Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 N 15АП-285/2010 по делу N А32-19199/2009 По делу о признании незаконным и отмене постановления уполномоченного органа о привлечении к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за осуществление деятельности по захоронению отходов с нарушениями требований природоохранного законодательства РФ.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2010 г. N 15АП-285/2010

Дело N А32-19199/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Смотровой Н.Н.

судей Л.А. Захаровой, С.И. Золотухиной

при ведении протокола судебного заседания председательствующим,

при участии:

от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом, уведомление N 22385539, вручено 26.01.2010 г.

от заинтересованного лица: главного специалиста-эксперта отдела кадрового и правового обеспечения Пилюгина А.А., доверенность от 25.12.2009 г., сроком до 31.12.2010 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 18 ноября 2009 г. по делу N А32-19199/2009

по заявлению
Муниципального унитарного предприятия г. Сочи “Спецавтохозяйство по уборке города“

к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю

о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.09 г. N 08-077-160КВ-2,

принятое в составе судьи Базавлука И.И.

установил:

МУП г. Сочи “Спецавтохозяйство по уборке города“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Росприроднадзора по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2009 года N 08-077-160КВ-2 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа 200000 рублей.

Решением суда от 18.11.2009 г. заявленные требования предприятия удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях предприятия имеется состав вменяемого ему правонарушения, однако управлением нарушены процессуальные требования при производстве по делу об административном правонарушении - предприятие не извещено надлежащим образом на составление протокола об административном правонарушении.

Не согласившись с принятым решением, управление обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что извещение на составление протокола направлено предприятию по факсу, на отчете факса указано наименование предприятия - адресата вместо номера телефона, на составление протокола явился представитель Евсеев Д.С. по специальной доверенности, что также свидетельствует о надлежащем извещении предприятия.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.

Предприятие отзыв на апелляционную жалобу не представило. В судебное заседание, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного разбирательства, не явилось, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя предприятия.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел
к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, предприятие зарегистрировано в качестве юридического Администрацией Центрального района г. Сочи 29.02.1996 года N 4991, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю за основным государственным регистрационным номером 1022302941286, ИНН 2320027083, адрес места нахождения: Краснодарский край, г. Сочи, Цветной бульвар, 24-а.

На основании распоряжения N 1.09/438 от 22.05.2009 года сотрудниками управления с 27.05.2009 года по 23.06.2009 года проведена проверка деятельности предприятия на предмет соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации Адлерского полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Петрозаводская, 150 (далее - полигон ТБО).

В ходе проверки установлено, что предприятием осуществляется деятельность по захоронению отходов на территории полигона ТБО с нарушениями требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно отсутствует проект на размещение и осуществление деятельности полигона ТБО, отсутствует лицензия по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, не соблюдается технология захоронения отходов, не организован сбор фильтрата, отсутствуют инженерные коммуникации (водоснабжение и водоотведение), отсутствует пункт мойки автотранспорта, доставляющего мусорные отходы на полигон ТБО, заправка ГСМ автотракторной техники, производится прямо на территории полигона ТБО не оборудованной для это цели месте, на территории полгона ТБО, в местах, где отсутствует твердое покрытие, и осуществляется ремонт автотракторной техники, имеются места несанкционированного хранения использованных частей (отработанные масляные фильтры, аккумуляторные батареи, а также отработанные автопокрышки, а также на территории полигона ТБО расположены два туалета с выгребными ямами, что является нарушением требований статьей 11 и 12 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее
- Закон N 89-ФЗ), статей 19 - 27, 34 - 39, 51, 67 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон N 7-ФЗ), а также СанПиН 2.1.7.1322-03 “Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления“ (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03).

Результаты проведенной проверки отражены в акте от 23.06.2009 года N 08-077-158КН-1, который подписан должностными лицами управления и представителем предприятия по доверенности Евсеевым Д.С., которому под роспись вручена копия акта.

По результатам проведенной проверки, должностным лицом управления 23.06.2009 года в присутствии представителя предприятия по доверенности Евсеева Д.С. составлен протокол об административном правонарушении N 08-077-160КВ-1, в котором действия заявителя квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ. Протокол подписан должностным лицом управления и представителем предприятия по доверенности Евсеевым Д.С., которому под роспись вручена копия протокола. Также в протоколе указано, что рассмотрение материалов дела об административном правонарушении состоится 26.06.2009 года.

Старшим государственным инспектором управления Пшидаток Ю.А. 26.06.2009 года в присутствии представителя предприятия по доверенности Евсеева Д.С. рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено постановление N 08-077-160КВ-2 о привлечении заявителя к

административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 200000 рублей. Копия постановления 26.07.2009 года под роспись вручена представителю заявителя по доверенности Евсееву Д.С.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в виду нижеследующего.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований
при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Согласно статье 1 Закона “Об охране окружающей среды“ 10.01.2002 г. N 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 Закона “Об охране окружающей среды“).

В соответствии со ст. 34 Закона “Об охране окружающей среды“ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно статье 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Аналогичные требования к предпринимателям и юридическим лицам,
осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, установлены п. 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. N 461.

Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ предусмотрено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Материалы дела свидетельствуют о том, что приведенные выше требования экологического законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов предприятием не соблюдаются, у предприятия отсутствует проект на размещение и осуществление деятельности свалки, нормативы допустимых сбросов вредных веществ.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о наличии в деянии предприятия состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, являются обоснованными.

В то же время, как правильно указал суд первой инстанции осуществление предпринимательской деятельности по эксплуатации полигона ТБО без лицензии, также вменяющееся управлением в постановлении от 26.06.2009 г., состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, не образует, а подпадает под объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, удовлетворяя заявленные
предприятием требования, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о нарушении административным органом порядка привлечения предприятия к ответственности, а именно составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя предприятия при отсутствии доказательств его надлежащего извещения о дне и времени совершения указанного процессуального действия. Соответствующий вывод суда основан на том, что факсимильный отчет от 22.06.2009 г. не содержит номера телефона вызываемого абонента, в связи с чем доказательством извещения предприятия не является, на составление протокола явился представитель Евтеев по доверенности, в которой право представлять интересы предприятии при составлении протокола по делу об административном правонарушении N 08-077-160КВ-2 не было оговорено.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В протоколе отражаются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения, при составлении протокола названным лицам разъясняются права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Они вправе представлять объяснения и замечания по факту правонарушения и содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении от 23.06.2009 г. N 08-077-160КВ-1 законный представитель предприятия присутствовал (л.д. 65-66).

В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, разъяснено, что при выявлении факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено
о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 г. “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 г. N 46) суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

О дате и времени составления протокола об административном правонарушении на 23.06.2009 г. предприятие, согласно пояснениям управления, извещено уведомлением от 22.06.2009 г., направленным предприятию по факсу. В подтверждение данного обстоятельства управление представило в материалы дела отчет об отправке факса от 22.06.2009 г. (л.д. 68). Вместе с тем, данный отчет не содержит сведений о номере телефона, по которому направлен факс (указание в нем аббревиатуры MUP SAH надлежащим доказательством направления факса именно по принадлежащему предприятию телефону не является), согласно отчету об отправке факса передавалось 09 страниц текста, однако уведомление о вызове на составление протокола составлено на 1 листе (л.д. 69), указанный отчет не содержит сведения о лице, его направившем и получившем. В этой связи вывод суда первой инстанции о невозможности принятия данного документа в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего факт извещения предприятия, соответствует обстоятельствам дела.

Однако, как следует из материалов дела, на составление протокола
по делу об административном правонарушении 23.06.2009 г. от имени предприятия явился представитель Евсеев Д.С. по доверенности от 23.06.2009 г., дающей ему право представлять интересы МУП г. Сочи “Спецавтохозяйство по уборке города“ в управлении Росприроднадзора по делам об административных правонарушениях, в том числе делу N 08-077-160КВ. Таким образом, данная доверенность носит специальный характер и в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 г., свидетельствует о надлежащем извещении МУП о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Выводы суда о том, что в данной доверенности указан номер дела об административном правонарушении, не соответствующий номеру постановления, что свидетельствует об общем характере доверенности, являются ошибочными.

Материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о том, что возбужденному в отношении предприятия делу об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ, присвоен номер 08-077-160КВ, добавочные цифры 1 и 2 к соответствующему номеру означают номер документа по данному делу: 08-077-160КВ-1 - номер протокола об административном правонарушении, 08-077-160КВ-2 - номер постановления. Соответственно наличие в доверенности, выданной директором предприятия Евсееву, номера дела об АП 08-077-160КВ является достаточным для идентификации дела об административном правонарушении и вывода о специальном характере указанной доверенности.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении предприятие извещено в протоколе, врученном представителю предприятия по доверенности Евсееву Д.С., рассмотрение дела об административном правонарушении также осуществлено в присутствии данного представителя.

Размер штрафа, назначенного предприятию, соответствует санкции статьи 8.1 КоАП РФ, доводов в обоснование необходимости изменения размера наказания (снижения штрафа) предприятием в суде апелляционной инстанции не приведено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с
отказом в удовлетворении заявленных предприятием требований.

В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.09 года отменить. Отказать МУП г. Сочи “Спецавтохозяйство по уборке города“ в удовлетворении заявления.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Н.Н.СМОТРОВА

Судьи

Л.А.ЗАХАРОВА

С.И.ЗОЛОТУХИНА