Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 N 15АП-1243/2010 по делу N А32-18872/2009 По делу о признании незаконными действий по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования в государственный кадастр недвижимости, обязании устранить нарушение прав и законных интересов путем приведения сведений в соответствие с требованиями Конституции РФ.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2010 г. N 15АП-1243/2010

Дело N А32-18872/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Н.

судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей,

при участии:

от ООО “Черномортранснефть“: Труфанова А.А., паспорт, доверенность N 18 от 31.12.2009 г., Яцышиной И.Ю., паспорт, доверенность N 23 от 31.12.2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 09 декабря 2009 года по делу N А32-18872/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Черномортранснефть“

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому
краю

при участии третьих лиц - Южного филиала Федерального государственного унитарного предприятия “Госкадастрсъемка“ ВИСХАГИ; Департамента имущественных отношений Краснодарского края; администрации Краснодарского края о признании незаконными действий по внесению сведений за 2008 - 2009 г. о кадастровой стоимости земельных участков,

принятое судьей Нигоевым Р.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Черномортранснефть“ (далее - ООО “Черномортранснефть“) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (далее - УФАКОН) признании незаконными действий по внесению сведений за 2008 - 2009 г. о кадастровой стоимости земельных участков принадлежащих ОАО “Черномортранснефть“ на праве постоянного бессрочного пользования, с кадастровыми номерами 23:47:0210001:13, 23:47:0210001:18, 23:47:0210003:165, 23:47:0210004:43, 23:47:0111003:16, 23:47:0209046:3, 23:47:0210004:15, 23:47:0118030:98, 23:47:0106044:6, 23:47:0106043:90, 23:47:0115054:21, 23:47:0106043:9, 23:47:0106000:2, 23:47:0106053:5, 23:47:0106055:3, 23:47:0106069:10, 23:47:0106044:7, в государственный кадастр недвижимости, обязать УФАКОН устранить нарушение прав и законных интересов ОАО “Черномортранснефть“ путем приведения сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков, принадлежащих ОАО “Черномортранснефть“, в соответствие с требованиями Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ (с учетом требований, уточненных в порядке статьи 49 АПК РФ, т. 2 л.д. 162 - 166).

Заявление мотивировано тем, что на момент внесения сведений в государственный земельный кадастр (даты 02.02.2008 г. 26.02.2009 г. и 27.02.2009 г.) приложение N 1 к распоряжению главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края“, в котором утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года, не опубликовано. Указанное распоряжение с приложением N 2, в котором определен средний уровень
кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края по состоянию на 01 января 2007 года первоначально было опубликовано в газете “Кубанские новости“ только 09.02.2008 года. Неопубликованные акты не могут порождать права и обязанности. Указанные действия нарушили права общества, как плательщика земельного налога.

Решением суда от 09 декабря 2009 г. требование удовлетворено. Решение мотивировано тем, что при расчете кадастровой стоимости земельных участков УФАКОН по состоянию на 2008, 2009 годы применил не опубликованный в установленном законом порядке и не подлежащий применению нормативный правовой акт, чем нарушил действующее законодательство.

Не согласившись с указанным выводом, Администрация Краснодарского края обжаловала суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила его отменить, указывая, что судом не полностью выяснены обстоятельства дела - не дана правовая характеристика ходатайству администрации Краснодарского края о пропуске заявителем срока подачи заявления по обжалованию действий УФАКОН по Краснодарскому краю, поскольку заявитель узнал или должен был узнать о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений участка с кадастровым номером 23:42:0101001:40 не позднее 01 марта 2008 года.

В отзыве на апелляционную жалобу общество указывает на несостоятельность довода администрации о пропуске обществом срока на обжалование оспариваемых действий, поскольку общество не могло узнать в срок 01 марта текущего года, как оно предусмотрено статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации, о новой кадастровой стоимости, поскольку она не доведена до налогоплательщика, что и указал суд в обжалуемом решении, установив неопубликование соответствующих актов.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, участия в нем не
приняли. Администрация представила в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:47:0210001:13, 23:47:0210001:18, 23:47:0210003:165, 23:47:0210004:43, 23:47:0111003:16, 23:47:0209046:3, 23:47:0210004:15, 23:47:0118030:98, 23:47:0106044:6, 23:47:0106043:90, 23:47:0115054:21, 23:47:0106043:9, 23:47:0106000:2, 23:47:0106053:5, 23:47:0106055:3, 23:47:0106069:10, 23:47:0106044:7.

На запрос общества письмом от 09.04.2009 года УФАКОН дал разъяснения по вопросу о кадастровой стоимости испрашиваемых земельных участков за период с 01.01.2006 года по 01.01.2009 года и в приложении отразил соответствующие сведения, из которых общество установило возрастание кадастровой стоимости земельных участков в несколько раз. УФАКОН сообщил, что первоначальная стоимость была проведена в учетных данных с применением удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением главы администрации города Новороссийска от 15.1.2002 г. N 1002 “Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений г. Новороссийска“. В дальнейшем кадастровая стоимость была увеличена в связи с изменением экономических характеристик земельных участков в рамках проводимых на территории Краснодарского края в 2007 году работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.

Действия по внесению актуализированной стоимости указанных земельных участков послужили основанием обращения в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых
актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая решение, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о незаконности оспариваемых действий.

Пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты
правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с пунктом 10 которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Первоначальная кадастровая стоимость земельных участков была рассчитана и отражена с применением удельных показателей, утвержденных постановлением главы администрации города Новороссийска от 10.01.2002 года N 1002 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений г. Новороссийска“.

Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 2008 и 2009 годы рассчитана УФАКОН по КК с применением удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков (УКПСЗ), утвержденных распоряжением главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р. Указанным распоряжением утверждены результаты
государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложению N 1 и приложению N 2 к распоряжению, которым определен средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края.

Порядок опубликования нормативных актов края определен в статье 46 Закона Краснодарского края, согласно которому официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете “Кубанские новости“ или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.

Как правильно указал суд первой инстанции, 09.02.2008 г. в газете “Кубанские новости“ N 21 опубликована лишь информация о подписании губернатором Кубани А. Ткачевым распоряжения об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории края и рекомендовано внести результаты оценки земель населенных пунктов на территории края в государственный земельный кадастр.

Приложения N 1 и 2 к распоряжению не опубликованы.

Текст распоряжения N 1202-р опубликован в N 37 газеты “Кубанские новости“ только 13.03.2009.

Оспариваемые действия совершены 02.02.2008 г., 26.02.2009 г., 27.02.2006 года.

Следовательно, при внесении кадастровой стоимости спорного земельного участка управление руководствовалось нормативным правовым актом, который на тот момент не вступил в законную силу.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как указано выше, оспариваемые действия совершены 02.02.2008 г., 26.02.2009 г., 27.02.2006 года. До опубликования актов общество
не могло знать об актуализированной кадастровой стоимости земельных участков, иным способом, как о том говорит статья 396 Налогового кодекса Российской Федерации, эти сведения до общества не доводились. Следовательно, общество могло узнать о нарушении прав и законных интересов лишь из ответа Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 09 апреля 2009 года на письмо-обращение от 24 марта 2009 года. С даты получения ответа срок на обжалование, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не пропущен.

Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, не имеется.

При разрешении вопроса о судебных расходах суд исходит из положения статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, согласно которой органы местного самоуправления в числе других органов освобождаются от уплаты государственной пошлины, в том числе выступая ответчиками в суде.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 декабря 2009 года по делу N А32-18872/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Краснодарского края - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Н.Н.ИВАНОВА

Судьи

Н.Н.СМОТРОВА

Т.И.ТКАЧЕНКО