Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.08.2010 по делу N А60-21212/2010-С6 Требование о признании незаконными действий налогового органа по регистрации войсковой части в качестве юридического лица удовлетворены, поскольку войсковая часть финансируется из федерального бюджета, не имеет иных источников получения денежных средств, не распоряжается каким-либо имуществом и не имеет учредительных документов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 августа 2010 г. по делу N А60-21212/2010-С6

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2010 года

Полный текст решения изготовлен 09 августа 2010 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания судьей Н.И. Ремезовой рассмотрел в судебном заседании материалы дела N А60-21212/2010-С6

по заявлению Заместителя военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа

к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Реж Свердловской области

третьи лица: Государственное учреждение Войсковая часть 63183, Министерство обороны РФ

о признании незаконными действий налогового органа

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Е.В. Иванов, представитель по доверенности N 4/4255/128 от 25 ноября 2009 г.,

от заинтересованного лица:
О.С. Белоусова, представитель по доверенности N 07-34/03 от 11 января 2010 г.

от Государственного учреждения Войсковая часть 63183: Т.В. Егошина, представитель по доверенности от 27 июля 2010 г.

от Министерства обороны РФ представитель не явился, извещен.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.

Заместитель военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Реж Свердловской области о признании незаконными действий по регистрации войсковой части 63183 (запись в Едином государственном реестре юридических лиц N 1026601688321 от 03 октября 2002 г.)

Заинтересованное лицо в удовлетворении требований просит отказать.

установил:

Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Реж Свердловской области 03 октября 2002 г. осуществлена государственная регистрация войсковой части 63183 в качестве юридического лица.

Проведенной проверкой Военной прокуратуры Приволжско-Уральского военного округа установлено, что инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Реж Свердловской области указанная войсковая часть включена в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением основного государственного регистрационного номера 1026601688321.

Государственная регистрация войсковой части 63183 осуществлена налоговым органом на основании сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“,

Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий инспекции по включению войсковой части 63183 в ЕГРЮЛ и обязании ее внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, исключив из него сведения о войсковой части 63183, указывая на то, что Минобороны России не принимало решения о создании данного юридического лица.

При рассмотрении дела суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 08 августа
2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу данного Закона, обязано в течение шести месяцев со дня его вступления в силу представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами “а“ - “д“, “л“ пункта 1 статьи 5 данного Закона, а именно: о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании, для коммерческих организаций на русском языке, организационно-правовой форме, адресе (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; способе образования юридического лица (создание или реорганизация); об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров; фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Таким образом, представляемые в регистрирующий орган сведения должны подтверждать наличие статуса юридического лица у организации, вносимой в таком качестве в ЕГРЮЛ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, а не пункт 1.

В силу п. 1 ст. 1 Закона государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений
о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.

Следовательно, внесение записей в Единый государственный реестр юридических лиц является составной частью понятия государственной регистрации юридических лиц.

При анализе представленных на регистрацию документов регистрирующий орган обязан учитывать требования иных федеральных законов.

Согласно ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Пунктом 1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.

В силу ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Из приведенных норм следует, что в представленных в регистрирующий орган заявлениях, необходимых документах и сведениях выражена воля учредителя, содержатся все признаки юридического лица в соответствии с установленными Гражданским кодексом Российской Федерации императивными правилами его учреждения.

Государственная регистрация как акт публичной власти делает это существование юридического лица законным, санкционируя такому лицу возможность выступать в обороте от собственного имени и нести ответственность по своим обязательствам лишь принадлежащим ему как новому субъекту права имуществом.

Также из анализа указанных норм следует, что регистрирующий орган регистрирует юридические лица не только на основании заявления
и указанной в нем информации, он проверяет и комплектность документов и устанавливает факт их представления или непредставления.

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне“, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357, действующем на дату регистрации, и Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 901, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны России относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации, войсковые части не названы в качестве юридических лиц.

В силу частей 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган
или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ “Об обороне“ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Регистрирующим органом не представлено и судом не установлено доказательств, подтверждающих наличие признаков и статуса юридического лица у войсковой части 63183.

Помимо этого, наличие у войсковой части 63183 учредительных документов юридического лица (отсутствие которых является одним из оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица) и представление их при регистрации материалами дела не подтверждается.

Поскольку войсковая часть 63183 входит в состав войск Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации, финансируется из федерального бюджета, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство обороны Российской Федерации, не имеет иных источников получения денежных средств, а также права на распоряжение каким-либо имуществом, суд считает, что войсковая часть 63183 не может являться юридическим лицом ввиду отсутствия обязательных признаков, предусмотренных нормами статьи 48 ГК РФ.

Довод заявителя о том, что оспариваемыми действиями нарушены права и законные интересы Министерства обороны Российской Федерации в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о порядке создания федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, суд признает обоснованным.

Ссылка заинтересованного лица на регистрацию войсковой части 63183 до 1 июля 2002 года в качестве юридического лица судом не может быть принята во внимание как не подтвержденная документально.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ“ впредь до
введения в действие Закона о регистрации юридических лиц действующий порядок определялся Указом Президента РФ N 1482 от 08 июля 1994 г. и предусматривал государственную регистрацию учредительных документов и решений учредителей о создании юридического лица соответствующими органами муниципального образования по месту учреждения юридического лица. То обстоятельство, что войсковая часть 63183 была включена в Единый государственный реестр предприятий и организаций не свидетельствует о соблюдении действующего до 01 июля 2002 г. порядка регистрации юридического лица и о наличии у войсковой части 63183 статуса юридического лица.

Постановка войсковой части 63183 на налоговый учет сама по себе не означает наделение ее в установленном порядке статусом юридического лица в форме государственного учреждения.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что, поскольку надлежащих доказательств наличия у войсковой части статуса юридического лица до вступления в силу Закона о регистрации в регистрирующий орган не было представлено, оснований для регистрации войсковой части в качестве юридического лица у налогового органа не имелось.

В связи с ошибочным принятием налоговым органом решения о регистрации войсковой части 63183 в качестве юридического лица в форме государственного учреждения и внесением записи в ЕГРЮЛ, суд считает необходимым обязать заинтересованное лицо внести изменения в ЕГРЮЛ, исключив из него сведения о войсковой части 63183 как о юридическом лице.

При этом, указанные действия являются надлежащим устранением нарушений, допущенных при регистрации войсковой части, фактически не имеющей статуса юридического лица в качестве такового, что соответствует положениям ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При таких обстоятельствах заявленные Заместителем военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные Заместителем военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа требования удовлетворить.

2. Признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по г. Реж Свердловской области по регистрации войсковой части 63183, выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 1026601688321 от 03 октября 2002 г.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Реж Свердловской области устранить допущенные нарушения путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений, исключив из него сведения о войсковой части 63183

3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Реж Свердловской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного
суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

РЕМЕЗОВА Н.И.