Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2010 по делу N А60-20216/2010-С6 О признании недействующим постановления Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 “Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании “город Екатеринбург“ в части включения в него помещений, арендуемых индивидуальным предпринимателем Храповицкой Е.Н.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 августа 2010 г. по делу N А60-20216/2010-С6

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 30 августа 2010 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Л.В. Колосовой, судьей Н.В. Гнездиловой, Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания судьей Л.В. Колосовой, рассмотрел дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
к главе города Екатеринбурга

о признании недействующим нормативного правового акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя - В.И. Музыченко, представитель, доверенность от 27.03.2010

от заинтересованного лица - Н.И. Барабанова, представитель, доверенность от 05.07.2010.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не
заявлено.

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим Постановления Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 “Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании “город Екатеринбург“, опубликованное в газете “Вечерний Екатеринбург“ N 48 от 07.03.2009.

В судебном заседании 27.07.2010 заявителем уточнены заявленные требования; предприниматель просит признать недействующим полностью Постановление Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 “Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании “город Екатеринбург“, опубликованное в газете “Вечерний Екатеринбург“ N 48 от 07.03.2009, а также недействующим Постановление Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 “Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании “город Екатеринбург“, опубликованное в газете “Вечерний Екатеринбург“ N 48 от 07.03.2009 в части включения в Перечень нежилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 1 литер И площадью 378 кв. м., 1 этаж - помещения N 12 - 16, 28 - 47, арендуемое предпринимателем. Уточнения приняты судом.

В судебном заседании 27.08.2010 предпринимателем также уточнены заявленные требования: заявитель просит признать недействующим Постановления Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 в части включения в Перечень нежилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 1 литер И площадью 378 кв. м., 1 этаж - помещения N 12 - 16, 28 - 47, арендуемое предпринимателем Храповицкой Е.Н. Уточнения
судом приняты.

Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд

установил:

Постановлением N 521 утвержден Перечень муниципального имущества. В Перечень муниципального имущества включены, в частности, нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 1 литер И общей площадью 378 кв. м., 1 этаж - помещения N 12 - 16, 28 - 47, используемые индивидуальным предпринимателем Храповицкой Еленой Николаевной по договору аренды от 30.01.2004 N 30350263.

Считая постановление N 521 в части включения в Перечень муниципального имущества вышеперечисленного объекта незаконным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные
препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4 и 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Под ненормативным правовым актом уполномоченного органа понимается одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного органа по конкретному вопросу, обращенное к определенному лицу и направленное на установление, изменение и прекращение конкретных прав и обязанностей.

Как следует из содержания ст. 2, 7, 48, 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, принятые органами местного самоуправления по вопросам местного значения муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер, а также решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Исходя из правовой позиции, высказанной в п. 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов“, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных
правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 2, 17, п. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно п. 4 Положения о правовых актах главы г. Екатеринбурга и должностных лиц администрации г. Екатеринбурга, утвержденного постановлением главы г. Екатеринбурга от 30.08.2006 N 872, правовыми актами главы г. Екатеринбурга являются постановления - нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральным и областным законодательством, Уставом муниципального образования “Город Екатеринбург“, правовыми актами Екатеринбургской городской Думы отнесено к компетенции главы г. Екатеринбурга, или индивидуальные правовые акты по вопросам местного значения и вопросам, отнесенным к компетенции главы г. Екатеринбурга.

Из содержания п. 2, 3 ст. 53 Устава муниципального образования “Город Екатеринбург“, принятого решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 N 8/1, следует, что постановления главы г. Екатеринбурга, имеющие нормативный характер, в течение 5 дней после подписания направляются для опубликования и вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (обнародования) в официальном печатном издании, установленном Главой Екатеринбурга, если самими постановлениями не определены иные сроки вступления их в силу. Постановления ненормативного характера и распоряжения Главы Екатеринбурга вступают в силу после их подписания, если самими постановлениями и распоряжениями не определены иные сроки вступления их в силу.

Пунктом
2 постановления главы г. Екатеринбурга от 20.05.2008 N 1820 “Об установлении официальных источников опубликования правовых актов главы г. Екатеринбурга и иной официальной информации“ предусмотрено, что официальным печатным изданием для опубликования правовых актов главы г. Екатеринбурга и иной официальной информации является газета “Вечерний Екатеринбург“, а официальным сайтом в сети Интернет-сайт, расположенный по адресу: http://www.ekburg.ru.

В соответствии со ст. 3 Закона N 159-ФЗ одним из условий реализации преимущественного права субъекта малого предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого им муниципального имущества является невключение арендуемого имущества в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона N 209-ФЗ перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 4 ст. 18 Закон N 209-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети “Интернет“ на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

В пункте 4.1 этой же статьи установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства,
занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества, устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Таким образом, правовой акт, которым утверждены такие перечни, содержит обязательные правила, касающиеся неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Имущество, включенное в такие перечни, не подлежит выкупу субъектами малого предпринимательства в порядке, установленном Законом N 159-ФЗ, независимо от субъекта, арендующего это имущество и претендующего на его выкуп.

Указанные обстоятельства позволяют отнести правовые акты, утверждающие соответствующие перечни, к нормативным правовым актам.

Из материалов дела видно, что постановлением главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 утвержден Перечень муниципального имущества.

Постановление N 521 опубликовано 07.03.2009 в газете “Вечерний Екатеринбург“. Кроме того, названное постановление размещено на официальном для опубликования правовых актов главы г. Екатеринбурга сайте в сети Интернет - http://www.ekburg.ru.

Таким образом, постановление N 521, является нормативным правовым актом и принято главой г. Екатеринбурга в пределах предоставленных ему перечисленными положениями норм права полномочий.

Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ предусмотрено, что приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 21.12.2001 имеет номер 178-ФЗ, а не 78-ФЗ.

Согласно ст. 10 Закон N 78-ФЗ порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 159-ФЗ в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления созданы координационные или
совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, решение о включении арендуемого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного и муниципального имущества может быть принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не ранее чем через тридцать дней после направления уведомления указанным координационным или совещательным органам.

Статьей 9 указанного Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 Закона N 159-ФЗ, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закон N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Законом N 159-ФЗ.

В соответствии со ст. 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Закон N 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной
его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“. При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу Закона N 159-ФЗ (в настоящее время более двух) в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в п. 1 данной статьи; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

При этом социальная направленность Закона N 159-ФЗ такова, чтобы предоставить субъектам малого и среднего предпринимательства, при соблюдении ими всех прочих условий, адресную государственную помощь в виде предоставления возможности приобрести в собственность часть муниципального или государственного имущества, находящегося у них в аренде. Предусмотренное законом преимущественное право является своего рода преференцией на участие в приватизации и направлено на выравнивание возможностей хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса по приобретению (созданию) основных средств производства.

Как уже было указано, положениями Закон N 209-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

П. 4 ст. 3 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что преимущественное право может быть предоставлено при условии, что арендуемое имущество не включено в утвержденный ч. 4 ст. 18 Закона N 209-ФЗ перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Во исполнение положений Закона N 209-ФЗ решением Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 N 12/72 утверждено Положение о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании “Город Екатеринбург“.

Пунктом 7 Положения (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных отношений) установлено, что в перечень включаются: все отдельно стоящие здания, строения, сооружения, арендуемые субъектами малого и среднего предпринимательства; высвобождаемые отдельно стоящие здания, строения, сооружения, нежилые помещения, предназначенные для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства. В этом же пункте Положения новым предложением указано, что применительно к определенному виду деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в перечень включаются нежилые помещения, строения, сооружения, используемые для осуществления определенного вида деятельности (9 видов).

Из материалов дела следует, что на основании договора аренды N 30350263 от 30.01.2004, заключенного между индивидуальным предпринимателем Храповицкой Еленой Николаевной и Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом, предприниматель арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 1 литер И общей площадью 378 кв. м., 1 этаж - помещения N 12 - 16, 28 - 47. Согласно названному договору аренды помещения переданы для использования под производственное (бытовое обслуживание), складское, торговое использование.

Указанный объект постановлением N 521 включен в Перечень муниципального имущества.

Вместе с тем из обстоятельств дела следует, что, оспаривая указанный нормативный акт главы г. Екатеринбурга, предприниматель ссылается на то, что спорный объект, используемый по договору аренды от N 30350263 от 30.01.2004, не соответствуют критериям, указанным в решение Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 N 12/72, необходимым для включения их в Перечень муниципального имущества, в частности по признаку цели использования имущества и по характеристике помещения.

Так из положений п. 4 ст. 18 Закона N 209-ФЗ следует, что целью использования имущества, включенного в Перечень является передача его в пользование определенной категории хозяйствующих субъектов - субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; заявитель, арендующая спорный объект с 2004 года к данной категории не относится.

Кроме того, из п. 7 Положения (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных отношений) следует, что в перечень включаются отдельно стоящие здания - нежилые помещения, строения, сооружения, используемые для осуществления тех видов деятельности, которые перечислены в следующих абзацах данного пункта. Встроенные помещения (к которым относится спорный объект) не отнесен названным пунктом Положения к имуществу, которое может быть включено в Перечень.

Таким образом, поскольку спорный объект предпринимателя не подлежал включению в Перечень муниципального имущества, постановление N 521 в обжалуемой части не соответствует п. 7 Положения (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных отношений).

При таких обстоятельствах, Постановления Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 “Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании “город Екатеринбург“, опубликованное в газете “Вечерний Екатеринбург“ N 48 от 07.03.2009 в части включения в Перечень нежилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 1 литер И площадью 378 кв. м., 1 этаж - помещения N 12 - 16, 28 - 47 противоречит п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“, Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, в связи с чем требование индивидуального предпринимателя Ф.И.О. о признании данного Постановления в части недействующими подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования индивидуального предпринимателя Ф.И.О. удовлетворить.

2. Признать недействующим Постановление Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 “Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании “город Екатеринбург“, опубликованное в газете “Вечерний Екатеринбург“ N 48 от 07.03.2009 в части включения в Перечень нежилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 1 литер И площадью 378 кв. м., 1 этаж - помещения N 12 - 16, 28 - 47 как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“, Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

3. Взыскать с главы города Екатеринбурга в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (Две тысячи) рублей.

4. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.

5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

КОЛОСОВА Л.В.

Судьи

ГНЕЗДИЛОВА Н.В.

ПРИСУХИНА Н.Н.