Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 по делу N А41-33231/09 В удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка, отказано, поскольку принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка относится к компетенции иного уполномоченного органа, не являющегося ответчиком по данному делу.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2010 г. по делу N А41-33231/09

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2010 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,

судей Черниковой Е.В., Ханашевича С.К.,

при ведении протокола судебного заседания: Афониным А.В.,

при участии в заседании:

от заявителя ООО “База отдыха “Афродита“ - Сенчищев В.И. - представитель по доверенности от 05 октября 2003 года,

от заинтересованных лиц:

от Министерства имущественных отношений Московской области - Кайдалова О.С. - представитель по доверенности N ис-17733 от 29 декабря 2009 года, Мещанова Е.М. - представитель по доверенности N ис-17738 от 29 декабря 2009 года;

от Территориального управления
федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Науменко Д.И. - представитель по доверенности N ил/08-350 от 19 января 2010 года,

представители третьих лиц Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области, Администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явились, извещены,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Московской области от 21 января 2010 года по делу N А41-33231/09, принятое судьей Васильевой Е.В., по иску Общества с ограниченной ответственностью “База отдыха “Афродита“ к Министерству имущественных отношений Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об оспаривании бездействия, обязании принять решение о предоставлении земельного участка и заключении договора купли-продажи, с участием третьих лиц: Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области, Администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “База отдыха “Афродита“ (далее по тексту - ООО “База отдыха “Афродита“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее по тексту - ТУ ФАУГИ в Московской области):

- о признании незаконными бездействий Министерства имущественных отношений Московской области и ТУ ФАУГИ в Московской области, выразившихся в непринятии решения о предоставлении земельного участка площадью 93 155 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0090104:0008, имеющего адресные ориентиры: Московская область, Мытищинский район, Коргашинский с/о, юго-восточнее д. Пирогово - в собственность заявителя;

- обязании Министерства имущественных отношений Московской
области и ТУ ФАУГИ в Московской области в пределах их компетенции в 30-дневный срок принять решение о предоставлении земельного участка площадью 93 155 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0090104:0008, адресные ориентиры: Московская область, Мытищинский район, Коргашинский с/о, юго-восточнее д. Пирогово - в собственность заявителя;

- обязании Министерства имущественных отношений Московской области и ТУ ФАУГИ в Московской области в пределах их компетенции в 30-дневный срок заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка площадью 93 155 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0090104:0008, адресные ориентиры: Московская область, Мытищинский район, Коргашинский с/о, юго-восточнее д. Пирогово за 1 821 180, 25 рублей (л.д. 2 - 4 т. 1).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области (далее по тексту - УФРС по Московской области) и Администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области.

Определением Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (л.д. 26 т. 3).

Решением Арбитражного суда Московской области от 21 января 2010 года заявленные ООО “База отдыха “Афродита“ требования удовлетворены частично.

Суд признал незаконным бездействие ТУ ФАУГИ в Московской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 93 155 кв. м с кадастровым номером 50:12:0090104:0008, адресные ориентиры: Московская область, Мытищинский район, Коргашинский с/о, юго-восточнее д. Пирогово.

Суд обязал ТУ ФАУГИ в Московской области в 30-дневный срок принять решение о предоставлении в собственность земельного участка площадью 93 155 кв. м
с кадастровым номером 50:12:0090104:0008, адресные ориентиры: Московская область, Мытищинский район, Коргашинский с/о, юго-восточнее д. Пирогово и в 10-дневный срок после его принятия заключить с ООО “База отдыха “Афродита“ договор купли-продажи данного земельного участка по цене 1 821 180,25 рублей.

В остальной части заявленных требований отказано (л.д. 138 - 145 т. 3).

Не согласившись с данным судебным актом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (л.д. 10 - 14 т. 3).

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы ФАУГИ не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.

Представитель ООО “База отдыха “Афродита“ возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители Министерства имущественных отношений Московской области и ТУ ФАУГИ в Московской области поддержали доводы апелляционной жалобы заявителя, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления ООО “База отдыха “Афродита“ - отказать.

Представители третьих лиц Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области, Администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности
все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 22 декабря 2004 года между Министерством имущественных отношений Московской области (Арендодатель) и ФГУП “Совхоз имени Тимирязева“ (Арендатор) был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 18073-Z, предметом которого является предоставление Арендодателем в аренду Арендатору земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 50:12:0090104:0008, имеющего адресные ориентиры: Московская область, Мытищинский район, Коргашинский с/о, юго-восточнее д. Пирогово, для использования в целях сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровой карте (плане) площадью 93 155 кв. м (л.д. 27 - 32 т. 1).

09 июня 2005 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области произведена государственная регистрация договора аренды N 18073-Z от 22 декабря 2004 года.

30 июня 2005 года на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка N 18073-Z от 22 декабря 2004 года, N ТА-18073/01, заключенного между ФГУП “Совхоз имени Тимирязева“ (Первоначальный Арендатор) и ООО “База отдыха “Афродита“ (Новый Арендатор), Первоначальный Арендатор передал, а Новый Арендатор принял все права и обязанности ФГУП “Совхоз имени Тимирязева“ по договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 50:12:0090104:0008, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, Коргашинский с/о, юго-восточнее д. Пирогово, для использования в целях сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровой карте (плане), площадью 93 155 кв. м (л.д. 39 - 42 т. 1).

14 июля 2005 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области
произведена государственная регистрация вышеуказанного договора аренды (л.д. 43 т. 1).

08 декабря 2008 года ООО “База отдыха “Афродита“ обратилось в Министерство имущественных отношений Московской области с заявлением о приобретении в собственность вышеуказанного земельного участка на основании статьи 15 Закона Московской области от 12 июня 2004 года N 75/2004-ОЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области“. (л.д. 44 т. 1).

В ответ на указанное заявление Министерство имущественных отношений Московской области письмом N ИС-15070 от 25 декабря 2008 года отказало ООО “База отдыха “Афродита“ в предоставлении в собственность земельного участка, указав, что удовлетворение требований, изложенных в заявлении возможно после государственной регистрации права собственности Российской Федерации и осуществления передачи прав и обязанностей арендодателя от Министерства имущественных отношений Московской области к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

24 июня 2009 года ООО “База отдыха “Афродита“ повторно направило заявление о приобретении в собственность спорного земельного участка с приложением необходимых документов в Министерство имущественных отношений Московской области, а также в ТУ ФАУГИ в Московской области, в котором указало, что право собственности Российской Федерации на истребуемый земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 15 января 2009 года серии 50 НВ N 235753.

В связи с тем, что ответа от уполномоченных органов на повторное обращение общества о предоставлении в собственность истребуемого им земельного участка не последовало, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица,
может быть признан судом недействительным.

Исходя из пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 “О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ основанием для принятия решения судом о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является наличие одновременно двух оснований: как несоответствие такого акта закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав заявителя.

Аналогичное положение содержит пункт 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО “База отдыха “Афродита“ использует предоставленный ему на праве аренды испрашиваемый земельный участок в целях сельскохозяйственного производства, под которым согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ “О развитии сельского хозяйства“ признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

Факт использования спорного земельного участка по назначению подтверждается представленными в материалы дела договорами о контрактации сельскохозяйственной продукции за период с 2007 по 2009 годы, актами сдачи-приемки сельскохозяйственной
продукции во исполнение их.

Из имеющегося в материалах дела акта проверки порядка использования земельного участка общей площадью 93 155 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, Коргашинский с.о., юго-восточнее д. Пирогово, утвержденного заместителем руководителя ТУ ФАУГИ в Московской области 27 февраля 2009 года, усматривается, что на указанном земельном участке отсутствуют какие-либо здания (строения, сооружения) или иные нарушения вида разрешенного использования или целевого назначения земельного участка (л.д. 57 - 59 т. 1).

Право аренды испрашиваемого заявителем земельного участка перешло к ООО “База отдыха “Афродита“ от первоначального арендатора - ФГУП “Совхоз имени Тимирязева“ в соответствии с договором N ТА-18073/01 от 30 июня 2005 года передачи прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 18073-Z от 22 декабря 2004 года.

Обязательства по уплате арендной платы выполнялись ООО “База отдыха “Афродита“ надлежащим образом и в полном объеме, что подтверждается представленными первичными платежными документами и уведомлением Министерства имущественных отношений Московской области об отсутствии задолженности по арендной плате.

Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ предусмотрено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Таким образом, материалами дела подтверждено право ООО “База отдыха “Афродита“ на приобретение в собственность испрашиваемого им земельного участка по рыночной стоимости, с учетом истечения трех лет с момента заключения
как договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка N 18073-Z от 22 декабря 2004 года, так и договора N ТА-18073/01 от 30 июня 2005 года передачи прав и обязанностей по договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка N 18073-Z от 22 декабря 2004 года.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 10 Закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительной орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Право собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01 октября 2009 года N 98/021/2009-933 (л.д. 90 т. 1).

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом
Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона “Об акционерных обществах“.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).

Пунктами 5.4 и 5.6 указанного Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности: организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Пунктами 5.36, 5.36.4 Положения закреплена обязанность Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществлять продажу земельных участков в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

05 марта 2009 года Федеральным агентством по управлению государственным имуществом был утвержден Приказ “О реорганизации Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом“.

Вышеуказанным Приказом утверждено Положение о Территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.

Пунктом 4.8 данного Положения предусмотрено, что Территориальное управление осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, а именно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких участков только по поручению Агентства.

Однако с заявлением о приобретении в собственность спорного земельного участка ООО “База отдыха “Афродита“ обращалось в Территориальное управление ФАУГИ в Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области, а не в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое обязано давать поручения Территориальному управлению на продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности (л.д. 52 - 53 т. 1).

Таким образом, суд обязал ненадлежащий орган восстановить права заявителя по делу.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО “База отдыха “Афродита“ пояснил, что в ходе рассмотрения спорных правоотношений Общество 25 марта 2010 года обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка.

26 марта 2010 года Федеральным агентством по управлению государственным имуществом было зарегистрировано заявление ООО “База отдыха “Афродита“ и ему присвоен входящий номер 39 341.

Между тем, ответа на данное заявление до настоящего времени не последовало.

При этом представитель Общества с ограниченной ответственностью “База отдыха “Афродита“ возражал против привлечения Федерального агентства по управлению государственным имуществом к участию в деле в качестве заинтересованного лица и указанные действия (бездействие) ФАУГИ в рамках данного дела не обжаловал.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении заявления ООО “База отдыха “Афродита“, направленного Министерству имущественных отношений Московской области и ТУ ФАУГИ в Московской области следует отказать.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ООО “База отдыха “Афродита“ в доход Федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 2 000 рублей.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 21 января 2010 года по делу N А41-33231/09 отменить, в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью “База отдыха “Афродита“ - отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “База отдыха “Афродита“ в доход Федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 рублей.

Председательствующий

Л.Н.ИВАНОВА

Судьи

Е.В.ЧЕРНИКОВА

С.К.ХАНАШЕВИЧ