Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.09.2010 по делу N А60-24200/2010-С6 В удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности по части 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии отказано, так как заявителем не доказано, что под видом стимулирующей лотереи заинтересованное лицо проводит азартные игры с использованием модифицированных игровых автоматов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 2010 г. по делу N А60-24200/2010-С6

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2010 года

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2010 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания судьей Н.В. Гнездиловой, рассмотрел дело по заявлению Прокурора города Нижней Туры

к Обществу с ограниченной ответственностью “ЛотоТехно+“

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя - не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;

от заинтересованного лица - Ламбаев Ж.Т., представитель, доверенность от 25.08.2010; Шабуров Э.Ф., директор, паспорт.

Отводов суду не заявлено.

Прокурор города Нижней Туры обратился в Арбитражный суд
Свердловской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью “ЛотоТехно+“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

На основании распоряжения от 10.06.2010 Прокуратурой города Нижней Туры совместно с сотрудниками ОВД по Нижнетуринскому городскому округу проведена проверка соблюдения ООО “ЛотоТехно+“ требований Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ в помещении, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Нижняя Тура, ул. Усошина, д. 1А.

В ходе проверки установлено следующее:

В помещении клуба находятся электронные устройства “Шанс-1“ в количестве 25 единиц. 17 устройств подключены к электрической сети и находятся в рабочем состоянии. С боковой стороны на каждом устройстве имеется металлическая пластина, на которой отражено: название “Электронное устройство “Шанс-1“. ТУ 402-001-61243647-09, восьмизначный серийный номер, наименование изготовителя ООО “УралИнвест“, г. Челябинск, ул. Магнитогорская, д. 21.

В помещении клуба лотерей Обществом распространяются лотерейные билеты региональных негосударственных бестиражных лотерей “Твоя Удача“, “Твой успех“, и осуществляется деятельность по проведению стимулирующей лотереи “Азарт-С“ с использованием электронного оборудования. Организатором данной лотереи является ООО “Фри Лот“. Условия проведения данной лотереи утверждены ее организатором. Документами, подтверждающими право ООО “Фри Лот“ на проведение указанной лотереи, являются Уведомления Министерства финансов Свердловской области от 24.11.2009 N 05-40-41 и N 05-40-39, выписки из государственного реестра региональных лотерей Свердловской
области.

Общество является оператором указанной лотереи на основании соглашения о проведении стимулирующей лотереи N 18/10 от 01.06.2010, заключенного с организатором данной лотереи - ООО “Фри Лот“.

Согласно п. 6.1. условий проведения стимулирующей лотереи “Азарт-С“ результат лотереи (количество лотерейных билетов региональных негосударственных бестиражных лотерей “Твоя удача“, “Твой успех“, которое может получить участник) определяется электронным устройством “Шанс-1“ случайным образом.

В соответствии с 8.1. Условий, в случае признания Участника выигравшим в соответствии с п.п. 6.4. - 6.6., п.п. 7.1. - 7.4. Условий, Участник получает от организатора в качестве приза лотерейные билеты указанных выше лотерей на сумму, равной сумме выигрыша, указанную на мониторе электронного устройства Шанс-1. Указанные билеты участник вправе использовать для участия в лотерее, либо, не нарушая защитного слоя полученных билетов, обменять эти билеты на деньги в сумме, соответствующей номинальной стоимости билетов.

На основании п. 9 Условий - Организатор информирует участников о сроках и условиях стимулирующей лотереи с помощью рекламы в сети Интернет, наружной рекламы вблизи мест проведения розыгрышей и иных местах по усмотрению организатора.

После приобретения лотерейного билета стоимостью 50 рублей посетителям клуба выдается карта Участника и предоставляется возможность сесть за свободное устройство и начать игру. Оператор осуществляет разблокировку электронного устройства. Если приобретенный посетителем лотерейный билет проигрышный, то оператором вводится в устройство 50 бонусных баллов, в случае приобретения выигрышного билета в устройство вводится дополнительно сумма выигрыша.

Затем Участник запускает программу, программа самостоятельно либо увеличивает, либо уменьшает установленные бонусы, в зависимости от этого определяется выигрыш или проигрыш участника игры. При этом увеличение или уменьшение бонусов отражается на отдельном табло оборудования. В случае выигрыша Участник может у оператора получить лотерейные
билеты на сумму, указанную на мониторе электронного устройства, либо обменять эти билеты на деньги в сумме, соответствующей номинальной стоимости билетов.

Фактически, по мнению проверяющих, участнику с использованием электронного оборудования “Шанс-1“ предоставляется право непосредственного розыгрыша денежного приза путем нажатия клавиш согласно активированному балансу в сумме, равной внесенной в кассу плате за приобретение по явно несоразмерной цене лотерейных билетов, без участия в процессе организатора лотереи.

Кроме того, в ходе проверки 10.06.2010 установлено, что оператором клуба лотерейные билеты вообще не продавались, посетители передавали денежные средства оператору, который вводил с помощью ключа в игровое устройство баллы на переданную сумму.

По мнению заявителя, указанная деятельность Общества не может быть расценена как деятельность по проведению стимулирующей лотереи, поскольку лишь после приобретения за деньги лотерейного билета и получения карточки участника осуществляется допуск к игре, данная игра не является безвозмездной, а предусмотренная условиями стоимость приобретенного покупателем лотерейного билета явно завышена и является скрытой формой игровой ставки.

По итогам проверки заявителем составлены: протокол осмотра места происшествия от 10.06.2010, протокол осмотра помещений, территорий от 10.06.2010.

28.06.2010 Прокурором г. Нижней Туры вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое с материалами проверки и заявлением о привлечении общества к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлено в Арбитражный суд Свердловской области.

Частью 2 ст. 14.1 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно ч. 3 п. 1 ст. 3 Закона N 244-ФЗ государственное регулирование
деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.

В соответствии со ст. 4 Закона N 244-ФЗ азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (п. 1); выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (п. 4); игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (п. 18).

В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду “...Закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“ (далее - Закон N 138-ФЗ)...“.

Пунктом 1 ст. 2 Закона *** N 138-ФЗ *** определено, что лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа
формирования ее призового фонда подразделяется на: 1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; 2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

В соответствии с п. 14 ст. 2 названного Закона лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации регламентирован ст. 7 и 9 Закона N 138-ФЗ и конкретизирован приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66Н “Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей“.

Заинтересованное лицо считает вывод административного органа о том, что под видом проведения стимулирующей лотереи “Азарт-С“ и распространения лотерейных билетов Обществом осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием модифицированных игровых автоматов неверным.

Как пояснил представитель заинтересованного лица в лотерейных клубах ООО “ЛотоТехно+“ проводится три лотереи:

1. Региональная негосударственная бестиражная лотерея “Твоя удача“. Разрешение на проведение указанной лотереи выдано 19.11.2009 г. Министерством финансов Свердловской.

2. Региональная негосударственная бестиражная лотерея “Твой успех“. Разрешение на проведение указанной лотереи выдано 19.11.2009 г. Министерством финансов Свердловской области. Общество является распространителем лотерейных билетов данных лотерей на основании заключенного договора с оператором лотереи - ООО “Реалт-Инвест“, которое в свою очередь заключило договор на проведение региональной лотереи с ООО “Фри Лот“, являющимся Организатором указанных лотерей.

3. Региональная стимулирующая лотерея “Азарт-С“. Разрешение на проведение данной лотереи выдано 14.01.2010 г. Министерством финансов Свердловской области. Общество является Оператором указанной лотереи на основании
заключенного договора с Организатором данной лотереи - ООО “Фри Лот“.

Согласно условиям проведения лотереи, любое лицо может приобрести у распространителя билет моментальной лотереи “Твой успех“ и “Твоя удача“ и тут же, вскрыв билет, определить, является ли он выигрышным. В случае выигрыша, участник лотереи может получить причитающийся ему выигрыш, в размере суммы, указанной в билете.

Учитывая коммерческий интерес по продаже и успешному распространению билетов всероссийской лотереи “Твой Успех“ и “Твоя Удача“, ООО “Фри Лот“ заинтересовано в проведении мероприятий по стимулированию и увеличению объема продаж билетов вышеназванной лотереи. Учитывая специфику деятельности по проведению лотерей, а также, принимая во внимание маркетинговую политику предприятия и мониторинг рынка, было принято решение организовать региональную стимулирующую лотерею - “Азарт-С“.

Целью проведения стимулирующей лотереи “Азарт-С“, является стимулирование заключения договоров на участие в вышеназванных лотереях “Твой Успех“ и “Твоя Удача“, а также увеличение объема продаж и распространения этих билетов.

Стимулирование покупательской активности заключается в следующем: чем больше лицо приобретает лотерейных билетов “Твой Успех“ и “Твоя Удача“, тем больше у него возможностей дополнительно получить эти билеты и разыграть их. Розыгрыш лотерейных билетов происходит с применением электронного лотерейного устройства “Шанс-1“.

Розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи “Азарт-С“ происходит поэтапно в следующем порядке:

Участие в лотерее “Азарт-С“ может принять любое лицо, приобретающее в клубе лотерейный билет (билеты) лотерей “Твой Успех“ и “Твоя Удача“. Лицо, не купившее данный билет, не может участвовать в стимулирующей лотерее.

В случае приобретения лотерейного билета “Твой успех“ и “Твоя Удача“ любым лицом, ему может быть предложено принять участие в стимулирующей лотерее “Азарт-С“. В случае согласия, ему сотрудником клуба выдается карта Участника лотереи. Получение карты Участника свидетельствует
о заключении договора на участие в лотерее между организатором и участником. Какой-либо платы за участие в лотерее и за получение карты Участника, Участником не вносится. На следующем этапе сотрудником клуба на мониторе электронного устройства “Шанс-1“ вручную выставляется количество баллов участнику стимулирующей лотереи.

Лотерейное оборудование производит розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи. Участник имеет возможность увидеть результат на экране монитора. В случае выигрыша Участник получает не денежные средства, а выигранное количество лотерейных билетов “Твой Успех“ и “Твоя Удача“. При этом количество выигранных билетов определяется путем деления суммы баллов, отображенной на экране монитора, на стоимость одного лотерейного билета “Твой Успех“ и “Твоя Удача“ - 100 и 50 рублей соответственно. Участник получает у сотрудников клуба данные билеты, может определить на месте являются ли они выигрышными путем вскрытия билета и получить денежный выигрыш по нему. Каких-либо денежных сумм, участник, при выигрыше в стимулирующую лотерею не получает.

ООО “ЛотоТехно+“, в соответствии с заключенным договором является оператором указанной лотерее на основании заключенного с ООО “Фри Лот“ Соглашения о проведении стимулирующей лотереи N 18/10 от 01.06.10 г.

Призовой фонд стимулирующей лотереи “Азарт-С“ формируется из лотерейных билетов “Твой Успех“ и “Твоя Удача“ и разыгрывается на соответствующем лотерейном оборудовании. За участие в стимулирующей лотерее ее участник никакой платы не вносит.

Кроме того, в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 28.06.2010 указано, что используемое обществом электронное оборудование имеет признаки игровых автоматов. Данные выводы сделаны проверяющими на основании визуального сравнения внешнего вида электронного устройства “Шанс-1“ и типового игрового автомата. Однако с каким типовым игровым автоматом происходило сравнение в постановлении не указано. Данные
о том, что для указанного сравнения привлекался специалист или эксперт в материалах проверки отсутствуют.

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Пунктом 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Таким образом, бремя доказывания наличия перечисленных в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ обстоятельств, свидетельствующих о вине юридического лица в совершении административного правонарушения, лежит на административном органе.

Рассмотрев материалы дела, и оценив их, в порядке ст. 71 АПК РФ, суд считает, что заявителем, в рассматриваемом случае, не доказано то обстоятельство, что под видом стимулирующей лотереи, общество, в нарушение Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, осуществляет проведение азартных игр с использованием модифицированных игровых автоматов.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно п. 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного, суд считает, что материалами административного дела не доказан состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1
Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях заинтересованного лица, в связи с чем суд отказывает заявителю в удовлетворении требования о привлечении ООО “ЛотоТехно+“ к административной ответственности.

Изъятые согласно протоколу осмотра помещений электронные игровые устройства в количестве 17 единиц подлежат возвращению ООО “ЛотоТехно+“, на основании соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования Прокурора города Нижней Туры о привлечении Общества с ограниченной ответственностью “ЛотоТехно+“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы на решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ГНЕЗДИЛОВА Н.В.