Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 N 09АП-24660/2010 по делу N А40-17944/10-92-75 Заявление о признании недействительным предписания государственного органа в части обязания передать в государственную собственность защитное сооружение гражданской обороны второго класса, находящееся в собственности заявителя, удовлетворено, так как стороны не оспаривают право собственности заявителя на здание, данное право подтверждено соответствующим свидетельством, кроме того, указанные обстоятельства не относятся и к предмету заявленных требований.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2010 г. N 09АП-24660/2010

Дело N А40-17944/10-92-75

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,

судей:

Пронниковой Е.В., Якутова Э.В.

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Яцевой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО “ФЕСТО-РФ“ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2010 по делу N А40-17944/10-92-75 судьи Уточкина И.Н.

по заявлению ООО “ФЕСТО-РФ“

к ГУ МЧС России по г. Москве

третье лицо: Территориальное управление Росимущества по г. Москве

об оспаривании предписания от 30.11.2009 N 4

при участии:

от заявителя:

Курмаев Р.М. по дов. от 07.09.2010 N
32, уд. 77/6970; Сивцова Д.А. по дов. от 23.08.2010 N 31, паспорт; Карасева О.А. по дов. от 08.02.2010, паспорт

от ответчика:

не явился, извещен;

от третьего лица:

не явился, извещен;

установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2010 отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью “ФЕСТО-РФ“ (далее - заявитель, Общество), с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ (стр. 139 - 140, т. 1) о признании незаконным предписания ГУ МЧС России по г. Москве (далее - ответчик) от 26.12.2008 N 54/17/03/09.

При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, а также наличия у ответчика полномочий на его выдачу.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представил ответ ГУ МЧС России по г. Москве от 23.11.2010 на адвокатский запрос из которого следует, что Общество в Реестре организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования в административных округах г. Москвы не числится.

Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя заявителя, с учетом исследованных по
делу доказательств и доводов апелляционной жалобы приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО “ФЕСТО-РФ“ от 19.11.2009 N 4, подписанного начальником 1 РОГПН Управления по ЗАО Главного управления МЧС России по г. Москве Дубининым О.А. в период с 23 по 30 ноября сотрудниками указанного подразделения ГУ МЧС России по Москве проведено обследование (проверка) на территории, в помещениях, принадлежащих ООО “Фесто РФ“ по адресу: г. Москва, Мичуринский пр., д. 49.

Как верно установил суд первой инстанции нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при организации плановой проверки по распоряжению (приказу) от 19 ноября 2009 N 4.

По результатам проведенной проверки оспариваемым предписанием ГУ МЧС России по г. Москве от 30.11.2009 г. N 4 заявителю указано в целях устранения выявленных при проверке нарушений установленных требований в области гражданской обороны и в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне“ о необходимости в срок до 30.06.2010 выполнить следующие мероприятия:

6. Обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения ЗС ГО к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения: устранить, запрещенные законодательством: перепланировку помещений, демонтаж оборудования; установить на подставки защитно-герметические двери; провести техническое обслуживание и ремонт технических систем и строительных конструкций;

10. Обеспечить штатный персонал организации средствами индивидуальной защиты;

14. Создать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Полагая, что указанное предписание не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы ООО “Фесто РФ“, последнее оспорило его в арбитражном суде.

Правильно определив характер спорных правоотношений суд первой
инстанции рассмотрел заявление по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ, обосновано посчитав срок, установленный ст. 208 АПК РФ соблюденным.

Судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии полномочий ответчика для выдачи спорного предписания.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) действие Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 Федерального закона N 68-ФЗ).

Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены в статье 14 Федерального закона N 68-ФЗ.

Согласно статье 4 Федерального закона N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 27 Федерального закона N 68-ФЗ).

В силу пунктов 1 и 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Министерство осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно пункту 1 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 N 372, территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской
обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, ответчик является специально уполномоченным органом в области решения задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, следовательно, оспариваемое предписание принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно статье 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ “О гражданской обороне“ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что в помещении, расположенном по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д. 49 учтено защитное сооружение - объект гражданской обороны II класса, что подтверждается выпиской из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Западного административного округа г. Москвы по состоянию на 01.11.2006 (л.д. 56, т. 1)

Таким образом, названный объект, являющийся объектом гражданской обороны, поставлен на учет в соответствии с требованиями закона.

Утрата статуса защитного сооружения гражданской обороны возможна исключительно в порядке, установленном Инструкцией о порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны, утвержденной МЧС России от 18.10.1996 N 1-38-4.

Относительно довода Общества об отсутствии предусмотренного пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583, паспорта убежища, подтверждающего статус объекта гражданской обороны. Данные доводы противоречат пунктам 1.3 и 1.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
от 15.12.2002 N 583, о назначении в организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.

Невыполнение Обществом Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 в этой части, не может освобождать заявителя от исполнения обязанностей, связанных с эксплуатацией защитного учреждения.

Отклоняется довод Общества о том, что помещения ГО отсутствует в принадлежащем заявителю согласно свидетельства от 18.01.2001 (л.д. 18, т. 1) здании.

Согласно имеющейся в материалах дела переписки по утверждению проектной документации по адресу) г. Москва, Мичуринский проспект, 49, следует, что помещение - подвал на отметке - .100 запроектирован как защитное сооружение гражданской обороны, размещение в нем склада предусмотрено в мирное время (л.д. 51 - 53, т. 1).

Статус объекта гражданской обороны при проведении строительства подтвержден ответом Общества о том, что в защитном сооружении на отметке - .100, используемом в мирное время под склад без постоянный рабочих мест, выполнена система дымоудаления (требование СНиП П-11-77*) - л.д. 54, т. 1.

Судебная коллегия, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и приходит к выводу о том, что Общество является эксплуатирующей организацией объекта гражданской обороны.

В силу пункта 1 статьи 9, пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ “О гражданской обороне“, пунктов 3, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 “О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны“ общество обязано планировать и организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне, содержать объект гражданской обороны в надлежащем состоянии обеспечивать его сохранность, текущий и капитальный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание и ремонт технических систем, принимать меры по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию (приему укрываемых), создавать звенья по обслуживанию убежищ.

В этой связи ссылка Общества на Акт государственной приемочной комиссии и технический паспорт на домовладение N 49, 49кА, как на документы, подтверждающие отсутствие статуса объекта гражданской обороны в принадлежащем Обществу здании, отклоняется как несостоятельная, поскольку Общество не исполнило возложенные на него законом обязанность по оформлению паспорта убежища на объект гражданской обороны, находящийся в указанном здании.

Отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для п. 13 оспариваемого предписания, поскольку согласно представленного апелляционному суду ответа ГУ МЧС России по г. Москве от 23.11.2010 на адвокатский запрос из которого следует, что Общество в Реестре организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования в административных округах г. Москвы не числится.

Поскольку в соответствии с пунктом 6 Постановления правительства г. Москвы от 21 ноября 2006 N 914-ПП “Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований города Москвы“ состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию,
подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с Управлением по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы и Главным управлением МЧС России по г. Москве.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает не применимыми к данной ситуации нормы законодательства, приведенные в п. 4 оспариваемого предписания, в качестве основания для передачи в государственную собственность, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) II класса, находящегося в собственности ООО “Фесто РФ“, а именно Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, Постановление Правительства РФ от 23.04.1994 N 359.

Данные правовые основания не применимы к рассматриваемому объекту недвижимости в силу следующего.

Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в России, а Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 утверждено Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями.

Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Приложение N 1 к нему, согласно которому исключительно к федеральной собственности относятся объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, в состав которых включены государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение (пункт 7 раздела II приложения N 1); объекты оборонного производства (раздел III приложения N 1), также не определяет круга объектов, изъятых из гражданского оборота, поскольку имело своей целью разграничение собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями во исполнение требований законов РСФСР “О собственности в РСФСР“ и “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР“ для ускорения процессов приватизации.

Вопросы о принадлежности спорного помещения к федеральной собственности в рамках настоящего дела рассмотрению не подлежат, поскольку стороны не оспаривают право собственности Общества на здание, данное право подтверждено соответствующим свидетельством (л.д. 18, т. 1). Кроме того, указанные обстоятельства не относятся и к предмету заявленных Обществом требований.

В этой связи оспариваемое предписание ГУ МЧС России по г. Москве N 4 от 30.11.2009 в части пункта N 4, предписывающего передачу в государственную собственность, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) II класса, находящееся в собственности ООО “Фесто РФ“, не основано на требованиях закона и подлежит признанию недействительным.

В остальной части решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2010 по делу N А40-17944/10-92-75 изменить.

Признать недействительным предписание ГУ МЧС России по г. Москве N 4 от 30.11.2009 в части пункта N 4.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья

Ж.В.ПОТАШОВА

Судьи

Е.В.ПРОННИКОВА

Э.В.ЯКУТОВ