Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 N 09АП-4105/2010-АК по делу N А40-139418/09-2-898 При отсутствии схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории Роснедвижимость не осуществляет кадастровый учет земельного участка. Соответственно, испрашиваемая схема необходима заявителю для изготовления кадастрового паспорта в целях реализации права на оформление земельно-правовых отношений на земельный участок, на котором расположен принадлежащий обществу на праве собственности объект недвижимости.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2010 г. N 09АП-4105/2010-АК

Дело N А40-139418/09-2-898

Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2010

Постановление в полном объеме изготовлено 12.04.2010

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,

судей

Веклича Б.С., Якутова Э.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Степкиным М.С.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО “Консалтинг-XXI Век“

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.01.2010

по делу N А40-139418/09-2-898 судьи Махлаевой Т.И.,

по заявлению ООО “Консалтинг-XXI Век“

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения прав,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Грызунова А.В. по доверенности от 28.04.2009, паспорт <...>,

представителей ответчика Карнаух О.Т. по доверенности от 25.12.2009 N 33-И-3030/9, удостоверение N
558, Никоненко А.В. по доверенности от 25.12.2009 N 33-И-3032/9, удостоверение N 562,

установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.01.2010, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ООО “Консалтинг-XXI Век“ о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленного письмом N 33-1-8850/9-(1)-1 от 23.09.2009, об отказе в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:175 на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для дальнейшего выполнения кадастровых работ и проведения государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, а также обязании ответчика в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения и выдачи последнему схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:175.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что оспариваемое распоряжение не противоречит нормативным правовым актам о землеустройстве. При этом суд указывает на то, что ст. 9 Закона г. Москвы N 48 “О землепользовании в г. Москве“ вводит ограничения на участки земель общего пользования, занятые улицами, дорогами, площадями, проездами. Суд посчитал, что заявителем не опровергнут факт того, что здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Воронцовская, д. 50, находится на участке в границах земель общего пользования.

Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе ООО “Консалтинг-XXI Век“ просит его отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Заявитель указывает, что Общество является собственником созданного и зарегистрированного в установленном порядке здания и арендатором сформированного и поставленного на кадастровый
учет земельного участка 77:01:0006023:175 под зданием. При этом указывает, что земельный участок 77:01:0006023:175 не внесен в перечень земельных участков общего пользования, установленный Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8 “О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы“. Кроме того, заявитель ссылается на то, что земельные участки 77:01:0006023:175, арендуемый заявителем, и земельный участок 77:01:0006023:251 пересекаются, однако земельный участок 77:01:0006023:251 поставлен на кадастровый учет после постановки на кадастровый учет спорного участка. Полагает, что местоположение границ спорного земельного участка и его площадь определены надлежащим образом с учетом фактического землепользования, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий и местоположения границ смежных земельных участков, а также естественных границ земельного участка. Считает, что Общество обладает безусловным, установленным законом правом на получение схемы расположения земельного участка.

В отзыве на апелляционную жалобу и в заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента земельных ресурсов города Москвы просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что оспариваемое решение соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества. Указал, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006023:175, на котором расположен объект заявителя, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет. Основанием для решения от 13.07.2009 N 12927-01/09 Роснедвижимости “Об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:175“ послужило его пересечение с земельным участком улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:01:0006023:251. Указал, что государственный кадастровый учет земельного участка, на котором находится объект заявителя, осуществлен, в связи с чем у Департамента отсутствует обязанность по выдаче схемы расположения земельного участка
на кадастровом плане или кадастровой карте территории.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить обжалуемый судебный акт, исходя из нижеследующего.

Как усматривается из материалов дела, ООО “Консалтинг-XXI Век“ является собственником здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Воронцовская, д. 50, площадью 327,3 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2007 (л.д. 28).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.05.2009 N 19/124/2009-309, ООО “Консалтинг-XXI Век“ являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:01:06023:175, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Воронцовская, влад. 50, в период с даты государственной регистрации до 13.08.2007 (л.д. 30).

Общество, реализуя предоставленное ст. 36 Земельного кодекса РФ право, как собственник объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке, в режиме “одного окна“ обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением об оформлении нового договора аренды земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Воронцовская, вл. 50.

Письмом от 27.07.2009 N 33-5ТО-1888/9-(0)-1 Департамент на основании п. 4.1.3 Регламента организации работы с заявителями в режиме “одного окна“, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП, отказал Обществу в выдаче договора аренды в режиме “одного окна“ в силу обстоятельств, ранее не известных при приеме документов, и предложил обратиться в Москомархитектуру по вопросу возможности корректировки границ участка улично-дорожной сети (л.д. 63).

На обращение Общества в Управление Роснедвижимости по городу Москве последовало решение от 13.07.2009 N 8623-01/09 об отказе в выдаче кадастрового паспорта в связи с тем, что граница ранее учтенного земельного участка с кадастровым
номером 77:01:0006023:175 пересекает границу ранее учтенного Департаментом земельного участка с кадастровым номером: 77:01:0006023:251 (л.д. 31).

В целях уточнения местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:175, ООО “Консалтинг-XXI Век“ 28.08.2009 обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением N 1 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, а также заявлением N 2 по вопросу исключения пересечений границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:175 с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0006023:251 (л.д. 34, 35).

Письмом от 23.09.2009 N 33-1-8850/9-(1)-1 Департамент земельных ресурсов города Москвы сообщил заявителю, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006023:251 входит в Перечень участков улично-дорожной сети города Москвы (УДС), утвержденный Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8. Указал, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006023:175 полностью располагается в УДС. Кроме того, Департамент разъяснил заявителю, что в соответствии с Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“ земельные участки в границах земель общего пользования, занятые улицами могут предоставляться исключительно для ведения ремонтных и строительных работ. Для исключения пересечений указанного участка с земельным участком УДС заявителю было предложено обратиться в Москомархитектуру для рассмотрения возможности корректировки границ участка улично-дорожной сети (л.д. 55).

Считая данный ненормативный акт Департамента земельных ресурсов незаконным, заявитель обратился в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из правомерности действий Департамента земельных ресурсов города Москвы по отказу в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:175, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Воронцовская, д. 50, на кадастровом плане или
кадастровой карте соответствующей территории.

Апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) госоргана подлежит признанию недействительным (незаконным) при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия оспариваемых ненормативного акта, действий (бездействия) закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 5 названной нормы обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения,
совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В настоящем случае апелляционный суд пришел к выводу о том, что ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о законности и обоснованности оспариваемого отказа в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:175 на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

При этом исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В настоящем случае, как указывалось выше, здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Воронцовская, д. 50, площадью 327,3 кв. м, принадлежит ООО “Консалтинг-XXI Век“ на праве собственности на основании договора купли-продажи от 07.09.2004, что подтверждается соответствующим свидетельством от 15.03.2007 (л.д. 28).

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 12.05.2009 N 77/501/09-14250 земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Воронцовская, вл. 50, и переданный ранее в аренду, внесен в государственный кадастр недвижимости, участку присвоен кадастровый номер 77:01:0006023:175 (л.д. 32).

На момент приобретения истцом здания по договору купли-продажи предыдущий собственник - ООО
“Вечерний силуэт“ владел земельным участком под зданием на праве аренды, согласно договору аренды от 19.04.2004 N М-01-510952, зарегистрированному в Регистрационной палате г. Москвы.

Дополнительным соглашением от 03.04.2006 к договору аренды земельного участка от 19.04.2004 N М-01-510952 права и обязанности по договору аренды в полном объеме переданы ООО “Консалтинг-XXI Век“ с 22.04.2004 (л.д. 25).

Ссылка на п. 5 ст. 9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“, согласно которому земельные участки в границах земель общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, могут предоставляться исключительно для ведения ремонтных и строительных работ без права строительства объектов недвижимости на указанных участках на срок проведения соответствующих работ, но не более пяти лет, признается судом необоснованной в связи со следующим.

Законом г. Москвы от 21.03.2007 N 8 “О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы“ утвержден Перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, расположенных в границах существующей улично-дорожной сети города Москвы и относящихся к землям общего пользования.

В указанном Перечне не значится земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006023:175, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Воронцовская, 50. Доказательства отнесения данного участка к земельным участкам, к которым применяется норма п. 5 ст. 9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“, в материалах дела отсутствуют и Департаментом земельных ресурсов города Москвы не представлены.

В обоснование своих возражений, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу, Департамент ссылается на п. 12 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, согласно которому кадастровый паспорт ранее учтенного и
не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка; одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.

Между тем заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка.

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Вместе с тем в настоящем случае в месячный срок со дня поступления заявления Департамент не выдал Обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, чем нарушил права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом Департаментом не приведено
законных оснований для отказа в выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006023:251, с которым пересекается земельный участок, на котором расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимого имущества, расположен в УДС (на что ссылается в оспариваемом письме ответчик), не является законным основанием для отказа в выдаче схемы расположения земельного участка.

При отсутствии схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории Роснедвижимость не осуществляет кадастровый учет земельного участка. Соответственно, испрашиваемая схема необходима заявителю для изготовления кадастрового паспорта в целях реализации права на оформление земельно-правовых отношений на земельный участок, на котором расположен принадлежащий Обществу на праве собственности объект недвижимости.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в нарушение вышеприведенных норм Земельного кодекса РФ компетентный орган не совершил действий по утверждению и выдаче ООО “Консалтинг-XXI Век“ схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:175 на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, чем воспрепятствовал Обществу в реализации его законных прав на заключения договора аренды земельного участка, занятого принадлежащим ему недвижимым имуществом.

Учитывая сказанное, апелляционный суд считает необходимым признать незаконным оспариваемое решение Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленное письмом N 33-1-8850/9-(1)-1 от 23.09.2009, об отказе в утверждении и выдаче ООО “Консалтинг-XXI Век“ схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:175 на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для дальнейшего выполнения кадастровых работ и проведения государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, и в соответствии с ч. 4 ст. 201 АПК РФ в порядке устранения допущенных нарушений прав и интересов заявителя обязать ответчика утвердить и выдать ООО “Консалтинг-XXI Век“ схему расположения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:175, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Воронцовская, вл. 50, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Принимая во внимание вышесказанное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Уплаченная заявителем при подаче заявления и апелляционной жалобы госпошлина подлежит возврату Обществу в порядке ст. 110 АПК РФ в связи с удовлетворением заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.01.2010 по делу N А40-139418/09-2-898 отменить.

Признать незаконным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленное письмом N 33-1-8850/9-(1)-1 от 23.09.2009, об отказе в утверждении и выдаче ООО “Консалтинг-XXI Век“ схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:175 на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для дальнейшего выполнения кадастровых работ и проведения государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения и выдачи ООО “Консалтинг-XXI Век“ схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:175 на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для дальнейшего выполнения кадастровых работ и проведения государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Возвратить ООО “Консалтинг-XXI Век“ из федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 рублей и государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 рублей.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья

Е.В.ПРОННИКОВА

Судьи

Б.С.ВЕКЛИЧ

Э.В.ЯКУТОВ