Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу N А41-1490/10 В удовлетворении требования о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отказано правомерно, поскольку не представлено доказательств совершения ответчиком указанного правонарушения, нарушена процедура привлечения к административной ответственности.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2010 г. по делу N А41-1490/10

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2010 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,

судей Виткаловой Е.Н., Воробьевой И.О.,

при ведении протокола судебного заседания: Мартиросян К.С.,

при участии в заседании:

от заявителя: Мешкова А.В., доверенность от 29.12.2009 N 20Н-810,

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09.03.2010 по делу N А41-1490/10, принятое судьей Дегтярь А.И., по
заявлению Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования,

установил:

Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - предприниматель, заинтересованное лицо) штрафа в размере 4956 рублей за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением Арбитражного суда Московской области от 09.03.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить по тем мотивам, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Ф.И.О. осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 10.03.2004 внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д. 5).

В Государственном учреждении - Главном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области индивидуальный предприниматель Ф.И.О. зарегистрирована в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за номером 060-036-010175.

Должностным лицом Пенсионного фонда выявлено несвоевременное представление годовых отчетов по форме АДВ-11 за 2007 - 2008 годы.

По данному факту должностным лицом управления
в присутствии предпринимателя составлены акты от 03.06.2009 N 187, 188 (л.д. 9 - 10). Указанные акты вручены предпринимателю на руки в тот же день, о чем свидетельствует ее подпись.

На основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ управлением вынесены решения от 24.06.2009 N 86, 97 о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования в виде наложения штрафа на общую сумму 4956 рублей (л.д. 11 - 12).

Указанные решения, а также требования от 24.06.2009 N 86, N 97 (л.д. 11) об уплате штрафа в срок до 03.07.2009 направлены заинтересованному лицу почтой (л.д. 12).

Поскольку в установленный срок сумма штрафа предпринимателем уплачена не была, управление обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением о ее взыскании.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“. Кроме того, суд указал, что управлением нарушена процедура привлечения предпринимателя к ответственности.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

По мнению заявителя, индивидуальный предприниматель является страхователем, осуществляющим прием на работу физических лиц по трудовому договору, следовательно, он обязан представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения об уплачиваемых страховых взносах не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Процедура привлечения предпринимателя к ответственности управлением соблюдена.

В
судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Изучив доводы заявления, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Пенсионного фонда по следующим основаниям.

В качестве объективной стороны предпринимателю вменено непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно абзацу 8 статьи 1 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из абзаца 5 статьи 1 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ следует, что индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, являются застрахованными лицами.

Согласно подпунктам 1 - 8 пункта 2 статьи 6 названного Федерального закона

физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес постоянного места жительства, серия и номер паспорта либо удостоверения личности, дата выдачи документов, гражданство.

Пунктом 1 статьи 10 названного Федерального закона, установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подпунктами
1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 настоящего Федерального закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пунктом 2 статьи 10 данного Федерального закона установлен порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающий перечень сведений и случаи, при которых они представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 указанного Федерального закона обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения о застрахованных лицах возложена на страхователя.

Учитывая положения Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории “страхователь“ только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на годовые отчеты по форме АДВ-11 за 2007 - 2008 годы, которые, по мнению управления, подтверждают наличие у предпринимателя работников, а также расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1-й, 2-й кварталы 2007 года.

Между тем, оценив представленные в материалы дела годовые
отчеты по форме АДВ-11 и расчеты по авансовым платежам, апелляционный суд пришел к выводу о том, что сведения, указанные в данных отчетах, противоречивы и не пенсионным фондом достоверно не подтвержден факт наличия у предпринимателя работников, как на то указывает управление.

Апелляционным судом установлено, что указанные обстоятельства не доказаны заявителем и не подтверждены материалами дела. При этом апелляционный суд учитывает следующие фактические обстоятельства, связанные с доказыванием Пенсионным фондом обоснованности своих требований.

Предпринимателем Королевой Г.Н. подано заявление от 18.06.2003 о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя - физического лица, производящего выплаты в пользу физических лиц, по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2003 N 33п (л.д. 7). Апелляционный суд обращает внимание, что в разделе II, в котором должно быть указано основание регистрации в качестве страхователя, отсутствуют отметки о том, что Королева Г.Н. просит зарегистрировать ее в качестве страхователя в связи с осуществлением деятельности как индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу наемных работников.

В целях всестороннего и полного выяснения обстоятельств, связанных с регистрацией предпринимателя в Пенсионном фонде, апелляционным судом в соответствии с частью 5 статьи 215 АПК РФ у заявителя были затребованы документы, подтверждающие наличие у предпринимателя работников, а также документы, которые представлялись предпринимателем с заявлением о регистрации в Пенсионном фонде в качестве страхователя - физического лица, производящего выплаты физическим лицам.

В подтверждение обстоятельств, на которые ссылается заявитель, в материалы дела представлено уведомление о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя, производящего выплаты физическим лицам, датированное 18.06.2003 года (л.д. 47).

В судебном заседании представитель Пенсионного фонда пояснил, что указанное уведомление
является копией уведомления, выданного предпринимателю после подачи последним заявления от 18.06.2003.

Вместе с тем, уведомление от 18.06.2003, копия которого представлена Пенсионным фондом суду, не могло быть выдано предпринимателю в 2003 году, поскольку в соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 19.03.2003 N 33п в указанный период могло быть выдано извещение по форме утвержденной названным Постановлением, а не уведомление, форма которого утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.10.2008 N 296п “Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам“.

Причину такого противоречия представитель Пенсионного фонда обосновать не смог.

В соответствии с действовавшим в 2003 году Порядком регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2003 N 33п, регистрация в территориальных органах ПФР физического лица - работодателя осуществляется на основании Заявления о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя - физического лица, производящего выплаты физическим лицам, и представленных одновременно с ним заверенных в установленном порядке копий:

свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или лицензии на осуществление определенной деятельности;

документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих регистрацию по месту жительства;

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

документов, подтверждающих наличие возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (трудового договора, договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также авторского договора и др.).

Зарегистрированные в территориальных органах ПФР в качестве страхователей физические лица - работодатели учитываются в Журнале регистрации страхователей в территориальном органе Пенсионного фонда Российской
Федерации (пункты 2, 4 раздела III Порядка).

В материалы дела не представлено ни одного из указанных документов. В связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о том, что Пенсионным фондом в нарушение требований части 4 статьи 215 АПК РФ не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для взыскания штрафа.

Таким образом, с учетом отсутствия доказательств, достоверно подтверждающих обоснованность заявленных требований, управление неправомерно привлекло предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необоснованности заявленных требований и отказал управлению в их удовлетворении. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 09.03.2010 по делу N А41-1490/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи

Е.Н.ВИТКАЛОВА

И.О.ВОРОБЬЕВА