Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.09.2010 по делу N А26-5933/2010 Требование о взыскании причиненного лесам ущерба удовлетворено, поскольку в ходе приемки лесосеки должностными лицами лесничества были выявлены нарушения - незаконная рубка деревьев и захламление лесов промышленными отходами.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 сентября 2010 г. по делу N А26-5933/2010

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2010 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе Кришталь Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абакумовой С.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства лесного комплекса Республики Карелия к закрытому акционерному обществу “Запкареллес“ о взыскании 71685 руб.,

при участии в заседании:

от истца - Макаровой А.А., юрисконсульта ГУ РК “Суоярвское центральное лесничество“, доверенность от 01.09.2010,

от ответчика - Елисеева А.А., представителя, доверенность от 17.08.2010,

установил:

Министерство лесного комплекса Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия
с иском к закрытому акционерному обществу “Запкареллес“ (далее - ответчик, ЗАО “Запкареллес“, Общество) о взыскании 71685 руб. ущерба, причиненного лесам.

В обоснование иска Министерство ссылается на статью 100 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, которым утверждены “Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается“ и “Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам“.

В отзыве на исковое заявление ответчик просит уменьшить сумму ущерба на 54256 руб., ссылаясь на то, что он не был надлежащим образом извещен о проведении 01.03.2010 текущей проверки разработки лесосеки - делянки 2 квартала 167 Салмиярвского участкового лесничества.

В судебном заседании представитель истца поддержал требование о взыскании 71685 руб. ущерба в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Заслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) и ЗАО “Запкареллес“ (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 53-з от 17.12.2008 (зарегистрирован УФРС по РК 16.01.2009), в соответствии с которым Обществу передан в аренду лесной участок площадью 213460 га, расположенный в Суоярвском центральном лесничестве, для использования в целях заготовки древесины. 19.05.2009 и 05.11.2009 Обществом были поданы лесные декларации об использовании лесов, в том числе в кварталах 153, 167 Салмиярвского участкового лесничества, для заготовки древесины.

01 марта
2010 года должностными лицами Салмиярвского участкового лесничества без участия надлежащим образом извещенного представителя ЗАО “Запкареллес“ был осуществлен предварительный осмотр лесосеки - делянки 2 выдел 14 квартал 167 Салмиярвского участкового лесничества, о чем составлен акт предварительного осмотра (л.д. 47).

По окончании срока действия Лесной декларации от 19.05.2009 (л.д. 27) лесничим Салмиярвского участкового лесничества в присутствии Ф.И.О. С.И. (доверенность от 18.01.2010 N 4) 21.05.2010 проведена приемка лесосеки - делянки 16 выдел 16 квартал 153 Салмиярвского участкового лесничества, по результатам которой составлен акт приемки лесосеки.

В ходе вышеуказанных мероприятий должностными лицами лесничества были выявлены нарушения - незаконная рубка деревьев и захламление лесов промышленными отходами.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления лесничим Салмиярвского участкового лесничества Яцковской Л.В. протоколов о лесонарушениях N 5 от 04.03.2010 и N 11 от 21.05.2010.

В протоколах зафиксированы нарушения, выразившиеся рубке деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению как источников обсеменения, в объеме 6,76 куб. м (квартал 167 выдел 14 делянка 2 Салмиярвского участкового лесничества) и захламлении лесов промышленными отходами на площади 2 га (квартал 153 выдел 16 делянка 16 Салмиярвского участкового лесничества); составлены чертежи, ведомости материально-денежной оценки лесосек, ведомость перечета деревьев и определен размер причиненного ущерба в общей сумме 71685 руб.

ГУ РК “Суоярвское центральное лесничество“ направило в адрес ответчика претензионные письма N 554 от 05.03.2010 и N 1202 от 25.05.2010 с предложением уплатить сумму ущерба в добровольном порядке в тридцатидневный срок с момента получения претензий. Претензионные письма Обществом получены, что подтверждается входящими штампами (л.д. 26, 34).

Поскольку ответчик добровольно уплату суммы ущерба, причиненного лесам, не произвел, Министерство лесного комплекса Республики Карелия, являющееся органом
исполнительной власти Республики Карелия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обратилось с исковым заявлением о взыскании ущерба в Арбитражный суд Республики Карелия.

Оценив вышеуказанные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска ввиду нижеследующего.

Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Имущественная ответственность за лесонарушение регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Обязанность по возмещению ущерба, причиненного лесам, возникает при наличии состава деликтного правонарушения включающего: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением и наступившими последствиями, вину причинителя вреда.

В соответствии с подпунктом “ж“ пункта 8 “Правил заготовки древесины“, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 N 184, запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с данными Правилами и законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев, за исключением погибших.

Из пункта 1 “Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, следует, что при незаконной рубке деревьев ущерб, причиненный лесам, исчисляется в размере 50-кратной стоимости древесины деревьев с соответствующими диаметрами стволов, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.

В пункте 7 “Такс для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба,
причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, размер ущерба за загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором определен как 5-ти кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Факт совершения ответчиком лесонарушений, выразившихся в незаконной рубке и захламлении лесов промышленными отходами, и причинения ущерба лесному фонду подтверждается материалами дела, в том числе, актом приемки лесосек от 21.05.2010, актом предварительного осмотра от 01.03.2010, протоколами о лесонарушениях N 5 от 04.03.2010 и N 11 от 21.05.2010 (л.д. 20-21, 29-30), ведомостью материально-денежной оценки лесосеки, где отражены не подлежащие рубке семенники в количестве 154 штук (порода сосна) (л.д. 23), ведомостями материально-денежной оценки лесосек, составленными к протоколам о лесонарушении (л.д. 24, 32), ведомостью перечета деревьев (л.д. 25), чертежами (л.д. 22, 31), постановлением от 11.03.2010 N 15 о назначении ЗАО “Запкареллес“ административного наказания по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ за незаконную рубку лесных насаждений.

Протоколы о лесонарушениях N 5 от 04.03.2010 и N 11 от 21.05.2010 составлены в соответствии с порядком, предусмотренным Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N 1.

О времени и месте составления протокола N 5 от 04.03.2010 Общество извещалось надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в деле извещением от 01.03.2010 N 327 с входящим штампом Общества (вход. N 517 от 01.03.2010, л.д. 49). Протокол о лесонарушении N 11 от 21.05.2010 составлен при участии представителя ЗАО “Запркареллес“ Терешкевича С.И.,
действовавшего на основании доверенности от 18.01.2010 N 4 (л.д. 65), и подписан представителем без замечаний.

Довод ответчика о том, что он не был надлежащим образом извещен о проведении 01.03.2010 текущей проверки разработки лесосеки (делянки 2 квартала 167 Салмиярвского участкового лесничества) судом отклоняется, поскольку опровергается представленным в материалы дела извещением от 27.02.2010 с отметкой о его вручении представителю ЗАО “Запкареллес“ Терешкевичу С.И., обладающему в силу выданной ему доверенности от 18.01.2010 N 4 полномочиями на получение от имени ЗАО “Запкареллес“ корреспонденции, связанной с проведением лесничеством проверок.

Расчет суммы ущерба произведен истцом в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства“ (пункт 1 Приложения N 1, пункт 7 Приложения N 4 к постановлению), постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“, не оспорен ответчиком, проверен судом и признан правильным.

Из статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на лице, причинившем вред.

Доказательств, свидетельствующих о том, что вред лесному фонду причинен не по его вине, ответчиком не представлено.

Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают противоправность поведения, вину Общества в совершении лесонарушений и причинную связь между противоправным поведением Общества и причинением вреда лесному фонду и являются достаточными для наступления деликтной ответственности ответчика.

При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии
с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167 - 171, 176, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Иск удовлетворить полностью. Взыскать с закрытого акционерного общества “Запкареллес“ в пользу Министерства лесного комплекса Республики Карелия 71685 руб. ущерба.

2. Взыскать с закрытого акционерного общества “Запкареллес“ в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2867 руб. 40 коп.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

КРИШТАЛЬ Н.А.