Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 N 15АП-11922/2009 по делу N А53-17106/2009 По делу о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в восстановлении тарифных преференций по сертификатам происхождения товара.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2010 г. N 15АП-11922/2009

Дело N А53-17106/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,

судей Захаровой Л.А., Ивановой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,

при участии:

от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 396314);

от заинтересованного лица: Дорофеенко Д.В., доверенность от 10.04.2009 г. N 02-32/458, удостоверение; Асланбековой М.М., доверенность от 25.12.2009 г. N 02-32/1861, удостоверение;

от третьего лица: Шиндиной О.П., доверенность от 23.12.2009 г., удостоверение;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной таможенной службы и Ростовской таможни

на решение Арбитражного суда
Ростовской области

от 05.11.2009 г. по делу N А53-17106/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Росхимпром“

к Ростовской таможне,

при участии Федеральной таможенной службы,

о признании незаконным решения об отказе в восстановлении тарифных преференций и об обязании предоставить тарифные преференции,

принятое судьей Комурджиевой И.П.,

установил:

ООО “Торговый дом “Росхимпром“ обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о признании незаконным решения Ростовской таможни N 22-19/08719 от 01.06.2009 г. об отказе в восстановлении тарифных преференций по сертификатам происхождения товара формы “А“ от 07.05.2008 N 0790319, от 29.05.2008 N 0790318, от 23.06.2008 N 0790324, от 10.10.2008 N 0790328, от 14.11.2008 N 0790330, а также об обязании Ростовскую таможню предоставить тарифные преференции по сертификатам происхождения товара формы “А“ от 07.05.2008 N 0790319, от 29.05.2008 N 0790318, от 23.06.2008 N 0790324, от 10.10.2008 N 0790328, от 14.11.2008 N 0790330.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.11.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что сомнений таможни в подлинности представленных сертификатов было недостаточно для отказа в предоставлении тарифных преференции по причине отсутствия в базе данных таможенного органа оттисков печати, аналогичных печати, имеющейся на спорных сертификатах. При этом суд установил, что таможенным органом не указано, проводилась ли соответствующая экспертиза, запрашивались ли компетентные органы Турции, проводились ли иные процессуальные действия, как этого требуют положения пункта 4 статьи 36 ТК РФ и пункта 6 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций, с учетом того обстоятельства, что внешнеэкономический контракт был заключен с турецкой компанией и товар поставлялся непосредственно из страны происхождения
- Турции. В силу изложенного суд пришел к выводу, что таможня не доказала того, что представленные сертификаты о происхождении товара оформлены ненадлежащим образом и относятся к другому товару, отличному от представленного обществом для таможенного оформления.

Не согласившись с принятым судебным актом, таможенные органы обжаловали решение суда в порядке главы 34 АПК РФ, сославшись на то, что по смыслу Соглашения от 12.04.1996 г. “О правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций“ (далее - Соглашение) тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся страны, которая не представила контрольный образец оттиска печати компетентного органа. Вывод суда о непроведении таможней экспертизы не соответствует фактическим обстоятельствам по делу, поскольку в материалах дела имеется заключение экспертизы ЦКТУ ФТС России от 05.05.2009 N 4/82-09, которое подтверждает позицию таможенного органа о непредставлении компетентным органом Турции оттисков печатей компетентных органов, уполномоченных выдавать соответствующие сертификаты. Таможенные органы также указывают, что в соответствии с пунктом 4 статьи 36 ТК РФ, а также абзацем 3 пункта 5 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций предусмотрено право, а не обязанность таможенного органа обратиться к компетентным органам или организациям страны, выдавшим сертификат о происхождении товара. ФТС России в своей апелляционной жалобе дополнительно сослалась на то, что судом первой инстанции превышены свои полномочия в части обязания таможенного органа предоставить заявителю тарифные преференции.

В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами таможенных органов, указав, что отсутствие контрольного оттиска печати в картотеке ЦЭКТУ ФТС России не свидетельствует о непредставлении
компетентным иностранным органом данных сведений. Заявитель полагает, что таможня не доказала факт непредставления Турцией контрольных образцов печатей в порядке, предусмотренном АПК РФ. Апеллянт также сослался на полномочия таможенных органов, установленные пунктом 4 статьи 36 ТК РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу Ростовской таможни ФТС России просила удовлетворить апелляционную жалобу Ростовской таможни и согласилась с ее доводами в полном объеме.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 АПК РФ.

В судебном заседании представитель Ростовской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, пояснив, что печать на представленных сертификатах на ввезенный товар не соответствовали образцам, имеющимся в базе данных Ростовской таможни, тогда как согласно международному соглашению страны, в отношении которых могут быть предоставлены тарифные преференции, должны представлять через органы иностранных дел образцы печатей и подписей уполномоченных органов, компетентных заверять сертификаты; при этом тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из страны, которая не представила вышеуказанную информацию.

Также пояснил, что суд неправомерно ссылается на то, что таможня не запросила необходимую информацию у компетентных органов страны, в которой были выданы представленные сертификаты, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 36 ТК РФ таможенный орган вправе, а не обязан обратиться к компетентным органам с запросом о подтверждении факта выдачи сертификатов.

Представитель ФТС России в судебном заседании поддержала доводы апелляционных жалоб в полном объеме, пояснив, что преференции не могли быть предоставлены в любом случае, поскольку страна, выдавшая представленные декларантом сертификаты, не представила таможенным органам России через органы иностранных дел образцы подписей и печатей органов, компетентных выдавать сертификаты.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом,
что не препятствует рассмотрению апелляционных жалоб в порядке статьи 156 АПК РФ в его отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, выслушав в судебном заседании пояснения представителей заинтересованного и третьего лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с контрактом N 199 от 20.04.2008 ООО “Торговый Дом “Росхимпром“ в период с июня по декабрь 2008 года импортировало из Турции микромраморные наполнители, термически не обработанные, марки LinCarb-2XK, LinCarb 5, Nigkai 2, Mikrokal 2A, LinCarb-20, код 2517 41 000 0 ТН ВЭД.

Ввоз указанного товара на таможенную территорию Российской Федерации был оформлен по ГТД N 10313110/050608/0001171, ГТД N 1031 111 0/090608/П000676, ГТД N 10313010/020708/П000803, ГТД N 10313010/281008/0001483, ГТД N 10313010/031208/0001667. ООО “Торговый Дом “Росхимпром“ при подаче деклараций право на предоставление преференций, связанных со страной происхождения товара, заявлено не было, поэтому таможенные платежи уплачены в полном объеме по ставке 5 процентов.

Согласно пункту 3 статьи 38 ТК РФ ООО “Торговый Дом “Росхимпром“ обратилось в Ростовскую таможню с заявлениями о восстановлении преференциального режима в отношении товара, происходящего с территории Турции - страны-пользователя схемой преференций Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.94 N 1057 “Об утверждении Перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации“; Приказ ГТК РФ от 25.12.2003 N 1539 “О происхождении товаров“).

Письмом от 08.04.2009 N 22-19/5731 таможенный орган сообщил, что представленные сертификаты о происхождении товаров формы “А“ содержат в графе 11 оттиск печати, не доведенный до Ростовской таможни. На основании Распоряжения ГТК РФ N
223-р от 13.05.2003 “О сертификатах происхождения товаров формы “А“ данные сертификаты были направлены для последующей проверки в ГУФТД и ТР ФТС России.

Решением от 01.06.2009 N 22-19/08719 таможенный орган отказал заявителю в восстановлении преференциального режима. В обоснование своего отказа таможенный орган указал на заключение Центрального экспертно-криминалистического управления (ЦЭКТУ) ФТС России от 05.05.2009 N 4/S2-09, в соответствии с которым провести идентификационное исследование оттисков печатей в графах 11 сертификатов не представилось возможным ввиду отсутствия соответствующего контрольного образца компетентного органа Турции в картотеке образцов оттисков печатей стран-пользователей Российской национальной системой преференций.

Указанное решение было оспорено обществом в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде:

- установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;

- освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:

а) происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

б) происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 N 1057 утвержден Перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, в число которых включена Республика Турция.

В силу пункта 1 статьи 37 Таможенного кодекса РФ при ввозе
товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товара (статья 35 Таможенного кодекса РФ) или в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, сертификат о происхождении товара (статья 36 Таможенного кодекса РФ).

Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 36 Таможенного кодекса РФ).

При определении происхождения товаров из развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации применяются Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций (далее - Правила), принятые Соглашением государств участников Содружества Независимых Государств от 12.04.1996 и утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 N 479.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что для подтверждения страны происхождения товара и права на получение тарифных преференций общество представило в таможню сертификаты о происхождении товаров формы “А“ от 07.05.2008 N 0790319, от 29.05.2008 N 0790318, от 23.06.2008 N 0790324, от 10.10.2008 N 0790328, от 14.11.2008
N 0790330.

Однако таможенный орган отказал в восстановлении тарифных преференций, указав, что не имеет возможности проверить подлинность сертификатов ввиду отсутствия у него в базе данных образцов печатей компетентного органа Турции, выдающего данные сертификаты, а также полагая, что по смыслу Соглашения от 12.04.1996 г. “О правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций“ (далее - Соглашение) тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся страны, которая не представила контрольный образец оттиска печати компетентного органа.

Между тем таможенным органом не доказано, что представленные обществом сертификаты являются ненадлежащими и не могут служить основанием для восстановления тарифных преференций. Сам по себе факт отсутствия в базе данных таможни образцов печатей компетентного иностранного органа не свидетельствует о данном обстоятельстве. При этом заинтересованным лицом не приведено доказательств непредставления турецким государством необходимых таможенному органу оттисков печатей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 36 Таможенного кодекса РФ если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.

Абзацем 3 пункта 6 Правил
определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций предусмотрено, что в случае возникновения обоснованных сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие компетентные органы страны, предоставляющей тарифные преференции, могут обратиться в компетентные национальные органы развивающихся стран, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.

При этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает, то есть сертификат не является единственным документом, необходимым для определения страны происхождения товара.

Республика Турция включена в Перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации.

В подтверждение страны импортера (ввоза товара) общество представило документы: контракт от 20.04.2008 N 199; приложения к контракту, грузовую таможенную декларацию, а также сертификаты с переводом на русский язык.

Однако таможенный орган вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достаточных доказательств, указывающих на то, что сертификат выдан на иные товары, которые отличаются от товаров, ввезенных обществом, или по иным основаниям не может служить основанием для восстановления тарифных преференций не представил; полномочиями на обращение к национальным органам или организациям страны, которые выдали сертификат, не воспользовался.

Таким образом, всесторонне, полно и объективно рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности и необоснованности оспариваемого отказа таможенного органа в восстановлении тарифных преференций по представленным декларантом сертификатам, в связи с чем основания для непредоставления ООО “Торговый дом “Росхимпром“ тарифных преференций у таможенного органа отсутствовали.

Довод таможни о том, что тарифный преференциальный режим
не распространяется на товар, происходящий из развивающейся страны, которая не представила контрольный образец оттиска печати компетентного органа, является неправомерным и основан на неверном толковании действующих правовых норм.

Довод заявителей жалобы о том, что пунктом 4 статьи 36 ТК РФ, а также абзацем 3 пункта 5 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций предусмотрено право, а не обязанность таможенного органа обратиться к компетентным органам или организациям страны, выдавшим сертификат о происхождении товара, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в силу части 5 статьи 200 АПК РФ таможенный орган обязан доказать соответствие оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, то есть должен был обосновать невозможность восстановления обществу тарифных преференций по представленным сертификатам, проверив соответствие сертификатов, используя предусмотренные действующим законодательством полномочия.

Ссылка на то, что судом первой инстанции превышены свои полномочия в части обязания таможенного органа предоставить заявителю тарифные преференции, является необоснованным, поскольку наличие оснований для отказа в восстановлении тарифных преференций таможней не доказано, а в соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд указывает в резолютивной части на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.11.2009 г. по делу N А53-17106/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Т.И.ТКАЧЕНКО

Судьи

Л.А.ЗАХАРОВА

Н.Н.ИВАНОВА