Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 N 09АП-28067/2010 по делу N А40-81536/09-53-573 В удовлетворении требований об устранении нарушения права собственности на землю отказано правомерно, поскольку истцом не доказан факт наличия земельных участков, принадлежащих на праве собственности городу федерального значения, доступ к которым был ограничен установкой технических средств.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2010 г. N 09АП-28067/2010

Дело N А40-81536/09-53-573

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи А.П. Тихонова

судей С.В. Красновой, М.С. Кораблевой

при ведении протокола судебного заседания секретарем Нефедовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ЖСК “Близкий“ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.09.2010

по делу N А40-81536/09-53-573, принятое судьей Козловым В.Ф.

по иску ГУ г. Москвы Управа р-на Свиблово,

к ЖСК “Близкий“

третье лицо ГУ г. Москвы “Инженерная служба р-на Свиблово“

о сносе (демонтаже) самовольно установленных технических средств

при участии в судебном заседании:

от истца Гордеева М.Н. по дов. от
10.06.2010

от ответчика Гребельский А.В. по дов. от 09.06.2010, уд. адв. N 9221

Абрамова Е.В. пред. правл. по прот. от 30.04.2008 N 8, пасп. <...>

третьего лица Гордеева М.Н. по дов. от 20.01.2010

установил:

Истец обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ответчику об устранении нарушения права собственности на землю, сопряженного с нарушением градостроительного и архитектурного законодательства Российской Федерации и г. Москвы, права землепользования, права граждан свободного доступа к земельному участку, пресечении самовольного занятия земельного участка ЖСК “Близкий“ и восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, путем: сноса (полной разборки) самовольно возведенных ответчиком объектов на земельном участке, являющемся домовой территорией многоквартирных домов по адресу: г. Москва, ул. Снежная, дома 25; 27 корп. 1; 27 корп. 2 и обязании ЖСК “Близкий“ в десятидневный срок с момента вступления в силу решения суда демонтировать (полностью разобрать) за свой счет и своими силами ограждающие сооружения - автоматический шлагбаум, состоящий из стрелы шлагбаума и 2-х металлических столбиков, 4-х нестационарных металлических конструкций, возведенных рядом с домами 25 и 27 корп. 1 по ул. Снежная и 1-го металлического столба, являющегося основанием автоматического шлагбаума, установленного рядом с домом 27 корп. 1 по ул. Снежная, с предоставлением истцу права осуществить снос вышеуказанных ограждающих сооружений и шлагбаума за счет ЖСК “Близкий“ в случае неисполнения ответчиком решения суда.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2009, оставленным без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 N 09АП-27984/2009-ГК исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А40/4196-10, судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следовало установить,
кому принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:02:0014011:1000, принимались ли собственниками жилых помещений в многоквартирных домах 25 и 27 корп. 1 по ул. Снежная решения по установлению пределов использования прилегающих к этим домам земельных участков, какие действительные нарушения требований конкретных нормативных актов были допущены со стороны ответчика в результате установки технических средств на въезде к прилегающей к домам 25 и 27 корп. 1 территории и степень этих нарушений.

Решением от 16.09.2010 с учетом указаний ФАС МО в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом ЖСК “Близкий“ обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда путем исключения из него некоторых выводов мотивировочной части.

Представитель ответчика жалобу поддержал, представитель истца и третьего лица против доводов жалобы возразил.

Дело рассматривается в соответствии со ст. ст. 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, третьего лица, считает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы от 16.09.2010 не имеется.

Как следует из материалов дела, иск заявлен на основании того, что по указанному адресу истец возвел ограждающие сооружения самовольно, без какой-либо разрешительной документации, производит эксплуатацию этих сооружений. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными документами, перепиской ответчика с органами исполнительной власти, актом проверки недвижимости от 18.03.09, актом обмера земельного участка от 18.03.09, предписаниями АТИ по СВАО г. Москвы от 10.02.09, протоколом об административном правонарушении ОАТИ г. Москвы от 10.02.09 г., актом комиссионного осмотра ограждений, установленных на въезде во дворовую территорию
в районе Свиблово от 30.09.09. Как усматривается из указанного акта, по внешней стороне многоквартирных домов N 25 и N 27 корп. 1 по ул. Снежная, на проезжей части, ведущей во дворовую территорию, установлено ограждающее устройство в виде автоматического шлагбаума серии GARD, которое представляет собой: два металлических столба и стрелу шлагбаума; проведены работы по монтажу шлагбаума, бетонирование основания, прокладка электрического кабеля под фотоэлементы и электропитание, включая штробление от корпуса шлагбаума до жилого дома N 27 корп. 1 для прокладки кабеля под землей без соответствующих разрешений. Стрела шлагбаума длиной 2,5 м препятствует свободному проезду во дворовую территорию, 4 не стационарные металлические конструкции длиной 4,5 м, скрепленные между собой, прикреплены к газонному ограждению и перекрывают всю проезжую часть. По внешней стороне проезжей части жилого дома N 27 корп. 1, ведущей во дворовую территорию, установлено ограждающее устройство в виде металлического столба высотой 1 м, возведенном на бетонном основании.

Указанные сооружения перегораживают существующие проезды во дворовые территории, прилегающие к домам 25, 27 корп. 1, 2 по ул. Снежная и препятствуют свободному проезду автотранспорта.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации“ к архитектурным объектам относятся, в т.ч. объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.

Правовыми основами возведения архитектурного объекта являются разрешение на строительство, разрешение собственника земельного участка, соблюдение градостроительных, строительных норм и правил. Перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешения, отнесен к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Необходимость применения норм и правил градостроительного проектирования применительно к объектам градостроительной деятельности, в том числе объектам
благоустройства территории, установлена ч. 5 п. 2 ст. 20 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 “Градостроительный кодекс г. Москвы“.

В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса г. Москвы, для размещения объектов благоустройства территории получения разрешения на строительство не требуется, однако подпунктом “г“ п. 1 ч. 9 ст. 49 Градостроительного кодекса г. Москвы предусмотрено, что лица, осуществляющие размещение объектов благоустройства, для которых не требуется разрешения на строительство, обязаны соблюдать установленные Правительством г. Москвы порядок получения разрешений на размещение объектов и выполнение работ и порядок размещения объектов и выполнения работ. Виды, параметры и характеристики объектов благоустройства территории, порядок получения разрешения на размещение таких объектов, а также порядок выполнения работ в соответствии с ч. 8 ст. 49 Градостроительного кодекса г. Москвы устанавливаются Правительством Москвы.

Пунктом 1.4 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП, установлено, что земляные и строительные работы разрешаются только при наличии ордера, оформленного Объединением административно-технических инспекций г. Москвы в установленном Правилами порядке. Производство всех видов земляных работ должно осуществляться с соблюдением действующих строительных норм и правил, государственных стандартов и прочих регламентов (п. 1.8).

Порядок оформления документации на согласование проведения работ по благоустройству территории установлен “Регламентом подготовки и выдачи в режиме “одного окна“ решения управы района о согласовании проведения работ по благоустройству территории“, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 16.08.2005 N 621-ПП (приложение N 3), а порядок использования территории (в т.ч. при проведении благоустроительных работ некапитального характера и установке ограждения, монтаже оборудования и т.д.) установлен “Регламентом
подготовки и выдачи в режиме “одного окна“ распоряжения главы управы района о предоставлении права на использование территории“, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 16.08.2005 N 621-ПП.

Согласно разделам 3, 4 Регламента подготовки и выдачи в режиме “одного окна“ решения управы района о согласовании проведения работ по благоустройству территории, при проведении работ по благоустройству требуется разработка проектной документации. Для утверждения проектной документации по благоустройству территории должны быть получены заключения: территориального управления Роспотребнадзора по Москве, ГИБДД УВД административного округа; ОПС ГУП “Мосгоргеотрест“; Департамента природопользования; Управления комплексного благоустройства города (УКБГ).

Земельный участок по адресу: ул. Снежная, д. 25, 27 к. 1 является объектами благоустройства, имеет архитектурно-планировочное решение, что подтверждается паспортами “Планировочное решение и благоустройство территории“, утвержденными в установленном порядке и согласованными ГУП “ГлавАПУ“ Москомархитектуры, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, утвержденные Комитетом по архитектуре и строительству г. Москвы.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 08.05.2002 N 267-РМ “Об утверждении паспорта “планировочное решение и благоустройство территории“ работы по благоустройству и последующей эксплуатации объектов проводятся на основании паспорта и в соответствии с действующим законодательством.

Возведение шлагбаума на дворовой территории архитектурно-планировочным решением данного земельного участка не предусмотрено, не соответствует сводному градостроительному регламенту участка. Ответчик самовольно возвел ограждения, не обращался в установленном порядке к уполномоченным организациям, нарушил вышеназванные правила подготовки и производства земляных работ по благоустройству территории.

Признается верными выводы суда о том, что ответчиком нарушены:

подпункт “г“ ч. 1 п. 9 ст. 49 Градостроительного кодекса г. Москвы, предусматривающего, что лица, осуществляющие размещение объектов благоустройства, для которых не требуется разрешение на строительство, обязаны соблюдать установленные Правительством Москвы порядок получения разрешений на размещение
объектов и выполнение работ;

п. 21 раздела III Положения о размещении и установке на территории г. Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1139-ПП, согласно которому размещаемые некапитальные объекты не должны препятствовать доступу пожарных подразделений к существующим зданиям и сооружениям; положения разделов IV, V устанавливающие порядок размещения некапитальных объектов на территории г. Москвы;

п. 1.4 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП, которым установлено, что земляные и строительные работы разрешаются только при наличии ордера, оформленного Объединением административно-технических инспекций г. Москвы в установленном Правилами порядке. Производство всех видов земляных работ должно осуществляться с соблюдением действующих строительных норм и правил, государственных стандартов и прочих регламентов. Вместе с тем, актом осмотра ограждений от 30.09.2009 зафиксировано, что при монтаже шлагбаума проводилось бетонирование основания, штробление, прокладка под землей и протяжка кабеля под фотоэлементы и электропитание, при этом ордер на указанные работы не оформлялся.

Регламент подготовки и выдачи в режиме “одного окна“ распоряжения главы управы района о предоставлении права на использование территории, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 16.08.2005 N 621-ПП, устанавливающий порядок оформления документации о предоставлении права и проведению работ по использованию территории (в т.ч. при проведении благоустроительных работ некапитального характера и установке ограждения, монтаже оборудования);

п. 5.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993, который запрещает самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, создающие помехи при движении. Согласно п. 1.2 Правил, движение по прилегающей территории - территории,
непосредственно прилегающей к дороге и не предназначенной для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное), - осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

п. 23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, согласно которому дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии.

Как установлено судом первой инстанции, земельный участок площадью около 2 га в Свиблове по Снежной улице, проезду Русанова вл. 2 и Игарскому проезду отведен под строительство полносборных жилых домов решением Исполкома Моссовета от 17.01.1984 N 87.

Решением Бабушкинского райсовета народных депутатов от 02.04.1986 был образован жилищно-строительный кооператив “Близкий“.

По завершению строительных работ законченные строительством объекты были приняты в эксплуатацию в соответствии с Актами государственной приемочной комиссии от 26.11.1987 и от 28.09.1987, утвержденными Бабушкинским исполкомом райсовета от 01.10.1987 N 33/2, от 30.11.1987 N 41/2, и переданы в эксплуатацию и на баланс ЖСК “Близкий“.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“ и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти
осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Вводного закона).

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра
и картографии.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ определено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеются в виду пункты 14 - 17, 19 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению и дополнительные сведения о сформированном объекте недвижимости, в том числе: разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок, назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание, назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение, вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, количество этажей (этажность), в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения) (пункты 14 - 17, 19 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер (пункт 4 статьи 45 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Ранее учтенными земельными участками считаются все фактически занимаемые земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Федеральных законов от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, по которым вне зависимости от места хранения документов имеются: записи в инвентаризационных описях (в части земельных участков, для которых не открыты соответствующие подразделы ГРЗ КР); оформленные в установленном порядке правоудостоверяющие документы (Госакты, Свидетельства, зарегистрированные договоры аренды и т.п.); соответствующее решение о предоставлении земельного участка; записи в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы; сведения в материалах инвентаризации земель, в том числе в материалах инвентаризации земель, утвержденных в соответствии с Временным руководством по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденным Госкомземом России 17.05.1993; сведения в проектах межевания территории, утвержденных в порядке, предусмотренном Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 105; записи в книгах выдачи Свидетельств о праве собственности на землю, ведение которых осуществлялось в соответствии с Порядком выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20.05.1992.

Согласно части 7 статьи 45 Закона о кадастре, если сведения и документы об указанном в части 6 указанной статьи ранее учтенном земельном участке отсутствуют в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном земельном участке, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы кадастра при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом.

В Законе о кадастре не установлен перечень заинтересованных лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с вышеуказанным заявлением, а также не определены требования к документам, устанавливающим или подтверждающим право на ранее учтенный земельный участок.

Таким образом, заявление о включении в кадастр сведений и документов о ранее учтенном земельном участке может быть представлено в орган кадастрового учета любым лицом. При этом проверка правомочий указанного лица на обращение в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением, включая наличие у такого лица права на ранее учтенный земельный участок, не предусмотрена Законом о кадастре.

29 декабря 2009 г. Управлением Росреестра по Москве на основании рассмотрения заявления Абрамовой Е.В. принято решение N 25266-02/09 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, на основании решения Исполкома Моссовета от 17.01.1984 N 87 в кадастр внесены следующие характеристики: вид объекта недвижимости - земельный участок; номер кадастрового квартала, в котором образован земельный участок; адрес земельного участка - г. Москва, в Свиблове по Снежной улице, проезду Русанова вл. N 2 и Игарскому проезду; декларируемая заявителем площадь земельного участка - 20 000 кв. м; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под строительство 2-х многоэтажных полносборных жилых домов; сведения о кадастровой стоимости.

Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат.

Статья 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ устанавливает, что кадастровый паспорт ранее учтенного земельного участка не выдается, если нет кадастровых сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка, то есть отсутствуют сведения, позволяющие его определить в качестве индивидуально определенной вещи (нет уникальных характеристик объекта недвижимости).

Таким образом, в отношении ранее учтенных земельных участков закон допускает постановку таких участков на кадастровый учет при отсутствии уникальных характеристик объекта недвижимости.

Согласно представленной кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 77:02:0014011:1000 (л.д. 59 т. 3), местоположение границ этого земельного участка не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства - отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка.

Орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению.

Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что земельный участок в Свиблове по Снежной улице, проезду Русанова вл. N 2 и Игарскому проезду, площадью около 2 га, предоставленный для строительства 2-х многоэтажных полносборных жилых домов на основании решения Исполкома Моссовета от 17.01.1984 N 87, является ранее учтенным земельным участком, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 29.12.2009 решением Управления Росреестра по Москве N 25266-02/09. Сведения, позволяющие определить указанный земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, в кадастре отсутствуют.

Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Поскольку земельный участок в Свиблове по Снежной улице, проезду Русанова вл. N 2 и Игарскому проезду, площадью около 2 га, сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на указанный земельный участок в силу п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежит собственникам помещений в многоквартирных домах 25 и 27 корп. 1 по ул. Снежная с момента проведения государственного кадастрового учета, т.е. с 29.12.2009.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (п. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. В соответствии с п. 2.1 устава ЖСК “Близкий“ является добровольным объединением собственников помещений в многоквартирных домах 25 и 27 корп. 1 по ул. Снежная. 7 декабря 2008 г.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 116 Жилищного кодекса Российской Федерации высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива; компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.

Истец указывает, что решение о введении ограничений на проезд на внутридомовую территорию и установке технических средств принято общим собранием ЖСК “Близкий“ от 07.12.2008 (л.д. 57 - 58 т. 1).

В соответствии с п. 2 ст. 117 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а не только членов ЖСК.

Выбор способа управления не означает прекращения действия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме как органа управления данным домом или утрату им правомочий. Часть 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации на этот случай не предусматривает каких-либо исключений. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации должно проводиться ежегодное общее собрание. При этом императивность данной нормы также не ставится в зависимость от выбранного способа управления. При этом, согласно ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение по вопросу о пределах использования земельного участка 8 принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Доказательств принятия решения собственниками помещений в многоквартирном доме о введении ограничений на проезд на внутридомовую территорию и установке технических средств, ответчиком не представлено.

Иск о сносе (демонтаже) самовольно установленных технических средств заявлен Государственным учреждением г. Москвы Управой района Свиблово на основании ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации исходя из наличия права собственности г. Москвы на земельный участок и наличия у истца полномочий по осуществлению защиты указанного права.

Однако истцом не доказан факт наличия земельных участков, принадлежащих на праве собственности г. Москве, доступ к которым был ограничен установкой технических средств. Установленное обстоятельство об отсутствии кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 77:02:0014011:1000, определения его границ и площади, не свидетельствует о наличии на внутридомовой территории домов 25 и 27 корп. 1 по ул. Снежная иных сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы; доказательств иного истцом не представлено.

Кроме того, согласно ч. 3 Положения об управе района (приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП), управа района вправе представлять в установленном порядке интересы Правительства Москвы в судах, иных государственных органах, органах государственной власти, организациях по вопросам ведения управы района. Вопросы судебной защиты права собственности г. Москвы на землю к ведению управы частью 2 Положения об управе района не отнесены.

Исходя из изложенных обстоятельств, исковые требования Государственного учреждения г. Москвы Управа района Свиблово к ответчику Жилищному строительному кооперативу “Близкий“, основанные на ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, об устранении нарушения права собственности на землю, удовлетворению не подлежат.

Данный вывод суда, судебной коллегией, также как и выводы которые просит исключить заявитель, признаются верными.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Расходы по госпошлине распределяются на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 268, 271, п. 1 ст. 269 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.09.2010 по делу N А40-81536/09-53-573 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

А.П.ТИХОНОВ

Судьи:

С.В.КРАСНОВА

М.С.КОРАБЛЕВА