявкой о получении права аренды лесных участков.

По договору N 89 от 08.12.2008 (том 2 листы 140-149) Обществу для разработки месторождения “Яккима“ в Лахденпохском районе Республики Карелия передан в аренду лесной участок общей площадью 32,1 га, находящийся в государственной собственности, расположенный в кварталах 82, 83 Яккимского участкового лесничества ГУ РК “Сортавальское центральное лесничество“. Указанный лесной участок поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровые номера 10:12:02 22 03:233 площадью 31127 кв. м, 10:12:02 22 03:234 площадью 1081 кв. м, 10:12:02 22 03:235 площадью 12527 кв. м, 10:12:02 22 03:236 площадью 3647 кв. м, 10:12:02 22 03:237 площадью 272723 кв. м.

По договору N 81 от 14.11.2008 (том 2 листы 150-159) Обществу в целях строительства железнодорожной ветки и промплощадки к месторождению “Яккима“ в Лахденпохском районе Республики Карелия передан в аренду лесной участок общей площадью 23,6 га, находящийся в государственной собственности, расположенный в кварталах 88, 89 Яккимского участкового лесничества ГУ РК “Сортавальское центральное лесничество“. Лесной участок, переданный в аренду, поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровые номера 10:12:01 22 02:018 площадью 22575 кв. м, 10:12:02 22 03:238 площадью 213332 кв. м.

Согласно кадастровому плану территории (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 21.07.2010 (том 2 листы 62) переданные Обществу в аренду для разработки месторождения и в целях строительства железнодорожной ветки и промплощадки земельные участки кадастрового квартала 10:12:02 22 03 относятся к категории земель “земли лесного фонда“ (пункты 8-13). В кадастровом плане земельных участков, расположенных в кадастровом квартале, указано местоположение каждого из земельных участков, переданных в аренду.

Доказательства того, что акт выбора оформлен в отношении каких-либо иных земельных участков, не входящих в площадь указанных лесных участков, Администрацией не предоставлено.

Из письма от 05.08.2010, направленного федеральным государственным учреждением “Земельная кадастровая палата“ по Республике Карелия (том 2 лист 53) в ответ на заявление Общества, следует, что территория кадастровых участков кадастрового квартала 10:12:02 22 03, предоставленных в аренду Обществу, не входит в черту населенного пункта г. Лахденпохья.

В пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации состав земель в Российской Федерации по целевому назначению подразделен на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Следовательно, исходя из установленного в Российской Федерации состава земель, лесные земли не могут относиться к землям населенных пунктов.

Из совокупности приведенных выше правовых норм Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Закона о недрах следует, что к отношениям по использованию участков лесного фонда для проведения работ, связанных с использованием недр, нормы земельного законодательства не применяются, право пользования такими участками лесного фонда подлежит оформлению и государственной регистрации в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации и гражданским законодательством.

Таким образом, утверждение прокурора в протесте и Администрации о том, что вопрос о предоставлении спорных лесных участков относится к вопросам местного значения, а Администрация должна будет предоставить указанные земельные участки Обществу в пользование, противоречит действующему законодательству.

По указанной причине не принимается судом ссылка на нарушение Администрацией статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку данная норма предусматривает проведение публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений. В Лесном кодексе Российской Федерации необходимость проведения публичных слушаний либо иного способа опроса населения не установлена, как не предусмотрен порядок учета мнения населения при предоставлении лесных участков в пользование.

Не соответствует действительности и довод ответчика о том, что карьер на месторождении “Яккима-1“ частично расположен на территории Лахденпохского городского поселения, в связи с чем предварительное согласование земельного участка должно быть произведено только при учете мнения жителей данного поселения.

В соответствии со статьей 7 Закона о недрах объектом права пользования признается участок недр для разработки полезных ископаемых, индивидуализация которого производится в виде горного отвода. Пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 “О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами“ (далее - Постановление N 3314-1) определено, что при выдаче лицензий на право добычи полезных ископаемых предоставляется участок недр в виде горного отвода. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Согласно статье 19 Закона о недрах пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с толкованием термина, содержащимся в Геологическом толковом словаре, карьер - эксплуатационная открытая выработка значительных поперечных размеров, служащая для добычи руды, песка, строительного камня и др. В Горной энциклопедии указано, что карьер - совокупность выемок в земной коре, образованных при добыче полезных ископаемых открытым способом.

Следовательно, как правомерно указывает заявитель, границы карьера всегда будут находиться в пределах границ горного отвода, определяющихся как непосредственное место добычи полезных ископаемых.

Пунктом 2.2 Условий пользования недрами, являющимися приложением к указанной лицензии, территория месторождения “Яккима“ площадью 29,91 га имеет статус горного отвода.

Согласно приложению N 12 к лицензии серии ПТЗ N 01356 ТЭ “Схема расположения месторождения “Яккима“, являющемуся неотъемлемой составной частью лицензии, непосредственно само месторождение расположено на землях Лахденпохского лесхоза в 83 квартале Яккимского лесничества в лесах 1 группы и частично на землях государственного запаса (том 2 лист 105).

Статьей 4 Закона Республики Карелия от 01.11.2004 N 813-ЗРК “О городских, сельских поселениях в Республике Карелия“, в соответствии с которым на территории Республики Карелия образованы городские и сельские поселения, определено, что границы городских поселений установлены согласно приложению N 1, границы сельских поселений - согласно приложению N 2 к данному Закону.

В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 и пунктом 22 приложения N 2 граница между Лахденпохским городским поселением и Мийнальским сельским поселением от т. 45 до т. 46 проходит между кв. 88, 89 и кв. 82, 83 Яккимского лесничества Лахденпохского лесхоза до северного угла кв. 89.

Из утвержденной данным законом картографической схемы усматривается, что кварталы 82, 83 входят в границы Мийнальского сельского поселения, а кварталы 88, 89 - в границы Лахденпохского сельского поселения (том 2 лист 108).

Таким образом, участок недр (горный отвод), а, следовательно, и карьер на месторождении “Яккима“, право пользования которым предоставлено ЗАО “Дорстройматериалы“ на основании лицензии, полностью находится на территории Мийнальского сельского поселения.

25 декабря 2007 года в п. Ихала проведены публичные слушания по проекту строительства карьера на месторождении “Яккима“ на территории Мийнальского сельского поселения Лахденпохского муниципального района, в которых приняли участие 145 жителей, зарегистрированных и“постоянно проживающих на территории поселения (протокол - том 2 листы 26). Участники публичных слушаний приняли решение рекомендовать главе Мийнальского сельского поселения поддержать проект строительства и разработки карьера на месторождении “Яккима“ на территории Мийнальского сельского поселения ЗАО “Дорстройматериалы“.

Таким образом, население муниципального образования, на территории которого непосредственно расположено предоставленная заявителю часть месторождения, выразили свое согласие на строительство карьера на месторождении “Яккима“.

27 июля 2007 года в г. Лахденпохья прошли публичные слушания Лахденпохского городского поселения по возможному открытию карьеров “Яккима-1“ и “Яккима-2“ (протокол - том 2 листы 18-20), участники которых поддержали решение 15 сессии I созыва Совета Лахденпохского городского поселения от 13.07.2007 о недопустимости открытия щебеночного карьера (решение от 27.07.2007 - том 2 лист 21). Согласно протоколу выступавшие жители г. Лахденпохья возражали против строительства карьера в связи с обеспокоенностью за экологическую обстановку в районе. Из содержания протокола усматривается, что в голосовании принимало участие 450 человек, однако не представляется возможным установить, какое отношение к Лахденпохскому городскому поселению имеют принимавшие участие в публичных слушаниях граждане.

19.08.2009 Совет Лахденпохского городского поселения принял решение о назначении на 11 октября 2009 года местного референдума на территории Лахденпохского городского поселения по вопросу возможного размещения (строительства) в границах поселения карьеров по добыче щебня на месторождениях “Яккима-1“ и “Яккима-2“ (том 2 лист 36). Данное решение было опубликовано в еженедельной газете Лахденпохского района N 33 (72626)и за 26 августа-1 сентября 2009 года (том 2 лист 37). Решением территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района от 12-13 октября 2009 года “Об установлении результатов выборов в Лахденпохском муниципальном районе и референдума Лахденпохского городского поселения“ (том 2 листы 39-40) утверждены следующие результаты голосования по референдуму: “да“ - 20,81%, “нет“ - 76,85%. Указанное решение опубликовано в районной газете “Призыв“ N 40 за 14-20 октября 2009 года и утверждено Советом Лахденпохского городского поселения от 30.10.2009 (том 2 лист 41, 42).

Данные результаты выяснения мнения жителей Лахденпохского городского поселения не могут быть приняты судом в качестве доказательства неправомерности действий Администрации по предварительному согласованию места размещения объектов. Как уже было указано ранее, на территории Лахденпохского городского поселения горный отвод ЗАО “Дорстройматериалы“ не предоставлялся, земельный участок для разработки карьера не испрашивался, следовательно, разработка карьера на данной территории заявителем не предполагалась. В кварталах 88, 89, входящих в границы Лахденпохского городского поселения, предполагалось размещение железнодорожной ветки и промплощадки к месторождению “Яккима“. Вместе с тем, вопрос о возможности размещения на территории Лахденпохского городского поселения указанных объектов перед населением поселения ни на местном референдуме, ни на публичных слушаниях не ставился, мнение жителей по данному вопросу не выяснялось. При таких обстоятельствах, ссылка ответчика на мнение населения по вопросу предоставления ЗАО “Дорстройматериалы“ земельных участков является несостоятельной.

Суд также считает обоснованным довод Общества о том, что земельные участки, расположенные в кварталах 88, 89, испрашивались для строительства железнодорожной ветки и промплощадки к месторождению “Яккима“, то есть в целях, не связанных со строительством объектов капитального строительства, что исключает применение в их отношении Градостроительного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельных участков для размещения указанных объектов также регулируется Лесным кодексом Российской Федерации, который не предусматривает необходимость учета мнения населения.

Не нашел подтверждения в ходе рассмотрения дела довод ответчика о том, что в нарушение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающего ограниченный режим природопользования в целях охраны условий жизнедеятельности человека, в непосредственной близости от карьера проживает семья Гришина С.В. Никаких документов, подтверждающих факт проживания кого-либо в пределах санитарно-защитной зоны от границ карьера на месторождении “Яккима“, не представлено. Отсутствуют такие документы и в материалах прокурорской проверки, представленных прокуратурой Лахденпохского района по требованию суда, послуживших основанием для принесения протеста. На запросы суда уполномоченные органы, ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Республике Карелия и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, сообщили об отсутствии информации о правах, зарегистрированных за Гришиным С.В. на объекты недвижимого имущества в Лахденпохском районе (том 1 листы 114, 126).

Действительно, согласно статье 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Вместе с тем, постановление Администрации об утверждении акта выбора земельного участка не является решением о размещении объектов, данный орган не уполномочен выдавать разрешение на их строительство. В соответствии со статьей 25 Закона о недрах разрешение на строительство объектов, строительство которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с лицензией на пользование недрами выдается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.

Доказательств, подтверждающих нарушение постановлением N 763 от 23.11.2007 чьих-либо прав в сфере охраны окружающей среды, ответчиком не предоставлено, в акте выбора земельного участка все необходимые согласования имеются, заключение экспертизы промышленной безопасности на проект строительства карьера Обществом получено, Карельская межрайонная природоохранная прокуратура в результате проверки никаких нарушений не выявила.

Исходя из изложенного, у Администрации не было предусмотренных статьей 48 Закона N 131-ФЗ оснований для отмены постановления от 23.11.2007 N 763, в связи с чем оспариваемое постановление от 27.10.2009 N 1366 главы Лахденпохского муниципального района, отменившее постановление от 23.11.2007 N 763, не соответствует закону.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявленное закрытым акционерным обществом “Дорстройматериалы“ требование удовлетворить полностью.

2. Признать недействительным постановление администрации Лахденпохского муниципального района от 27.10.2009 N 1366 “Об отмене постановления главы Лахденпохского муниципального района от 23.11.2007 N 763“, как не соответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

В данной части решение подлежит немедленному исполнению.

3. Обязать администрацию Лахденпохского муниципального района устранить нарушение прав и законных интересов закрытого акционерного общества “Дорстройматериалы“.

4. Взыскать с администрации Лахденпохского муниципального района в пользу закрытого акционерного общества “Дорстройматериалы“ судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.

5. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

АЛЕКСАНДРОВИЧ Е.О.