Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.06.2010 по делу N А26-4274/2010 Требование о признании недействительным части представления управления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса удовлетворено, так как оспариваемая часть представления нарушает права и законные интересы учреждения, поскольку проверка регистрации прав на недвижимое имущество в компетенцию управления не входит.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 июня 2010 г. по делу N А26-4274/2010

Арбитражный суд Республики Карелия в составе:

судьи Подкопаева А.В.

при ведении протокола помощником судьи Юрьевой С.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального бюджетного учреждения “Исправительная колония N 9 Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия“ к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия о признании частично незаконным представления N 06-1-23/28 от 24 марта 2010 года,

при участии в заседании:

от заявителя - Курчавовой Н.Л. (доверенность от 02.06.2010),

от ответчика - Кулабухова С.А. (доверенность от 01.09.2009), Химонен И.И. (доверенность от 15.06.2010),

установил:

федеральное бюджетное учреждение “Исправительная колония N 9 Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия“ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - управление), в котором оспаривает пункт 1 раздела IV представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 06-1-23/28 от 24 марта 2010 года, согласно которому признано нарушением бюджетного процесса отсутствие регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости.

В отзыве на заявление управление не согласно с заявленными требованиями. Указывает, что к полномочиям управления относится осуществление контроля и надзора за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Управление ссылается на статью 131 Гражданского кодекса РФ и статьи 2, 4 Федерального закона N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон N 122-ФЗ), согласно которым право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования.

Представители управления в судебном заседании не признали предъявленных требований, дали пояснения, аналогичные изложенному в отзыве на заявление.



Заслушав представителей учреждения и управления, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что в период с 03 февраля 2010 года по 12 марта 2010 года управлением проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2008-2009 годы. По результатам ревизии составлен акт от 12 марта 2010 года.

В ходе ревизии установлено, что в оперативном управлении учреждения находятся объекты недвижимости общей балансовой стоимостью 26151270 рублей, регистрация права на которые в нарушение статьи 131 Гражданского кодекса РФ и статей 4, 6 Закона N 122-ФЗ на момент ревизии не произведена: трансформаторная подстанция, гараж, дымовая труба, здание ангара, контрольно-пропускной пункт, узел водопроводных сооружений с насосной станцией, и иное имущество.

Управление указывает в оспариваемом предписании, что учреждением нарушены статья 131 Гражданского кодекса РФ и статьи 4 и 6 Закона N 122-ФЗ, - не произведена регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии со статьей 4 Закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Однако ни статьей 131 Гражданского кодекса РФ, ни Законом N 122-ФЗ не установлен срок, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация права оперативного управления.

Представитель учреждения пояснила в судебном заседании, что в 2008 году учреждению денежные средства на техническую инвентаризацию не выделялись. В 2009 году учреждению было выделено на проведение технической инвентаризации 356000 рублей, которые полностью использованы учреждением по назначению: зарегистрировано право оперативного управления учреждения на объекты недвижимости. Данные обстоятельства не опровергнуты управлением. Более того, подтверждаются актом ревизии, согласно которому в ноябре-декабре 2009 года учреждению выданы свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на 23 объекта недвижимости. Таким образом, судом не установлено бездействие учреждения по регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом.

Кроме того, управление превысило свои полномочия по проверке регистрации учреждением права оперативного управления имуществом, находящегося в федеральной собственности.

Согласно пункту 5.1.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 278 от 15 июня 2004 года, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 5 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, в ходе ревизии (проверки) проводится комплекс контрольных действий по изучению, в том числе:

- использования средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;

- поступления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

- использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.



Таким образом, управление вправе проверять использование учреждением недвижимости по назначению, правомерность сдачи недвижимости в аренду, безвозмездное временное пользование и т.п., расходование денежных средств от сдачи недвижимости в аренду. Однако проверка регистрации прав на недвижимое имущество в компетенцию управления не входит.

Представление нарушает права и законные интересы учреждения. В соответствии со статьей 282 Бюджетного кодекса РФ к нарушителям бюджетного законодательства, каковым признано учреждение, могут быть применены следующие меры:

- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

- блокировка расходов;

- изъятие бюджетных средств;

- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

- наложение штрафа;

- начисление пени;

- иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

С учетом изложенного, оспариваемая часть представления нарушает права и законные интересы учреждения, является незаконной, поэтому суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования, признать оспариваемое представление частично недействительным.

Государственная пошлина, уплаченная учреждением при подаче заявления, подлежит взысканию с управления

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить. Признать пункт 1 раздела IV представления N 06-1-23/28 от 24 марта 2010 года территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия недействительным, как несоответствующий Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Административному регламенту исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Обязать территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов федерального бюджетного учреждения “Исправительная колония N 9 Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия“.

2. Расходы по госпошлине отнести на ответчика. Взыскать с территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия в пользу федерального бюджетного учреждения “Исправительная колония N 9 Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия“ расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.

3. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения - в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

А.В.ПОДКОПАЕВ