Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2010 по делу N А26-1557/2010 Требование о признании договора банковского счета недействительным удовлетворено, поскольку операции со средствами, получаемыми муниципальными учреждениями от приносящей доход деятельности, осуществляется только на балансовых счетах, открытых органам Федерального казначейства или муниципальным финансовым органам, следовательно, открытие банковского счета муниципальному учреждению не соответствует бюджетному законодательству.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 сентября 2010 г. по делу N А26-1557/2010

Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 15 сентября 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Репина Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фарисеевой О.Г.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Заместителя прокурора Республики Карелия

к 1) муниципальному учреждению Суоярвская центральная районная больница, 2) акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (ОАО) в лице Карельского отделения N 8628

третьи лица - Управление Федерального казначейства по Республике Карелия, Карельский территориальный Фонд обязательного медицинского страхования по Республике Карелия

о признании договора банковского счета недействительным.

при участии представителей:

истца, Заместителя прокурора Республики
Карелия, - Савченко Г.А., действующей на основании служебного удостоверения ТО N 073641, выданного 26.11.2009

ответчиков, муниципального учреждения Суоярвская центральная районная больница, - не явился, Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) в лице Карельского отделения N 8628, - Белоусовой Е.А., действующей на основании доверенности от 28.11.2007

третьих лиц, Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, - Янушко Р.Л., действующего на основании доверенности от 23.12.2009, Карельского территориального Фонда обязательного медицинского страхования по Республике Карелия, - Раднаевой О.А., действующей на основании доверенности от 02.04.2010

установил:

заместитель прокурора Республики Карелия (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия к муниципальному учреждению Суоярвская центральная районная больница (далее - первый ответчик, учреждение), акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (ОАО) в лице Карельского отделения N 8628 (далее - второй ответчик, банк) с иском о признании договора банковского счета недействительным.

Исковые требования обоснованы ст. ст. 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 41, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Определением от 22.03.2010 суд принял уточнение номера банковского счета - N 40404810725100010434.

Определением от 29.04.2010 по ходатайству Прокурора РК к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Карелия, а определением от 09.06.2010 - Карельский территориальный Фонд обязательного медицинского страхования по Республике Карелия.

В судебном заседании представитель истца требования поддержала, просит суд признать недействительным договор банковского счета от 30.11.2009, заключенный ответчиками.

Первый ответчик в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела без его участия, возражения изложил в отзыве (л.д. 36-37), пояснил, что на территории Суоярвского района отсутствует учреждение Банка России,
в связи чем заключение оспариваемого договора с АК СБ РФ в лице Карельского отделения N 8628 не противоречит действующему законодательству.

Второй ответчик требования также не признал, его представитель в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве (л.д. 33-34), пояснил, что в соответствии со ст. 846 ГК РФ Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Пунктом 5 Письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Минфина России, Центрального банка РФ и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 24, 29 января 2001 года N N 476/50-1, 11н, 912-У, АС-6-07/82 (далее - Письмо) разъяснено, что средства бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, направляемые в рамках программ на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинским учреждениям, должны учитываться на лицевых счетах, открываемых указанным учреждениям в банках на балансовых счетах 40403 “Федеральный фонд обязательного медицинского страхования“ и 40404 “Территориальные фонды обязательного медицинского страхования“.

Счет N 40404810725100010434 открывался для поступления денежных средств на расходы по диспансеризации.

Согласно Правилам финансирования от 30.12.2005 N 852, и Правилам представления субсидий от 24.12.2007 N 921 счета для поступления указанных средств открываются в Центральном Банке Российской Федерации.

Однако в соответствии со статьей 156 Бюджетного кодекса РФ кредитные организации выполняют функции Банка России по обслуживанию счетов бюджета в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

На территории Суоярвского района отсутствует учреждение Банка России.

Кроме того, статья 215.1
БК РФ в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ в части, касающейся кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства, применяется, начиная с 1 января 2014 года. В связи с чем и на момент открытия и на данный момент Федеральное казначейство не может открыть счета на балансовых позициях, предназначенных для поступления денежных средств из государственных внебюджетных фондов.

Управление Федерального казначейства по РК правовую позицию изложило в отзыве, его представитель пояснил, что Федеральным законом N 63-ФЗ от 26.04.2007 “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“ предусмотрено осуществление операций со средствами, получаемыми муниципальными учреждениями от приносящей доход деятельности, только на банковских счетах N 40703 “Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации“, открытых органам Федерального казначейства или муниципальным финансовым органам. На территории Суоярвского муниципального района операции со средствами муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности осуществляются на счете, открытом Управлению. С учетом изложенного, по мнению Управления, открытие банковского счета N 40404 муниципальному учреждению не соответствует бюджетному законодательству.

Фонд обязательного медицинского страхования по Республике Карелия правовую позицию изложил в отзыве, его представитель пояснила, что требование законодательства об открытии отдельных счетов в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации касается непосредственно территориальных фондов обязательного медицинского страхования как получателей субсидий из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансирование расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, третьих лиц, суд установил следующие обстоятельства.

В ходе проверки соблюдения бюджетного законодательства и законодательства в сфере реализации национального приоритетного
проекта “Здоровье“, проведенной прокуратурой Суоярвского района, установлено, что 30 ноября 2009 между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (далее - Банк) и Муниципальным учреждением “Суоярвская центральная районная больница“ (далее - Клиент) заключен договор банковского счета N 40404810725100010434, предметом которого является открытие Банком счета клиенту в валюте Российской Федерации N 40404810725100010434 и осуществление расчетно-кассового обслуживания Клиента в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, Перечнем тарифов и услуг, оказываемых клиентам Сбербанком России и его филиалами, а также условиями договора (л.д. 10-15).

Согласно п. 7.1. договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует в течение года.

Заместитель прокурора РК считает, что данный договор является недействительным, как противоречащий ст. ст. 161, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.п. 7, 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. N 921 “О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан“.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 2 статьи 846 ГК РФ Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковским правилам. Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом
или иными правовыми актами.

Из анализа указанной правовой нормы следует, что открытие банковского счета возможно при соблюдении ряда обязательных условий, в том числе открытие счета не должно повлечь за собой нарушения действующего законодательства.

По оспариваемому договору клиентом банка является МУ “Суоярвская центральная районная больница“, финансирование которого согласно п. 3.4 Устава осуществляется за счет бюджетных ассигнований от органа управления, средств государственных внебюджетных фондов, предпринимательской деятельности, иных, разрешенных законодательством РФ и РК, источников, безвозмездных и благотворительных взносов (л.д. 24).

Статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Статьей 215.1 Бюджетного кодекса РФ определены основы исполнения бюджета: бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов; кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета бюджетных учреждений, открываемые в соответствии со ст. 220.1 Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Лицевые счета МУ Суоярвская ЦРБ во исполнение соответствующего соглашения с Администрацией муниципального образования “Суоярвский район“ от 31.12.2008 открыты в отделении по Суоярвскому району Управления Федерального казначейства по РК.

Исходя из изложенного, все операции
с бюджетными средствами МУ Суоярвская ЦРБ должны производиться через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства.

В силу ст. ст. 215.1, 156 Бюджетного кодекса РФ для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации либо кредитных организациях счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством.

Таким образом, проведение операций с указанными бюджетными средствами МУ Суоярвская ЦРБ должно производиться через счет, открытый Управлению Федерального казначейства в территориальном учреждении Центрального банка РФ либо в кредитной организации.

Пункт 8 Правил предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 921, гласит, что для перечисления средств, поступивших в виде субсидий, открывается в установленном порядке отдельный счет учреждения здравоохранения, что, в силу неопределенности указанной нормы, вступает в противоречие с положениями ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, являющегося федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам нормативных правовых актов, принимаемых, в том числе Правительством Российской Федерации. Указанные акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Если же такое противоречие (несоответствие) обнаруживается, то применяется Конституция или соответствующий федеральный закон.

Таким образом, при рассмотрении указанного спора в части регулирования правоотношений по осуществлению операций с денежными средствами, которые получает МУ Суоярвская ЦРБ на проведение дополнительной диспансеризации, подлежит применению Бюджетный кодекс РФ как нормативный правовой
акт, имеющий юридическую силу большую, чем постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 921.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“ (далее - Закона) бюджетное учреждение с учетом положений п. 3 ч. 11 ст. 5 Закона осуществляет операции со средствами от приносящей доход деятельности в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения. При этом в соответствии с п. 7 ч. 11 ст. 5 Закона финансовый орган вправе принять решение об осуществлении операций со средствами от приносящей доход деятельности на счетах, открытых ему или Федеральному казначейству в учреждениях Банка России или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства. Такие счета открываются в соответствии с Указанием Банка России от 10.02.2006 N 1658-У на балансовом счете N 40703 “Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации“.

Таким образом, Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ предусмотрено осуществление операций со средствами, получаемыми муниципальными учреждениями от приносящей доход деятельности, только на балансовых счетах N 40703 “Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации“, открытых органам Федерального казначейства или муниципальным финансовым органам. На территории Суоярвского муниципального района операции со средствами муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности осуществляются на счете, открытом Управлению Федерального казначейства по РК.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Прокурором Республики Карелия заявлены правомерно, подтверждены
материалами дела и подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине на основании ст. 110 АПК РФ суд относит на ответчиков.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Исковые требования заместителя прокурора Республики Карелия удовлетворить.

2. Договор банковского счета от 30.11.2009 г. N 40404810725100010434, заключенный между акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) и муниципальным учреждением “Суоярвская центральная районная больница“ признать недействительным.

3. Взыскать с ОАО “Сберегательный банк России“ в лице Карельского отделения N 8628 в федеральный бюджет госпошлину в сумме 2 000 руб. 00 коп.

4. Взыскать с муниципального учреждения Суоярвская центральная районная больница в федеральный бюджет расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб. 00 коп.

5. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

РЕПИНА Л.А.