Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.09.2010 по делу N А26-6321/2010 Требование о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса удовлетворено, так как факт возврата остатка неиспользованных средств федерального бюджета не может быть расценен как неэффективное использование средств федерального бюджета, поскольку расходование этих средств на предусмотренные цели не состоялось.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 сентября 2010 г. по делу N А26-6321/2010

Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Одинцова М.А.,

при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств аудиозаписи помощником судьи Зеновой Ю.Н.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Министерства финансов Республики Карелия

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия

о признании недействительным ненормативного правового акта - Представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 06-1-23/73 от 02.06.2010,

при участии представителей:

заявителя, Министерства финансов Республики Карелия, - Кузнецов Р.Г. - консультант (доверенность от 07.06.2010 в деле, личность установлена);

ответчика,
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия, - Мершукова С.В. - главный контролер-ревизор (доверенность от 01.08.2010 в деле, личность установлена), Кулабухов С.А. - начальник отдела (доверенность от 01.08.2010 в деле, личность установлена);

установил:

заявитель, Министерство финансов Республики Карелия (далее по тексту - заявитель, Минфин РК), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта - Представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 06-1-23/73, вынесенного 02.06.2010 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее по тексту - ответчик, Управление). Основанием для признания вышеуказанного ненормативного правового акта недействительным заявитель считает его несоответствие статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), поскольку в действиях заявителя по возвращению в федеральный бюджет суммы неиспользованной субсидии на внедрение комплексного проекта модернизации образования в Республике Карелия в 2009 году в размере 2381,0 тыс. руб. отсутствовали признаки неэффективного использования бюджетных средств.

По мнению заявителя, оспариваемое Представление нарушает охраняемые законом права и интересы Минфина РК, поскольку возлагает обязанность по устранению не допущенного, по мнению заявителя, нарушения требований бюджетного законодательства.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик заявленных требований не признал, полагая, что факт совершения Минфином РК нарушения требований Бюджетного кодекса РФ нашел документальное подтверждение в ходе проверки, выразился в совершении заявителем расходной операции по возврату остатка средств субсидии из федерального бюджета при наличии возможности произвести оплату платежных поручений бюджетных учреждений и достигнуть ожидаемого результата.

В судебном заседании представители ответчика поддержали вышеуказанную позицию Управления.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства
дела.

Как следует из материалов дела, в соответствии с планом контрольной и надзорной работы на 2010 год и централизованным заданием Росфиннадзора от 22.01.2010 N 43-01-02-25/254 Управлением проведена проверка использования в 2009 году бюджетных средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета на внедрение комплексного проекта модернизации образования в Республике Карелия.

В ходе указанной проверки Управление установило неэффективное использование Министерством средств бюджета в размере 2381,0 тыс. руб., что, по мнению проверяющего, является нарушением требований статьи 34 БК РФ, о чем составлен акт без номера от 14 мая 2010 года.

По результатам проверки Управлением вынесено Представление N 06-1-23/73 от 02.06.2010 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, руководителю Министерства предложено рассмотреть представление и принять меры к недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Министерство, посчитав вышеуказанное Представление незаконным, оспорило его в судебном порядке.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органом и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Минфином РК оспаривается законность принятого Управлением Представления, которое принято в качестве меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, а также негативные последствия для заявителя, связанные с предоставлением средств федерального бюджета в дальнейшем, следовательно, оспариваемое заявителем Представление обладает признаками ненормативного правового акта, затрагивающего интересы заявителя
в иной экономической деятельности, спор о признании данного акта недействительным подведомственен арбитражному суду.

Установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативного правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, вынесшего оспариваемый акт, решение или совершившего оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее по тексту - Росфинанснадзор) является органом, осуществляющим контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Росфинанснадзор в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета.

Росфинанснадзор осуществляет финансовый контроль непосредственно или через свои территориальные органы путем проведения ревизий и проверок.

Пунктом 5.1.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89р, установлено, что Управление реализует полномочия по контролю и надзору за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Согласно пункту 5.14.7 вышеуказанного Положения о
территориальных органах, Управление вправе направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Следовательно, оспариваемое Представление об устранении выявленных по результатам проверки Минфина РК вынесено в пределах компетенции территориального органа Росфинанснадзора.

В ходе проверки было установлено, что сумма субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на внедрение комплексного проекта модернизации образования в Республике Карелия на 2009 составила 70609,0 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2010 остаток средств субсидии составил 2381,0 тыс. руб., что, по мнению Управления, свидетельствует о нарушении Минфином РК требований статьи 34 БК РФ.

Согласно статье 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результатам с использованием с использованием определенного бюджетом объема средств.

В соответствии с Порядком конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 8, методикой определения размера субсидии из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования размер субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации - победителей конкурсного отбора субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 848, и на основании решения конкурсной комиссии по отбору субъектов Российской Федерации, размер субсидии на вышеуказанные цели в 2009 году Республике Карелия составляет 70609,0 тыс. рублей.

На основании Федерального
закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ “О федеральном бюджете на 2009 год на плановый период 2010 и 2011 годов“, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 848 “О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования“ между Федеральным агентством по образованию и Министерством образования Республики Карелия заключено Соглашение от 30 марта 2009 г. N 02-991/1.1-17/90 “О предоставлении субсидии на внедрение комплексного проекта модернизации образования“, согласно которому Агентством в 2009 году бюджету Республики Карелия предоставляется субсидия в объеме 70609,0 тыс.руб. на внедрение комплексных проектов модернизации образования.

Управлением Федерального казначейства по г. Москве со счета Федерального агентства по образованию субсидии в общей сумме 7069,0 тыс. руб. на лицевой счет Министерства образования Республики Карелия, открытый в Управлении федерального казначейства по Республике Карелия, платежным поручением N 559 от 02.04.2009.

Министерством образования РК бюджетные ассигнования были распределены и лимиты ассигнований доведены до подведомственных учреждений, в том числе: Государственному общеобразовательному учреждению Республики Карелия кадетская школа интернат “Карельский кадетский корпус“ (далее по тексту - Кадетский корпус) в сумме 2212,00 тыс. руб., ГОУ РК дополнительного образования детей республиканский центр развития творчества детей и юношества “Ровесник“ (далее по тексту - Центр “Ровесник“) в сумме 260,00 тыс. руб., ГОУ РК “ИПКРО“ в сумме 14087,538 тыс. руб.

В ходе проверки было установлено, что на 1 января 2010 года остаток неиспользованных субсидии из федерального бюджета составил 2578,821 тыс. руб., в том числе в результате неиспользованных лимитов бюджетных обязательств Министерством образования РК в размере 9,376 тыс. руб., Кадетским корпусом в размере 2212,0 тыс. руб., ГОУ РК “ИПКРО“ в сумме 91,022 тыс. руб., Центром “Ровесник“
в размере 260,0 тыс. руб. Указанный остаток средств субсидии был возвращен платежным поручением N 4161 от 28.01.2010 в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ “О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов“.

Поскольку часть средств субсидии в размере 2381,0 тыс. руб. мог быть рационально использован по целевому назначению получателями бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных ассигнований, но не был использован фактически из-за отсутствия денежных средств на едином счете бюджета Республики Карелия, Управление пришло к выводу о наличии в действиях Минфина РК признаков нарушения бюджетного законодательства, выразившегося в неэффективном расходовании бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта, возлагается на орган, который принял оспариваемый акт.

В ходе судебного разбирательства был установлен факт возврата Минфином РК остатка неиспользованных средств федерального бюджета. Данные действия Минфина РК соответствуют
п. 4 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ и не могут расцениваться как расходование бюджетных средств. Сам по себе факт возврата остатка неиспользованных средств федерального бюджета не может быть расценен как неэффективное использование средств федерального бюджета, поскольку расходование этих средств на предусмотренные цели не состоялось.

Следовательно, Управлением не доказан факт неэффективного расходования бюджетных средств, положенный в основу оспариваемого Представления, что является основанием для признания данного ненормативного правового акта недействительным.

Доводы ответчика о том, что в результате действий Минфина РК, отказавшего получателям бюджетных средств в оплате платежных поручений из-за отсутствия финансирования, средства федерального бюджета не были использованы по назначению, а вернулись в федеральный бюджет, не могут быть положены в основу вывода о наличии в действиях именного того состава нарушения норм бюджетного законодательства, которое вменено Минфину РК.

В акте проверки не дана оценка обстоятельств, послуживших причиной отказа в оплате платежных поручений бюджетных учреждений - получателей средств субсидии в пределах лимитов бюджетных ассигнований, а также не сделан вывод о том, повлекли действия Минфина РК по отказу в оплате платежных поручений указанных в акте учреждений в декабре 2009 года неблагоприятные последствия для федерального бюджета. Отказ Минфина РК в оплате платежных поручений бюджетных учреждений не является предметом настоящего спора, данные действия заявителя не оспорены в установленным порядке и не признаны незаконными судом, данные действия не образуют факта расходования бюджетных средств, следовательно, и не подлежат оценке с точки зрения их эффективности.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные Минфином РК требования являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворения в полном объеме.

С учетом того, что стороны дела освобождены от
уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить полностью.

Признать недействительным Представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 06-1-23/73, вынесенное 02 июня 2010 года Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия в адрес Министерства финансов Республики Карелия, как несоответствующее требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства финансов Республики Карелия.

2. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в порядке:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

ОДИНЦОВА М.А.