Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2010 по делу N А26-3478/2010 Требование о взыскании необоснованно начисленной и незаконно списанной в безакцептном порядке платы за пользование вагонами и штрафов за их задержку удовлетворено, поскольку у ответчика отсутствует право на безакцептное списание денежных средств с лицевого счета истца при наличии спора по обоснованности начисления штрафа.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 июня 2010 г. по делу N А26-3478/2010

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 18 июня 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Репина Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фарисеевой О.Г.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску открытого акционерного общества “Карельский окатыш“

к Открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ в лице филиала Октябрьской железной дороги Петрозаводского отделения

о взыскании 82 000 руб.

при участии представителей:

истца, открытое акционерное общество “Карельский окатыш“, - Филимонова К.П., действующего на основании доверенности от 16.12.2010 г.,

ответчика, Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала Октябрьской железной дороги Петрозаводское отделение, - Зотова В.И., действующего на основании доверенности от 23.12.2009 г.,

установил:

открытое акционерное общество “Карельский окатыш“ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ в лице филиала Октябрьской железной дороги Петрозаводское отделение (далее - ответчик) о взыскании 82 000 руб. - необоснованно начисленных и незаконно списанных в безакцептном порядке платы за пользование вагонами и штрафов за их задержку.



В качестве основания иска указаны следующие обстоятельства: в нарушение пункта 12 договора N 162 и статьи 62 УЖТ РФ плата и штраф за задержку вагонов необоснованно начислены обществу за время ожидания им возможности перемещения вагонов со своего подъездного пути на железнодорожные выставочные пути по причинам, зависящим от перевозчика; перевозчик принял предъявленные к сдаче вагоны с большой задержкой после передачи обществом уведомления о готовности этих вагонов к сдаче; договором о расчетах не предусмотрено право железной дороги на безакцептное списание денежных средств при наличии спорных обстоятельств, между тем, спорная сумма списана с лицевого счета истца без его согласия, при наличии не подписанных плательщиком ведомостей на подачу и уборку вагонов.

Иск обоснован ссылками на статьи 39, 62, 125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), статьи 309, 432, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации и поддержан представителем истца в судебном заседании.

Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 90-91).

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Между сторонами заключен договор N 162, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути ОАО “Карельский окатыш“ при станции Костомукша - товарная Октябрьской железной дороги (при обслуживании локомотивом владельца подъездного пути) (л.д. 12-20).

Пунктами 7, 9 договора стороны определили, что сдаваемые на железнодорожный подъездной путь вагоны подаются локомотивом дороги на свободные выставочные пути 3,5-11 станции Костомукша - товарная, дальнейшее их продвижение производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки; возвращаемые с железнодорожного подъездного пути вагоны доставляются локомотивом владельца на свободные выставочные пути 3,5-11 станции Костомукша - товарная по уведомлению не позднее, чем за два часа до выставления вагонов, при этом отправительские маршруты возвращаются в полном составе, но не более 58 вагонов, одиночные вагоны группами не менее 5 (по согласованию со станцией передача вагонов может производиться в меньшем количестве), с постановкой порожних вагонов отдельной группой.

В соответствии с пунктом 12 договора задержка приема железной дорогой вагонов, предъявленных к сдаче с подъездного пути ОАО “Карельский окатыш“ по вине станции оформляется актом общей формы, на основании которого время задержки из оплачиваемого времени исключается.

Согласно части 1 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

В силу части 2 статьи 62 Устава владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.

Согласно части 6 той же статьи за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

В целях установления порядка расчетов за перевозки грузов по железной дороге между истцом и ответчиком 23.12.2009 г. заключен договор на организацию расчетов N 3771 (л.д. 73-79).

При рассмотрении дела судом установлено, что за спорный период ОАО “РЖД“ начислило и списало в безакцептном порядке с лицевого счета ОАО “Карельский окатыш“ в Санкт-Петербургском ТехПД 82 000,00 руб. штрафов за задержку вагонов. Данное обстоятельство не оспаривается железной дорогой и подтверждено перечнями железнодорожных документов по платежам.

Претензия от 09.02.10, направленная в адрес ОАО “РЖД“, оставлена последним без удовлетворения (л.д. 47-49, 50), после чего общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

ОАО “Костомукша“ считает, что у ответчика отсутствует право на безакцептное списание денежных средств с лицевого счета истца при наличии спора по обоснованности начисления штрафа.



Взаимоотношения сторон по вопросам расчетов за услуги железной дороги урегулированы договором N 3771 от 23.23.2009 г. (л.д. 73-79).

Указанный договор подписан ОАО “Костомукша“ с протоколом разногласий (л.д. 79), согласно которому пункт 3.1.2. изложен в следующей редакции “ Списание с ЛС Клиента штрафных санкций производится в отношении сумм, признанных Клиентом или подтвержденных вступившим в законную силу решением суда. Признание Клиентом начисленных сумм штрафных санкций осуществляется путем проставления соответствующих отметок в документах, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта. В случае отказа Клиента от признаний штрафных санкций, их списание с ЛС Клиента не производится. Начисленные в указанном случае суммы предъявляются для оплаты Клиентом в претензионном порядке“.

Поскольку в спорном случае истец не был согласен с начислением штрафных санкций, то суд считает, что у ответчика не было права на их списание в безакцептном порядке.

В судебном заседании было установлено, что ответчик не предъявлял истцу претензию об уплате штрафных санкций в размере 82 000 руб.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о доказанности ОАО “Костомукша“ исковых требований, в связи с чем они подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ суд относит на истца.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Исковые требования открытого акционерного общества “Карельский окатыш“ удовлетворить полностью.

2. Взыскать с открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала ОАО “РЖД“ - Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги в пользу открытого акционерного общества “Карельский окатыш“ 82 000 руб. 00 коп. - незаконно списанную сумму штрафа и расходы по госпошлине в сумме 3 280 руб. 00 коп.

3. Истцу возвратить из бюджета госпошлину в сумме 1 337 руб. 21 коп., излишне уплаченную платежным поручением N 5315 24.06.2009 г.

4. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

РЕПИНА Л.А.