Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2010 по делу N А26-4751/2010 В удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по своевременному опубликованию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства отказано, так как конкурсный управляющий своевременно направил сведения для публикации, длительный промежуток между направлением сведений и оплатой публикации связан с осуществлением предпринимателем мер по изысканию денежных средств.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 июня 2010 г. по делу N А26-4751/2010

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 18 июня 2010 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Тулубенской А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литовка О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 11 июня 2010 года и после объявленного перерыва 16 июня 2009 года дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия

к арбитражному управляющему Ф.И.О. br>
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия Смирновой О.В., полномочия подтверждены доверенностью от 05.05.2010 N 59 (в деле);

арбитражного управляющего Вайнблата В.З., личность установлена, паспортные данные занесены в протокол судебного заседания,

установил:



Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Ф.И.О. (далее - ответчик) к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Требование заявителя основано на протоколе об административном правонарушении от 27.05.2010 N 00131010, составленном по результатам проверки жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску в связи с ненадлежащим исполнением конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью “Петрогранит“ (далее - ООО “Петрогранит“, должник) обязанностей по своевременному опубликованию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства главным специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Теричевой Е.В. в отношении конкурсного управляющего Ф.И.О.

Заявитель ссылается на пункты 2 и 3 статьи 28, пункт 1 статьи 128 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, а также на то, что временной промежуток между датой получения копии судебного акта о назначении конкурсного управляющего и датой оплаты публикации составил 52 дня, ранее решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-11250/2009 от 08 декабря 2010 года арбитражный управляющий Вайнблат В.З. был освобожден от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Определением суда от 01 июня 2010 года дело назначено к рассмотрению в судебном заседании 11 июня 2010 года с вызовом представителей сторон.

Представитель заявителя в судебном заседании 11 июня 2010 года поддержал заявление о привлечении арбитражного управляющего Вайнблата В.З. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что административное правонарушение выявлено в ходе проверки, проведенной по жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, поступившей в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 19.05.2010, в результате проверки которой было установлено, что судебный акт об утверждении Вайнблата В.З. конкурсным управляющим ООО “Петрогранит“ был получен им 16.10.2009, сведения, подлежащие опубликованию, были направлены конкурсным управляющим в редакцию газеты “Коммерсантъ“ 16.10.2009, счет для оплаты публикации выставлен 19.10.2010, а оплачен только 08.12.2009, сведения были опубликованы 12.12.2009, то есть через 52 дня после получения конкурсным управляющим судебного акта о его утверждении.

Арбитражный управляющий Вайнблат В.З. с заявлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия не согласился, указав на то, что в его действиях нет состава административного правонарушения, имущества и документов должника у арбитражного имущества не было, заявителем по делу о банкротстве должника являлась Федеральная налоговая служба, которая отказала в выделении денежных средств для оплаты публикации еще при введении процедуры банкротства - наблюдения, поэтому счет газеты “Коммерсантъ“ был оплачен им за счет личных средств, когда появилась финансовая возможность, ущерба кредиторам не нанесено, все требования были заявлены кредиторами вовремя и включены в реестр требований кредиторов должника.

В судебном заседании 11 июня 2010 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для представления ответчиком дополнительных доказательств судом объявлялся перерыв до 16 июня 2010 года. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя заявителя и арбитражного управляющего.

В судебном заседании 16 июня 2010 года в обоснование своих возражений ответчик дополнительно пояснил, что бывшим руководителем ООО “Петрогранит“ Фабрикантовым Д.П. не были переданы конкурсному управляющему материальные и иные ценности, печать, бухгалтерская и иная документация должника. В связи с чем Вайнблат В.З. в рамках дела о банкротство ООО “Петрогранит“ обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о выдаче исполнительного листа, обязывающего бывшего директора ООО “Петрогранит“ Фабрикантова Д.П. передать конкурсному управляющему материальные и иные ценности, печать, бухгалтерскую и иную документацию должника. Заявление было судом удовлетворено, выдан исполнительный лист. Исполнительный лист был передан в Службу судебных приставов-исполнителей для исполнения, и только в марте 2010 года конкурсный управляющий получил бухгалтерскую документацию, из которой была установлена денежная сумма, преданная в подотчет Фабрикантову Д.П. О чем конкурсный управляющий сообщил в правоохранительные органы, но в возбуждении уголовного дела было отказано. Вайнблат также пояснил, что в процедуре конкурсного производства с заявлением о выделении денежных средств для оплаты публикации он в уполномоченный орган на обращался, поскольку ранее в процедуре наблюдения Федеральная налоговая служба отказала в выделении денежных средств для оплаты публикации. О том, что еще не совершена публикация сведений уполномоченному органу было известно еще 10.12.2009 на собрании кредиторов. В подтверждение сказанному арбитражный управляющий представил для приобщения к материалам дела ответ Инспекции Федеральной налоговой службы от 10.08.2009 и протокол собрания кредиторов должника от 10.12.2009.

Суд приобщил представленные документы к материалам дела.

Заслушав явившихся лиц, исследовав имеющиеся письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07 октября 2009 года по делу N А26-2322/2009 ООО “Петрогранит“ признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Вайнблат Владимир Захарович. Срок конкурсного производства продлевался определением суда от 07 апреля 2010 года до 08 июня 2010 года. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 08 июня 2010 года конкурсное производство завершено.

В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 19 мая 2010 года поступила жалоба уполномоченного органа от 17 мая 2010 года N 2.2-24/26849 (лист дела 51), в которой указано на нарушение конкурсным управляющим Вайнблатом срока публикации сведений о признании должника банкротом и открытии процедуры конкурсного производства.

Проверкой, проведенной заявителем, выявлен факт несвоевременного оплаты ответчиком счета за публикацию, через 49 дней после получения счета.

27 мая 2010 года по результатам рассмотрения поступившей жалобы главным специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия Теричевой Е.В. в присутствии арбитражного управляющего Вайнблата В.З. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13. КоАП РФ (листы дела 43-45).

Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия в арбитражный суд для привлечения арбитражного управляющего Вайнблата В.З. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.



Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ.

Оценив вышеуказанные обстоятельства дела, а также процедуру возбуждения дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Положением об Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.04.2010 N П/160 установлено, что Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим в числе прочих функции контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (пункт 1 Положения), составляет протоколы об административных правонарушениях (пункт 7.1.39 Положения), обращается в установленном порядке в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, (пункт 7.4.2. Положения), обеспечивает представление Росреестра в судах при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего (пункт 7.13. Положения).

Приказом Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия от 13.05.2010 N 19 (лист дела 11-12) утвержден Перечень должностных лиц Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в который входит главный специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Теричева Е.В.

Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего Вайнблата В.З. составлен должностным лицом Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия в пределах предоставленных ему полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Согласно части второй названной нормы, в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении ответчика составлен 27 мая 2010 года, правонарушение выявлено заявителем - 19 мая 2010 года (дата поступления жалобы уполномоченного органа), то есть протокол составлен с пропуском сроков, установленных статьей 28.5 КоАП РФ.

Учитывая, что форма протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 КоАП РФ: Вайнблат В.З. присутствовал при рассмотрении материалов проверки, ему разъяснены процессуальные права и обязанности; все необходимые сведения, подлежащие отражению в протоколе имеются; копия протокола ему вручена в день составления протокола (л.д. 45), а также правовую позицию, изложенную в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ от 24.03.2005 г. N 5 о том, что нарушение установленного статьей 28.8 КоАП РФ срока составления протокола является несущественным недостатком, поскольку этот срок не является пресекательным, суд при оценке допущенного административным органом нарушения срока составления протокола приходит к выводу о том, что данное нарушение не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Иные процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ответчика не установлены.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что должностное лицо, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, подлежит привлечению к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, если законом не установлено иное.

Вайнблат Владимир Захарович включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 307100121900022 и является арбитражным управляющим.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Правила, применяемые в период конкурсного производства, установлены в статьях 124 - 149 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Согласно пункту 1 статьи 128 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон N 127-ФЗ) опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона N 127-ФЗ. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.

В соответствии со статьей 28 Закон N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом (пункт 1). В силу пункта 2 возмещение расходов, связанных с включением арбитражным управляющим сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и их опубликованием, осуществляется за счет имущества должника, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или собранием кредиторов.

В случае отсутствия у должника имущества, достаточного для возмещения расходов, связанных с включением сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и их опубликованием, соответствующие действия осуществляются за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника производства по делу о банкротстве.

Пунктом 3 определено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения:

о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

о прекращении производства по делу о банкротстве;

об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;

об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;

о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;

об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.

Как следует из материалов дела, уполномоченный Вайнблатом В.З. представитель получил 16 октября 2009 года решение суда от 07 октября 2010 года по делу А26-2322/2009 о признании ООО “Петрогранит“ банкротом, открытии конкурсное производство и утверждении конкурсным управляющим Ф.И.О. (л.д. 52). Заявление о публикации соответствующих сведений было направлено в редакцию газеты “Коммерсантъ“ в этот же день 16 октября 2009 года. (л.д. 53). Счет для оплаты за публикацию сведений о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства выставлен редакцией газеты 19 октября 2009 года (копия счета N БК23536, л.д. 56). В соответствии с платежным поручением N 10 от 08.11.2009 оплата счета произведена Вайнблатом В.З. 08 декабря 2009 года (л.д. 55). 12 декабря 2009 года в газете “Коммерсантъ“ N было опубликовано соответствующее сообщение.

Таким образом, Вайнблатом В.З. своевременно направлены сведения для публикации.

Сведения о процедуре конкурсного производства опубликованы 12 декабря 2009 года и за счет предпринимателя. Опубликование сведений 12 декабря 2009 года связано с осуществлением предпринимателем мер по изысканию денежных средств на оплату публикации.

Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что вина арбитражного управляющего Вайнблата В.З. в нарушении сроков направления сообщения о введении процедуры конкурсного производства в отношении ООО “Петрогранит“ не доказана и, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения.

Заявителем не представлены документы, свидетельствующие о том, что у должника имелись средства для оплаты публикации, таких доказательств в материалы дела не представлено.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу статьи 1.5 КоАП РФ обязанность доказывания совершенного административного правонарушения возложена на административный орган.

В данном случае заявителем не доказан факт совершения вменяемого предпринимателю административного правонарушения, подпадающего под признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Учитывая изложенное, требование, заявленное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о привлечении предпринимателя Вайнблата В.З. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о привлечении арбитражного управляющего Ф.И.О. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

2. Решение может быть обжаловано:

в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);

в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

А.В.ТУЛУБЕНСКАЯ