Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2010 по делу N А26-3452/2010 В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду в установленный законом срок, отказано, поскольку в действиях (бездействиях) Администрации отсутствуют нарушения требований земельного законодательства, устанавливающего особый порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 июня 2010 г. по делу N А26-3452/2010

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 22 июня 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Одинцова М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зеновой Ю.Н.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании материалы дела по заявлению Сельскохозяйственного потребительского кооператива “Савкины Поля“

к Администрации Прионежского муниципального района

о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

при участии представителей:

заявителя, Сельскохозяйственного потребительского кооператива “Савкины Поля“, - Перерва И.Н. - представитель (доверенность от 19.04.10 в деле, личность установлена по паспорту);

ответчика, Администрация Прионежского муниципального района, - не явился, сведения о надлежащем извещении имеются);

установил:

заявитель, Сельскохозяйственный потребительский кооператив “Савкины Поля“ (далее - заявитель, СПК “Савкина Поля“), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Прионежского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным ненормативного правового акта - решения, оформленного письмом и.о. Главы Администрации от 29.01.10 за N 590/1-16.



Основанием для признания оспариваемого акта недействительным заявитель считает несоответствие его требованиям статей 31, 32 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), а также требованиям Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ (далее по тексту - Закон N 101-ФЗ), кроме того, по мнению заявителя, оспариваемым решением нарушаются права заявителя на получение в арендное пользование земельного участка.

В предварительном судебном заседании представитель СПК “Савкины Поля“ заявил ходатайство об изменении предмета спора, ссылаясь на право истца в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменить предмет или основание заявленных требований.

Не изменяя оснований заявленных требований, заявитель просит суд признать незаконным бездействие Администрации Прионежского муниципального района, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в установленный п. 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации срок. Судом принимаются к рассмотрению уточненные требования СПК “Савкины Поля“.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении (под роспись в протоколе судебного разбирательства) ответчика имеются. От ответчика поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя в связи с невозможностью обеспечить явку своего представителя.

Учитывая, что в предыдущем судебном заседании судом заслушаны объяснения представителя ответчика, письменный отзыв ответчиком представлен и заявлено письменное ходатайство, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенного ответчика.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства дела.

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании незаконного бездействия органа местного самоуправления, уклонившегося от принятия решения о предоставлении заявителю в арендное пользование испрашиваемого земельного участка в установленный пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации срок.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обосновывая свои требования, заявитель сослался на положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункта 5 которой исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Поскольку СПК “Савкина Поля“ являлось заявителем, указанным в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, то решение о предоставлении ему права аренды испрашиваемого земельного участка должно было быть принято Администрацией в двухнедельный срок после представления Администрации кадастрового паспорта на испрашиваемый участок. Такой паспорт был представлен Администрации заявителем 29 декабря 2009 года, что подтверждается описью приложений к заявлению (л.д. 24). Доказательств иной даты представления заявителем Администрации кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка в ходе судебного разбирательства добыто не было. Ходатайство заявителя об истребовании кадастрового дела на спорный земельный участок судом отклонено, поскольку направлено на получении доказательств обстоятельств, не относящихся к рассматриваемому делу. Доводы представителя заявителя, что кадастровый паспорт на спорный земельный участок был представлен СПК “Савкины Поля“ Администрации в августе-сентябре 2009 года, и имеет место длящееся нарушение прав заявителя, судом не принимаются, поскольку действия Администрации, совершенные до поступления заявления от 29.12.2009, не являются предметом настоящего спора.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что бездействие Администрации, выразившееся в непринятии в установленный законодателем двухнедельный срок, исчисляемый с даты получения кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок, имело место после 12 января 2010 года.

Поскольку в срок до 12.01.2010 решение о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном п. 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ, Администрацией принято не было, то после истечения указанной даты заявитель должен был знать о своем нарушенном праве. Направленное в адрес СПК “Савкины Поля“ письмо N 590/1-16 от 29.01.2010, подписанное и.о. Главы Администрации С.В. Чечиль, содержащее информацию о том, что решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка будет принято после опубликования информационного сообщения в газете “Карелия“, решением органа самоуправления, принимаемым в порядке, установленном п. 5 статьи 34 ЗК РФ, не является.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании незаконных действий (бездействия) органа местного самоуправления в трехмесячный срок с момента, когда ей стало известно о нарушенном праве. Поскольку заявление СПК “Савкины Поля“ поступило в арбитражный суд 21 апреля 2010 года, а о нарушенном праве должен был узнать 13 января 2010 года, когда истек срок для принятия решения, то суд приходит к выводу, что заявление подано с пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.

В судебном заседании представитель заявителя просил суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок для обращения с данным заявлением в суд, поскольку первоначально заявителем был избран иной предмет спора, в отношении которого установленный ч. 4 статьи 198 АПК РФ срок пропущен не был, пропуск срока составил незначительное время (чуть более недели). Суд считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с данным заявлением в арбитражный суд.



В ходе судебного разбирательства было установлено, что на момент обращения СПК “Савкины Поля“ с заявлением в Администрацию - 29.12.2009 - испрашиваемый земельный участок относился к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N 1020/201/09-89/3 от 25.12.2009 (л.д. 60-61).

Перевод испрашиваемого земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения был осуществлен распоряжением Правительства Республики Карелия N 447р-П от 13.11.2009 (л.д. 59). Законность указанного распоряжения Правительства РК не оспаривается.

В соответствии с положениями статьи 82 Земельного кодекса РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам и иным субъектам предпринимательской деятельности устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.02 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ (далее по тексту - Закон N 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

Согласно статье 8 Закона Республики Карелия N 740-ЗРК от 30.12.03 “О некоторых вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия“ сообщения, подлежащие опубликованию в средствах массовой информации в соответствии со статьями 10, 12, 13, 14 Федерального закона N 101-ФЗ, публикуются в газете “Карелия“.

Обязанность по подготовке информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременной публикации такой информации пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации возложена на орган местного самоуправления, в ведении которого находится земельный участок.

Следовательно, до осуществления действий по опубликованию в средстве массовой информации - республиканской газете “Карелия“ информационного сообщения о наличии земельного участка, предлагаемого к передаче в аренду, и до истечения установленного п. 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ срока, Администрация не имела права на принятие решения о предоставлении СПК “Савкины Поля“ испрашиваемого земельного участка в арендное пользование.

Доводы заявителя о том, что в отношении испрашиваемого им земельного участка могло быть допущено исключение и применение норм Закона N 101-ФЗ было необязательным, поскольку СПК “Савкины Поля“ понесло материальные затраты на оформление кадастрового паспорта земельного участка и на проведение землеустроительных работ, не могут быть приняты судом, поскольку нарушение требований Закона N 101-ФЗ и специальной нормы - статьи 82 Земельного кодекса РФ недопустимо.

По тем же основаниям не могут быть приняты судом и доводы заявителя о том, что поскольку процедура предоставления испрашиваемого земельного участка была начата в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса РФ, то и завершена она должна быть по правилам, установленным статьей 32 ЗК РФ. В процессе кадастрового учета спорного земельного участка произошло изменение категории земель, данное обстоятельство повлияло на процедуру распоряжения данным земельным участков, которая должна быть осуществлена с учетом особенностей оборота земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, судом учитывается, что изначально земельный участок испрашивался для целей сенокошения, то есть, для использования в сельскохозяйственном назначении.

Следовательно, процедура предоставления такого земельного участка с целью использования, не связанного со строительством, подлежала осуществлению в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, действия Администрации по проведению процедуры предоставления земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьями 32 - 32 ЗК РФ, не являются предметом настоящего спора.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в действиях (бездействии) Администрации, не вынесшей в установленный п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении СПК “Савкины Поля“ испрашиваемого земельного участка в аренду, отсутствуют нарушения требований земельного законодательства, устанавливающего особый порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Доводы ответчика о том, что в бюджете муниципального района на 2010 год не предусмотрены средства на финансирование публикаций информационных сообщений в средствах массовой информации, не могут быть приняты судом, поскольку обязанность, возложенная на орган местного самоуправления федеральным законом, при отсутствии достаточных средств в местном бюджете, может быть компенсирована в установленном порядке, а отсутствие средств для финансирования данных расходов не может служить законным основанием для нарушения прав организаций и граждан, выступающих заявителями по смыслу статьи 34 Земельного кодекса РФ.

Вместе с тем, действия Администрации, уклоняющейся от опубликования информационного сообщения в средствах массовой информации о предлагаемом в арендное пользование земельном участке, испрашиваемом заявителем, не являются предметом настоящего спора, поэтому не оцениваются судом в данном судебном акте. Заявитель не лишен права на оспаривание таких действий в установленном АПК РФ порядке.

Доводы заявителя, что при рассмотрении поданного им 29.12.2009 заявления Администрация должна была учесть предысторию возникновения правоотношений заявителя и органа местного самоуправления по отношению к испрашиваемому земельному участку, судом не принимаются по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что 28.06.2007 года СПК Савкина поля“ обратился к Главе Прионежского муниципального района с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка, располагаемого в районе с. Деревянное, общей площадью около 5,63 га для сельскохозяйственного производства (л.д. 9). В момент обращения с вышеуказанным заявлением испрашиваемый земельный участок входил в состав земель запаса, что подтверждается кадастровым планом земельного участка N 05/07-5540 от 27.08.2007 (л.д. 11-12).

На заявление СПК “Савкина поля“ Администрация письмом N 4780/1-16 от 23.07.2007 сообщила о необходимости СПК обратиться в Федеральное государственное управление “Земельная кадастровая палата“ по Республике Карелия для получения кадастровой карты (плана) земельного участка и представления данной карты в Администрацию.

Заявитель выполнил требования Администрации: за счет собственных средств обеспечил выбор земельного участка, осуществил формирование земельного участка и постановку на кадастровый учет.

Ответчик в свою очередь, принял решение о предоставлении права СПК по формированию земельного участка располагаемого в районе с. Деревянное, общей площадью около 5,63 га и переводу его из земель запаса в категорию земли сельскохозяйственного назначения, для предоставления его в долгосрочную аренду для сенокошения, что подтверждается Выпиской из протокола заседания комиссии по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами и поступлением арендной платы за землю в районный бюджет от 21.12.2007 (л.д. 16).

В материалах дела имеется акт выбора обследования земельного участка от 08.09.2008 года (л.д. 17), в котором заказчиком указан СПК, а также Постановление Администрации Прионежского муниципального района от 08.09.2008 об утверждении указанного акта (л.д. 22) и Постановление Администрации об утверждении схемы расположения земельного участка в районе с. Деревянное N 2946 от 29.12.2008 года (л.д. 23).

В соответствии с п. 2 статьи 103 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Следовательно, осуществление органом местного самоуправления действий по распоряжению испрашиваемым СПК “Савкина поля“ земельным участком было возможно только после осуществления действий по переводу испрашиваемого земельного участка из земель запаса в другую категорию земель. Поскольку заявителем было указано назначение испрашиваемого земельного участка - для сельхозпроизводства, то данный земельный участок, с учетом решения комиссии Администрации от 21.12.2007 (л.д. 16) подлежал переводу в категорию - земли сельскохозяйственного назначения.

Такой перевод был осуществлен Распоряжением Главы Республики Карелия N 447р-П от 13.11.2009 (л.д. 26).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что с момента первоначального обращения заявителя в орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном п. 2 статьи 34 ЗК РФ, и до представления заявителем в орган местного самоуправления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка в декабре 2009 года, в действиях Администрации отсутствовали нарушения порядка предоставления земельного участка, установленного п. 4 статьи 34 ЗК РФ. При этом обязанность Администрации учитывать особенности, установленные ст. 82 ЗК РФ и ст. 10 Закона N 101-ФЗ, при решении вопроса о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, возникла только после перевода испрашиваемого участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения.

Доводы заявителя о том, что перевод испрашиваемого земельного участка мог быть осуществлен уже после предоставления этого земельного участка в арендное пользование СПК “Савкины Поля“, судом не принимаются, как противоречащие п. 2 статьи 103 ЗК РФ.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что право СПК “Савкины Поля“ на получение испрашиваемого земельного участка может быть реализовано только после соблюдения органом местного самоуправления требований п. 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ об опубликовании информационного сообщения в средствах массовой информации. Поскольку такая публикация не была осуществлена на момент истечения двухнедельного срока, установленного п. 5 ст. 34 ЗК РФ, то нарушение права СПК “Савкины Поля“ непринятием решения о предоставлении земельного участка не произошло.

В соответствии с положениями части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, действия или бездействия органа и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие у принявшего (совершившего) его орган полномочий на совершение оспариваемых действий, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые акт, действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, в ходе судебного разбирательства должны быть установлены два элемента: нарушение требований закона и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Судом не установлено в действиях (бездействиях) Администрации, уклонившейся от принятия решения о предоставлении СПК “Савкины Поля“ земельного участка в аренду в сроки и в порядке, установленном п. 5 ст. 34 ЗК РФ, нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, а также отсутствует нарушение прав и законных интересов СПК “Савкины Поля“ на получение испрашиваемого земельного участка в арендное пользование, поскольку такое право у СПК “Савкины Поля“ возникнет после истечения месячного срока после опубликования информационного сообщения в средстве массовой информации при условии, что в указанный срок не будет подана ни одна заявка на участие в конкурсе. На момент обращения с заявлением в арбитражный суд, а также на дату рассмотрения настоящего дела информационное сообщение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в арендное пользование не опубликовано, следовательно, право заявителя на получение этого земельного участка в аренду еще не наступило. Действия Администрации по уклонению от опубликования такого сообщения не входят в предмет настоящего спора и в данном деле не оцениваются.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения заявленных СПК “Савкины Поля“ требований отсутствуют, и отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований полностью с отнесением на заявителя расходов по государственной пошлине.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

2. Расходы по государственной пошлине отнести на заявителя.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

ОДИНЦОВА М.А.