Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010 N 09АП-24525/2010 по делу N А40-20209/10-72-56 Заявление о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке, признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в предоставлении заявителю кадастрового паспорта удовлетворено, так как вступившим в силу судебным актом отказ в оформлении земельно-правовых отношений был признан незаконным, доказательств проведения обязательного межевания земельного участка, смежного со спорным земельным участком, не представлено.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2010 г. N 09АП-24525/2010

Дело N А40-20209/10-72-56

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Якутова Э.В.

судей: Гончарова В.Я.

Пронниковой Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО “Строй+Инвест“ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2010 по делу N А40-20209/10-72-56 судьи Немовой О.Ю.

по заявлению ООО “Строй+Инвест“

к

Департаменту земельных ресурсов города Москвы, Управлению Росреестра по городу Москве

о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя: Мезенцева Т.В. по дов. от 02.07.2010, паспорт

от ответчиков: ДЗР, Карнаух О.Т. по
дов. от 25.12.2009 N 33-и-3030/9, уд. N 558; Белкина А.Ю. по дов. от 25.12.2009 N 33-и-3041/9, уд. N 358

Управление Росреестра по городу Москве, Помогаева О.В. по дов. от 24.11.2009 N 29054/09, паспорт

установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2010 ООО “Строй+Инвест“ (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР) по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77601:0003001:107; о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - Управление Росреестра) по внесению в государственный кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 77601:0003001:107; о признании незаконным решения Управления Росреестра по городу Москве от 24.11.2009 N 22155-01/09 об отказе в предоставлении ООО “Строй+Инвест“ кадастрового паспорта.

Суд также отказал в удовлетворении требований Общества об обязании Управления Росреестра по городу Москве выдать ООО “Строй+Инвест“ кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 77601:0003001:9.

Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным, необоснованным, поскольку, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны несоответствующие обстоятельствам дела выводы, неправильно применены нормы материального права и процессуального права, подлежащие применению.

Просит решение отменить, исковые требования Общества удовлетворить в полном объеме.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра считает решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ООО “Строй+Инвест“ не подлежащей удовлетворению.

Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Отзыв на апелляционную жалобу ДЗР не представлен.

В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной
жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Указал на то, что постановка на кадастровый учет указанного земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя на оформление земельно-правовых отношений.

Пояснил, что срок на обжалование действий по постановке земельного участка им не пропущен, так как заявитель узнал о незаконности данных действий только в январе 2010 года.

Представитель ДЗР в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.

Ссылался на законность и обоснованность оспариваемых действий и решения, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности считает не нарушенными.

Указал на то, что заявителем пропущен трехмесячный срок на оспаривание указанных действий.

Представитель Управления Росреестра поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.

Пояснил, что сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр на основании сведений, представленных ДЗР г. Москвы, решение об отказе в выдаче кадастрового паспорта полностью соответствует действующему законодательству.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ исходя
из следующего.

Как следует из материалов дела, ООО “Строй+Инвест“ является собственником комплекса АЗС и автомойки, расположенных по адресу: г. Москва, Костомаровский пер., владение 10 (Свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы от 17.12.2004 N 77 АВ 114575).

На момент приобретения заявителем автозаправочного комплекса с автомойкой по договору купли-продажи, предыдущий собственник закрытое акционерное общество “Строй+Инвест“, владел земельным участком под автозаправочным комплексом на праве аренды, согласно договора аренды N М-01-510630 от 17.12.2003 г. со сроком на 4 года 11 месяцев.

В связи с переходом права собственности на стационарную АЗС, на основании распоряжения префекта ЦАО г. Москвы от 08.04.2005 N 1577 об утверждении Решения окружной комиссии имущественно-земельного комплекса ЦАО г. Москвы от 10.03.2005 N 7 Обществом было заключено Дополнительное соглашение N 77/14 от 08.07.2005 к Договору аренды N М-01-510630 от 17.12.2003.

В связи с истечением срока договора аренды Общество обратилось в Департамент с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:01:03001:009 сроком на 25 лет.

Письмом ДЗР от 03.06.2009 N 33-5ТО-1455/9-(0)-1 Обществу было отказано в оформлении долгосрочного договора аренды земельного участка по Костомаровскому пер., владение 10, площадью 890 кв. м под эксплуатацию существующей АЗС с автомойкой.

При этом ДЗР указал на то, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003001:009 пересекает земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003001:107, является частью существующей улично-дорожной сети, в связи с чем, не может быть предоставлен в пользование для эксплуатации АЗС.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2010 по делу N А40-115994/09-72-851, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 N 09АП-12685/2010-АК
и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.09.2010 N КГ-А40/11301-10, отказ ДЗР в оформлении земельно-правовых отношений был признан незаконным.

Суд также обязал ДЗР подготовить и направить ООО “Строй+Инвест“ проект долгосрочного договора аренды сроком на 25 лет земельного участка кадастровый номер 77:01:0003001:009, расположенного по адресу: г. Москва, Костомаровский пер., владение 10.

Решением от 24.11.2009 N 22155-01/09 Управление Росреестра по г. Москве отказало ООО “Строй+Инвест“ в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003001:9.

При этом Управление Росреестра указало на то, что граница ранее учтенного ДЗР земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003001:9 пересекает границу ранее учтенного ДЗР земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003001:107.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое Обществом решение Управления Росреестра по г. Москве от 24.11.2009 N 22155-01/09 соответствует положениям п. 2 ч. 12 ст. 45 ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, постановка и внесение в государственный кадастр недвижимости земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:01:0003001:107 не влияет на наличие у ООО “Строй+Инвест“ исключительного права ООО “Строй+Инвест“ на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003001:9, на котором расположено строение, находящееся в собственности истца.

При этом суд указал на то, что проведение государственного кадастрового учета объектов недвижимости регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ и Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35 (далее - Порядок).

Постановлением Правительства Москвы от 13.07.2004 N 490-ПП “О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы“ на период
осуществления учета были утверждены перечни и границы земельных участков общего пользования существующей улично-дорожной сети.

В соответствии со ст. 9 Технического соглашения “О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве“ от 09.06.2006 землеустроительные дела по земельным участкам, учтенным ДЗР, хранятся в архиве Департамента и являются частью государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2001 N 270-ПП “Об утверждении Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве“ разбивочный чертеж-акт линий градостроительного регулирования является самостоятельным градостроительный документ М 1:2000, устанавливающий (изменяющий, отменяющий) линии градостроительного регулирования на территории города Москвы.

Разработка, актуализация документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории города Москвы и иной документации, предусмотренной планом реализации Генерального плана города Москвы, осуществляется Москомархитектурой на основании п. п. 2.6, 3.6 Положения о Москомархитектуре, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 01.11.2005 N 850-ПП “Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура)“.

Согласно совместному приказу от 18.04.2007 N П-13/004 “О ведении государственного земельного кадастра в границах кадастрового района (77:01) Московского городского кадастрового округа“ Управление Роснедвижимости по городу Москве приступило к ведению государственного земельного кадастра в границах кадастрового района 77:01 Московского городского округа с 25.04.2007.

Согласно части 7 статьи 45 Закона сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом и (или) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и
представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.

Указав на то, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0003001:107 и 77:01:0003001:9 поступили в Управление Росреестра по Москве в составе информационной базы государственного земельного кадастра в соответствии с Техническим соглашением, суд первой инстанции согласился с доводами ответчиков об отсутствии у них оснований для непостановки земельных участков на кадастровый учет.

В то же время, судом первой инстанции не учтено следующее.

Порядок проведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости установлен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (далее - Закон о кадастре).

В соответствии с частью 12 статьи 45 Закона о кадастре кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.

Статьей 7 Закона о кадастре установлено, что государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

В силу п. 4 ст. 18 Закона о кадастре порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам установлен Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660 “Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил
присвоения кадастровых номеров земельным участкам“.

Согласно п. 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу п. 6 данных Правил присвоение кадастровых номеров осуществляется после проверки представленных документов о межевании ранее учтенных земельных участков и проведения на основе заявки кадастровых работ (выделение, слияние, разделение, перераспределение) по формированию вновь образованных земельных участков.

Согласно ст. 17 ФЗ “О землеустройстве“ (в ред. от 04.12.2006, действовавшей на момент постановки земельного участка 77:01:0003001:107 на кадастровый учет) межевание объекта землеустройства включает в себя, в том числе работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на
возмездной основе.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре).

Доказательств проведения межевания земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003001:107 с согласованием со смежными землепользователями, в том числе с ООО “Строй+Инвест“, ответчиком не представлено, в связи с чем возложение обязанности по уточнению границ земельного участка на заявителя, нарушает его права и законные интересы как собственника участка.

Оценивая доводы о том, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0003001:107 и 77:01:0003001:9 поступили в Управление Росреестра по Москве в составе информационной базы государственного земельного кадастра в соответствии с Техническим соглашением “О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве“ от 09.06.2006, необходимо отметить, что, принимая информационную базу государственного земельного кадастра от ДЗР г. Москвы, Управление Росреестра по Москве не проверило наличие землеустроительных дел, не выявило нарушения порядка, установленного Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам, при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003001:107.

Также не обоснован вывод суда первой инстанции о том, что постановка и внесение в государственный кадастр недвижимости земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:01:0003001:107 не влияет на наличие у ООО “Строй+Инвест“ исключительного права на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003001:9, на котором расположено строение, находящееся в собственности истца.

Данные обстоятельства были рассмотрены в рамках дела N А40-115994/09-72-851 и им дана надлежащая оценка, в соответствии с которой согласно порядковому кадастровому номеру земельный участок 77:01:000300.1:107 поставлен на учет после постановки на кадастровый учет земельного участка 77:01:03001:009, при этом какие-либо доказательства того, что произведено изменение объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:03001:009
в материалы дела не представлены.

Согласно письму Управления Росреестра по Москве от 18.01.2010 N 656/10 землеустроительное дело по установлению границ земельного участка с номером 77:01:0003001:107 в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, отсутствует.

Не основан на законе и вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не представлено и судом не установлено доказательства того, что оспариваемые действия и решение влекут невозможность исполнения решения Арбитражного суда г. Москвы N А40-115994/09-72-851 от 16.03.2010.

В соответствии с ч. ч. 1, 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Таким образом, наличие кадастрового паспорта земельного участка является обязательным при принятии решения о предоставлении Обществу земельного участка в долгосрочную аренду.

Оценивая доводы ответчиков о пропуске Обществом установленного ст. 198 АПК РФ срока на обращение в суд, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что обращение заявителя с настоящим заявлением основано на решении Управления Росреестра по г. Москве N 22155-01/09 от 24.11.2009 и полученных заявителем ответах Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы N 001-02-12125/9-1 от 19.01.2009 и Управления Росреестра по Москве N 656/10 от 18.01.2010.

В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно признал, что срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, для обжалования оспариваемых действий, заявителем не пропущен.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необоснованным и не основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2010 по делу N А40-20209/10-72-56 отменить.

Признать незаконным действия Департамента земельных ресурсов города Москвы по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77601:0003001:107.

Признать незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве по внесению в государственный кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 77601:0003001:107.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве от 24.11.2009 N 22155-01/09 об отказе в предоставленном ООО “Строй+Инвест“ кадастровом паспорте.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве выдать ООО “Строй+Инвест“ кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 77601:0003001:9.

Взыскать с Департамента земельных ресурсов города Москвы в пользу ООО “Строй+Инвест“ государственную пошлину по заявлению в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве в пользу ООО “Строй+Инвест“ государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья

Э.В.ЯКУТОВ

Судьи

Е.В.ПРОННИКОВА

В.Я.ГОНЧАРОВ