Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 N 09АП-4079/2010-ГК по делу N А40-84323/09-156-623 Исковые требования о взыскании неосновательного обогащения, образовавшегося в результате неоплаты стоимости оказанных услуг по государственному контракту, удовлетворены правомерно, поскольку подтверждена обоснованность оказания исполнителем услуг по истечении срока контракта ввиду необходимости их непрерывного оказания, а заказчик не представил доказательств оплаты указанных услуг.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2010 г. N 09АП-4079/2010-ГК

Дело N А40-84323/09-156-623

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2010 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Банина И.Н.,

Судей: Лящевского И.С., Катунова В.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рыкшиной Е.Г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

на решение Арбитражного суда города Москвы

от 25.12.2009 г. по делу N А40-84323/09-156-623

принятое единолично судьей Гданской Т.В.

по иску закрытого акционерного общества “Синтерра“

к Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости и Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии

с участием общества с ограниченной ответственностью “Старт Телеком“ в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 112 803 028, 08 руб.

при участии представителей:

от истца - Филиппов А.Г. по доверенности N 41 от 25.01.2010 г., Федорова С.В. по доверенности N 583 от 24.12.2009 г.;

от 2-го ответчика - Соколова О.В. по доверенности N 20/258-СВ от 30.12.2009 г.

установил:

Закрытое акционерное общество “Синтерра“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости о взыскании 112 803 028 руб. 08 коп. неосновательного обогащения в размере стоимости оказанных истцом ответчику в период с января по июнь 2009 года услуг по сопровождению транспортной среды на основе IP-сети и подведомственных ответчику организаций, в соответствии со статьями 424, 425, 1102, 1105 Гражданского кодекса РФ.

Определением от 28.08.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в связи с реорганизацией и упразднением Указом Президента Российской Федерации N 1847 от 25.12.2008 “О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии“ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и передачей функций упраздненного агентства Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Протокольным определением от 16.10.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество “Старт Телеком“, поскольку указанное Общество в спорный период оказывало Роснедвижимости услуги по сопровождению транспортной среды.

Протокольным определением от 09.11.2009 г. удовлетворено ходатайство истца о привлечении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - правопреемника Роснедвижимости к участию в деле в качестве другого ответчика.

До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по
существу, истец уменьшил размер исковых требований на 1 247 907 руб. 98 коп.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2009 г. по делу N А40-84323/09-156-623 исковые требования ЗАО “Синтерра“ удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Ответчик полагает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и не применены подлежащие применению нормы материального права. Имеет место недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представил письменные дополнения.

Истец не согласился с доводами апелляционной жалобы, представил письменный отзыв, в котором указал на отсутствие оснований для ее удовлетворения. В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.

Представители 1-го ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явились, каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителей 1-го ответчика и третьего лица в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.

Как установлено
судом и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 11 подпрограммы “Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011)“ федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости“ между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) (заказчик) и ЗАО “Синтерра“ (исполнитель) заключен государственный контракт N К-06/6 от 29.02.2008 г., по условиям которого исполнитель берет на себя обязательства по оказанию услуг по сопровождению транспортной среды на основе IP-сети телекоммуникационной системы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и подведомственных ему организаций в соответствии с техническими требованиями, приведенными в приложении N 1 к контракту, которые в дальнейшем именуются услуги. Срок начала предоставления услуг объектам заказчика в соответствии с контрактом и приложениями N 1 - 8 к контракту - 12.02.2008 г. (п. п. 1.1, 1.3 государственного контракта).

В рамках контракта исполнитель обязался обеспечивать предоставление услуг 24 часа в сутки, ежедневно, без перерывов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1.4. контракта и случаев проведения необходимых профилактических (регламентных) и ремонтных работ. Выставлять счета на оплату за оказанные услуги (п. п. 2.1.1, 2.1.2 контракта).

Оплата услуг по контракту осуществляется в следующем порядке:

- заказчик на основании счета исполнителя, в течение 10 (десяти) банковских дней со дня вступления в силу настоящего контракта оплачивает исполнителю аванс в размере 30% от общей стоимости услуг по контракту;

- исполнитель в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, выставляет заказчику счет на 70% процентов от ежемесячной стоимости услуг по контракту.

- исполнитель в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, выставляет заказчику счет-фактуру, акт сдачи-приемки услуг и технический акт (за оказанные в
расчетном месяце услуги с указанием перерывов в предоставлении услуг. Копии счета, счета-фактуры и акта сдачи-приемки услуг направляются по электронной почте (iiidl0474@kadastr.ru, rod 10356@kadastr.ru). или факсу (+7(495)747-96-96), оригиналы - с курьером или через ответственных представителей.

- в срок до 20 числа месяца следующего за расчетным, заказчик рассматривает поступившие документы и производит оплату счета за оказанные услуги, а также отправляет исполнителю заказным письмом или с курьером через ответственных представителей его экземпляры подписанных акта сдачи-приемки услуг и технического акта. Копия подписанных акта сдачи-приемки услуг и технического акта направляется исполнителю по факсу (+7 (495) 647-77-76) или по электронной почте e-mail: Alexander.Shibaev@synterra.ru)

- если в срок до 20 числа месяца следующего за расчетным заказчик не подпишет акт сдачи-приемки услуг и технический акт и не направит исполнителю свои письменные обоснованные возражения, то услуги будут считаться принятыми в полном объеме без замечаний и подлежат оплате в полном объеме.

В случае получения исполнителем письменных возражений, стороны в срок до 30 числа месяца следующего за расчетным, рассматривают поступившие от заказчика возражения, принятие совместного решения сторон в оказании услуг по сути возражений учитывается в техническом акте в ближайшем расчетном месяце, служащего основанием для перерасчета суммы счета в ближайшем расчетном месяце.

Контракт вступает в силу с 12.02.2008 г. и действует до 31.12.2008 г. (п. 7 контракта).

Возникшие споры по контракту рассматриваются сторонами в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента поступления письма с претензией одной из сторон другой стороне, а в случае не достижения в указанный срок согласия между сторонами, передаются на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы (п. 8.1 контракта).

В приложении N 4 стороны согласовали
стоимость отдельных услуг для объектов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 г. “О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии“ Роснедвижимость и Роскартография упразднены, а их функции переданы Росреестру. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 г. N 409-р “О проведении ликвидационных мероприятий в отношении упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости“ Росреестр определен ответственным за проведение ликвидационных мероприятий в отношении упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости. На основании того же распоряжения Правительства Российской Федерации организации, находящиеся в ведении Роснедвижимости и Роскартографии были отнесены к ведению Росреестра.

Таким образом, Росреестр является правопреемником Роснедвижимости и принял на себя права и обязанности, ранее существовавшие у Роснедвижимости.

Срок действия контракта между сторонами истек 31.12.2008 г. Однако, из переписки сторон (т. 1 л.д. 38 - 57, 70 - 75) следует, что Роснедвижимость, а позднее его правопреемник - Росреестр обращались за обеспечением непрерывного оказания услуг истцом за пределами срока действия государственного контракта.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2009 по делу N А40-49590/09-150-378 установлено, что характер телематических услуг, оказываемых в рамках федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости“, свидетельствует о необходимости их беспрерывного оказания.

Поскольку услуги истцом ответчику оказывались в спорный период в рамках той же федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости“, соответственно данные услуги должны оказываться непрерывно.

Из технических актов, подписанных сторонами без возражений и замечаний, следует, что истец в период с марта по июнь 2009 года услуги заказчику (Роснедвижимости) оказывал в полном объеме (т. 2 л.д. 17 - 43). Полномочия представителя
Роснедвижимости В.А. Самолетова на подписание актов подтверждены письмом Роснедвижимости в адрес ОАО “РТКомм.РУ“ от 21.05.2009 г. N ВК/1084.

На оплату оказанных услуг истцом оформлены счета, счета-фактуры (т. 2 л.д. 1 - 8). Общая стоимость оказанных, но неоплаченных услуг составила 111 555 120 руб. 10 коп.

Согласно протоколу аукциона N А-5-А от 25.05.2009 г., истец стал победителем аукциона на оказание услуг связи Росреестру на новый срок - 2009 год, соответствующий государственный контракт N К-06/20 от 16.06.2009 г. сторонами заключен.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции признал правомерным продолжение оказания истцом услуг в данном случае до проведения нового аукциона (конкурса) на условиях ранее заключенного сторонами государственного контракта, при том, что в соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

Поскольку доказательств погашения задолженности ответчиком по истечении установленного срока в суд не представлено, расчет истца подтвержден представленными по делу документами, Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании с ответчика задолженности за фактически оказанные услуги признаются обоснованными в сумме 111 555 120 руб. 10 коп.

Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным, обоснованным и считает, что судом установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.

Оспаривая решение суда,
ответчику утверждает, что Росреестр не является стороной правоотношений, вытекающих из Контракта. Перемена лиц в обязательстве согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации не производилась.

Однако, указанный довод не соответствует действительности и является безосновательным (не основанным на нормах действующего законодательства). Перемена лиц (с Роснедвижимости на Росреестр) происходила в порядке универсального правопреемства, на основании Указа Президента Российской Федерации “О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии“ от 25.12.2008 г. N 1847, в соответствии с пунктом 5 которого Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Распоряжением Правительства Российской Федерации “О проведении ликвидационных мероприятий в отношении упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости“ от 31.03.2009 г. N 409-р Росреестр определен ответственным за проведение ликвидационных мероприятий в отношении упраздненной Роснедвижимости (пункт 2 Распоряжения Правительства).

На основании того же распоряжения Правительства Российской Федерации (пункт 1) организации, находящиеся в ведении Роснедвижимости были отнесены к ведению Росреестра. Более того, 15.12.2009 г. (то есть до момента принятия решения арбитражным судом первой инстанции) в Единый Государственный реестр юридических лиц (раздел 3.3 “Сведения о прекращении деятельности юридических лиц в связи с реорганизацией“) внесена запись о прекращении деятельности Роснедвижимости в связи с реорганизацией. Таким образом, на момент рассмотрения дела и принятия решения арбитражным судом первой инстанции ликвидационные мероприятия в отношении Роснедвижимости были завершены, Роснедвижимость прекратила свою деятельность, а ее правопреемником по закону стал Росреестр, что нашло свое отражение в оспариваемом решении.

В апелляционной жалобе ответчик утверждает о недоказанности факта оказания услуг ЗАО “Синтерра“.

Между тем, в качестве доказательства оказания услуг ЗАО “Синтерра“ представило в материалы дела технические акты, подписанные
со стороны Роснедвижимости и ЗАО “Синтерра“ за период с марта по 15 июня 2009 года, подтверждающие объем оказанных услуг.

Также истцом представлена выписка из сертифицированной автоматизированной системы расчетов “Onyma“, подтверждающая обоснованность начисления платежей за оказанные услуги связи. Учитывая, что пункт 38 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением от 10.09.2007 г. N 575, пункт 44 Правил оказания услуг по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 г. N 32 содержат императивную норму о том, что основанием для выставления счета абоненту за оказанные услуги связи являются данные, полученные с помощью оборудования используемого оператором связи для учета объема оказанных им услуг связи. Таким оборудованием у ЗАО “Синтерра“, как у оператора связи, является автоматизированная система расчетов “Onyma“, что подтверждается представленной в материалы дела копией сертификата соответствия на такую систему, заверенной правообладателем, и договором на предоставление ЗАО “Синтерра“ права использования автоматизированной системы расчетов “Onyma“ от 14.12.2005 г. На основании изложенного выписка из сертифицированной автоматизированной системы расчетов “Onyma“ является надлежащим доказательством факта оказания услуг связи.

Помимо этого истцом представлено письмо Роснедвижимости от 03.07.2009 г. исх. N ВС/1076, подтверждающее факт оказания услуг ЗАО “Синтерра“ в период с 1 января по 15 июня 2009 года, а также выписка из аналитического счета баланса “Основные средства“ истца, подтверждающая наличие технической возможности оказания услуг связи ответчику.

Таким образом, довод Росреестра о недоказанности факта оказания услуг ЗАО “Синтерра“ не соответствует действительности и фактическим материалам дела.

Довод ответчика о том, что Арбитражным судом города Москвы неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно, что Самолетов В.А. не является и никогда не являлся должностным
лицом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и, что Росреестром полномочия на подписание технических актов ему никогда не делегировались, также не соответствует действительности. Соответствующие вопросы были всесторонне рассмотрены судом, что отражено по тексту решения суда первой инстанции.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: распоряжение Правительства РФ от 31.03.2009 имеет N 409-р, а не N 1016-р.

Ссылка ответчика на то, что ЗАО “Синтерра“ несмотря на распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.02.2009 г. N 256-р (о подчинении территориальных органов Роснедвижимости Росреестру) и от 31.03.2009 г. N 1016-р (об отнесении к ведению Росреестра организаций, ранее находившихся в ведении Роснедвижимости) не прекратило отношений с Роснедвижимостью, а продолжило их, свидетельствует о том, что ЗАО “Синтерра“ добросовестно продолжало исполнять свои обязательства перед Роснедвижимостью в части беспрерывного оказания услуг связи.

Росреестр этому не препятствовал и наряду с Роснедвижимостью сам предпринимал все меры, направленные на обеспечение беспрерывного оказания ЗАО “Синтерра“ услуг связи Роснедвижимости.

Об этом свидетельствует письмо Росреестра от 27.03.2009 г. исх. N 3-1013 с поручением Роснедвижимости принять меры к погашению образовавшейся задолженности; письмо Роснедвижимости от 03.04.2009 г. исх. N ВС/0774 об изменении адреса подключения территориального отдела Роснедвижимости в апреле 2009 г.; письмо Росреестра от 30.04.2009 г. исх. N 10-2353-СС о необходимости непрерывного функционирования сети передачи данных; письмо Роснедвижимости от 21.05.2009 г. исх. N ВК/1084 о подтверждении полномочий Самолетова В.А.; письмо Роснедвижимости от 03.07.2009 г. исх. N ВС/1076, подтверждающее факт оказания услуг ЗАО “Синтерра“ в период с 1 января по 15 июня 2009 года.

Довод ответчика о неприменении судом первой инстанции подлежащей применению нормы пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не соответствует как фактическим обстоятельствам дела. Обстоятельства продолжения оказания услуг связи после 31.12.2008 г. были исследованы судом первой инстанции, который указал на необоснованность ссылки Росреестра на пункт 4 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ, что нашло отражение в оспариваемом решении.

Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции на основе всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи и установления существенных обстоятельств настоящего дела, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, по мнению суда апелляционной инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.

Ответчик не доказал наличие обстоятельств, на которых основаны его возражения против иска, а также доводы апелляционной жалобы. Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств дела судом первой инстанции и ответчиком, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку данное решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2009 г. по делу N А40-84323/09-156-623 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий:

И.Н.БАНИН

Судьи:

И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ

В.И.КАТУНОВ