Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2010 по делу N А60-29032/2010-С9 Внесение изменений в устав акционерного общества, связанных с увеличением уставного капитала, изменением сведений о количестве и номинальной стоимости акций, до размещения акций и регистрации отчета об итогах их выпуска является нарушением законодательства. Поскольку изменение устава общества обусловлено принятием решения общего собрания акционеров и государственной регистрацией изменений, данное нарушение является неустранимым и влечет безусловный отказ в государственной регистрации выпуска акций.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 октября 2010 г. по делу N А60-29032/2010-С9

Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2010 года

Полный текст решения изготовлен 28 октября 2010 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания судьей С.П. Ворониным рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ЗАО Рекламно-коммерческая фирма “Восточные ворота“

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе РО ФСФР России в УрФО)

о признании недействительным ненормативного акта

при участии в судебном заседании

от заявителя: Е.Н. Швефель, С.В. Швефель, представители по доверенности от 06.09.2010 г.;

от заинтересованного лица: Е.А. Хромец, представитель по доверенности от 10.08.2010 г. N
22.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Ходатайств не поступило.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду “...об устранении нарушений законодательства...“.

Закрытое акционерное общество Рекламно-коммерческая фирма “Восточные ворота“ (далее - общество, заявитель) просит признать недействительными приказ РО ФСФР России в УрФО от 07.07.2010 г. N 62-10-971/пзн об отказе в государственной регистрации выпуска именных бездокументарных акций общества, предписание РО ФСФР России в УрФО от 07.07.2010 г. N 62-10-сф06/8136 об устранении *** законодательства, а также просит обязать регистрирующий орган зарегистрировать решение о выпуске акций общества.

По мнению заявителя, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации выпуска акций в связи с их размещением до государственной регистрации их выпуска является необоснованным, поскольку такого основание законодательства о рынке ценных бумаг не содержит, кроме того, общество не размещало свои акции. Указание в предписании на необходимость приведение устава общества в соответствии с параметрами зарегистрированного выпуска акций фактически означает обязание общества провести общее собрание акционеров, которое должно принять решение об уменьшении уставного капитала, что является незаконным.

Заинтересованное лицо доводы общества считает необоснованными, ссылаясь на наличие неустранимых нарушений обществом условий эмиссии и порядка обращения эмиссионных ценных бумаг, что послужило основанием для отказа в государственной регистрации и направления в адрес общества предписания об устранении нарушений.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Общество 07.06.2010 г. представило в РО ФСФР России по УрФО заявление о государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, размещаемых посредством конвертации акций в акции той же категории в акции с большей номинальной стоимостью, и соответствующий пакет документов.

Приказом от 07.07.2010 г. N 62-10-971/псн в регистрации выпуска
акций обществу отказано в связи нарушением эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствие условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н пункт 24.2 отсутствует, имеется в виду пункт 2.4.2.

Как указано в тексте Приказа, обществом нарушены п. 2 ст. 20 Федерального закона “О рынке ценных бумаг“, п. 2 ст. 12 Федерального закона “Об акционерных обществах“, а именно: внесение в устав общества изменений и дополнений, связанных с увеличением уставного капитала общества, до регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Кроме того, документы, представленные для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений, не соответствуют требованиям Закона о рынке ценных бумаг, Стандартов эмиссии ценных бумаг и иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе заявление общества о государственной регистрации не соответствует п. 2 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, п. 2.4.2 Стандарта эмиссии ценных бумаг, поскольку в нем не указано наименование регистрирующего органа, неверно указан способ размещения ценных бумаг, неверно указано соответствующее решение о размещении ценных бумаг; в нарушение п. 2 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, п. 24.2 Стандартов заявителем неверно указаны номер свидетельства о государственной регистрации, размер уставного капитала, не
указаны сведения о наличии специального права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в управлении эмитентом, не указаны сведения о всех акционерах эмитента, владеющих не менее чем 2 процентами уставного капитала или не менее чем 2 процентами обыкновенных акций эмитента; не указаны сведения обо всех предыдущих выпусках ценных бумаг эмитента; на титульном листе решения о выпуске ценных бумаг неверной указан способ размещения акций.

По результатам рассмотрения данных документов РО ФСФР России в УрФО 07.07.2010 г. в адрес общества направило предписание N 62-10-сф06/8136 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, которым обществу предложено в течение 60 дней с момента получения предписания устранить нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах путем приведения устава общества в соответствии с параметрами зарегистрированного выпуска акций ЗАО Рекламно-коммерческая фирма “Восточные ворота“, а также представления в регистрирующий орган надлежаще заверенной копии устава (листа изменений к уставу) и копии соответствующего свидетельства о внесении изменений в учредительные документы.

Пунктом 3 статьи 28 Закона об акционерных обществах предусмотрена возможность принятия решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций одновременно с принятием решения о внесении в устав акционерного общества положений об объявленных акциях.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ (далее - Закон о рынке ценных бумаг) процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в
регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, не подлежат размещению.

Согласно ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

В силу ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг и пункта 2.4.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты) основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг является нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской
Федерации и несоответствия условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах.

Как следует из материалов дела, РО ФСФР России по УрФО был зарегистрирован выпуск и отчет об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО Рекламно-коммерческая фирма “Восточные ворота“ за государственным номером 1-04-3100-К, количество ценных бумаг выпуска - 100 штук, номинальная стоимость одной акции - 80 руб., общий объем выпуска - 8000 руб.

В последующем обществом было принято решение об увеличении уставного капитала и внесены соответствующие изменения в Устав общества (зарегистрированы 25.05.2010 г.), согласно которым уставный капитал общества составляет 10000 руб. и состоит из обыкновенных акций в количестве 100 шт. номинальной стоимостью 100 руб. каждая акция.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ внесение в устав общества изменений и дополнений, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется по результатам размещения акций общества на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций.

Из этого следует, что внесение изменений в устав акционерного общества, связанных с увеличением уставного капитала, т.е. изменением сведений о количестве и номинальной стоимости акций, до размещения акций и регистрации отчета об итогах их выпуска является нарушением законодательства о ценных бумагах, к которому в том числе относится Закон об акционерных обществах. Поскольку изменение устава общества обусловлено принятием решения общего собрания акционеров и государственной регистрации изменений, данное нарушение
в силу Стандартов является неустранимым и в соответствии со ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг влечет безусловный отказ в государственной регистрации выпуска акций.

На основании Положения о федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

В соответствии с п. 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписание эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулирующим организациям.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг“ предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к
компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В связи с допущенным обществом нарушением законодательства о ценных бумагах у РО ФСФР России по УрФО имелись основания для направления обществу предписания об устранении этих нарушения, что в соответствии с вышеизложенным относится к компетенции данного регулирующего органа. Это предписание направлено на приведение в соответствие с требованиями закона порядка дополнительного выпуска акций общества, и отвечает интересам как самого акционерного общества и его акционеров, так и неограниченного круга участников рынка ценных бумаг.

Суд также принимает во внимание, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.10.2010 г. по делу А76-15776/2010 по заявлению ЗАО Рекламно-коммерческая фирма “Восточные ворота“ признано недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска о внесении изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы об увеличении уставного капитала общества, поскольку данные изменения были зарегистрированы до завершения процедуры эмиссии ценных бумаг.

Указанное свидетельствует о том, что обществом предприняты меры по устранению допущенных нарушений, на необходимость чего указано в оспариваемом предписании.

Таким образом, отказ в государственной регистрации выпуска акций и предписание об устранении нарушения являются законными и основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ВОРОНИН С.П.