Решения и определения судов

Постановление президиума Московского городского суда от 29.10.2010 по делу N 44у-314/10 Судебные акты по делу об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью в отношении осужденных в части их осуждения по п. “а“ ч. 2 ст. 282 УК РФ отменены и уголовное дело в этой части прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - за отсутствием в их действиях состава преступления; исключено указание о назначении наказания на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2010 г. по делу N 44у-314/10

Президиум Московского городского суда в составе:

председательствующего Егоровой О.А.

и членов президиума: Колышницыной Е.Н., Дмитриева А.Н., Агафоновой Г.А., Васильевой Н.А., Курциньш С.Э.

рассмотрел в судебном заседании уголовное дело по надзорной жалобе адвоката Королькова А.В. в интересах осужденного Ж. о пересмотре приговора Мещанского районного суда города Москвы от 28 января 2010 года, которым

Ж., ранее не судимый,

- осужден к лишению свободы: по п. “а“ ч. 2 ст. 282 УК РФ сроком на 3 (три) года; по п. “а“ ч. 3 ст. 111 УК РФ сроком на 5 (пять) лет.

На основании ч. 3 ст. 69 УК
РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде 7 (семи) лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

П., ранее судимая: 27.01.2009 г. по п. “г“ ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 2 года,

- осуждена к лишению свободы: по п. “а“ ч. 2 ст. 282 УК РФ сроком на 3 (три) года; по п. п. “а“, “б“ ч. 3 ст. 111 УК РФ сроком на 6 (шесть) лет.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде 7 (семи) лет 6 (шести) месяцев лишения свободы.

На основании ч. 5 ст. 74 УК РФ отменено П. условное осуждение по приговору от 27.01.2009 г. В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения неотбытого наказания по приговору от 27.01.2009 г. окончательно назначено 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок отбытия наказания осужденным постановлено исчислять со 02 апреля 2009 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 28 июня 2010 года приговор оставлен без изменения.

Судебные решения в отношении П. пересматриваются в порядке ч. 2 ст. 410 УПК РФ.

В надзорной жалобе адвокат Корольков А.В. в интересах осужденного Ж. просит приговор суда отменить и дело направить на новое судебное рассмотрение, указывая, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, причастность Ж. к причинению тяжкого вреда здоровью потерпевшей
Г. не доказана, личности потерпевших Г. и Г.Г. не установлены, в действиях Ж. отсутствует состав преступления, предусмотренный п. “а“ ч. 2 ст. 282 УК РФ, поскольку события происходили в подвальном помещении, оскорбления, унижающие достоинство человека в связи с принадлежностью к другой нации, в адрес потерпевших были высказаны в отсутствие посторонних лиц, что свидетельствует об отсутствии в действиях Ж. и его соучастников признака публичности.

Заслушав доклад судьи Задорожной З.А., выступление адвоката Королькова А.В., представляющего интересы осужденного Ж., поддержавшего надзорную жалобу, мнение первого заместителя прокурора г. Москвы Росинского В.В., полагавшего приговор суда в части осуждения Ж. и П. по п. “а“ ч. 2 ст. 282 УК РФ отменить, уголовное дело прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в их действиях состава преступления, исключить указание о назначении наказания Ж. и П. на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ и считать Ж. осужденным по п. “а“ ч. 3 ст. 111 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, П. - по п. п. “а“, “б“ ч. 3 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы, в соответствии со ст. ст. 74 и 70 УК РФ по совокупности приговоров к 6 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, президиум

установил:

Ж. и П. признаны виновными в совершении действий, направленных на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам расы, национальности, языка, совершенные публично, с применением насилия, а также в совершении
умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, по мотивам расовой, национальной ненависти или вражды, группой лиц, а П., кроме того, в отношении двух и более лиц.

Согласно приговору преступления совершены при следующих обстоятельствах.

29.03.2009 г. после распития спиртных напитков, Ж. и П. совместно с другими соучастниками пришли в подвальное помещение, расположенное по адресу <...>, с целью найти здесь мужчину по имени В. и разобраться с последним, применяя к нему физическое насилие, в связи с тем, что тот общался с лицами неславянской внешности, хотя позиционировал себя при этом как участник движения “скинхэдов“. Ж. совместно с П. разделяли идеи неполноценности лиц неславянской внешности по признаку их отношения к расовой и национальной принадлежности, поведение мужчины по имени В. они воспринимали негативно.

Ж. и П., находясь в подвальном помещении, встретили Г. и Г.Г., имеющих азиатскую внешность, в отношении которых П. ранее высказывала угрозы применения физического насилия в связи с их расовой и национальной принадлежностью. Ж. совместно с П., в присутствии Ж.Д., который пришел сюда вместе с Ж. и П., стали оскорблять Г. и Г.Г., при этом Ж. высказал в отношении последних фразу: “Ненавижу узкоглазых, убирайтесь отсюда!“, а П. стала выкрикивать в отношении Г. и Г.Г. фразы: “сволочь узкоглазая!, прирежу,! Казахстан терпеть не могу. Я вас азиатов всех ненавижу! Убирайтесь отсюда, бей чертей узкоглазых!“, после чего Ж. и П. стали наносить Г. и Г.Г. множественные удары ногами по различным частям тела, а затем П. найденным в подвальном помещении ножом, нанесла Г. и Г.Г. множественные удары в различные части тела, а Ж., находившимся при нем ножом, нанес
более трех ударов Г. в левую часть туловища, а также нанес Г. удар по голове сковородой. Таким образом, Ж. совместно с П. причинили Г. телесные повреждения в виде резаной раны лобной области, ушибленной раны левой теменной области, ушибленной раны затылочной области, двух резаных ран правого предплечья, двух резаных ран 2 пальца левой кисти, трех непроникающих колото-резаных ран задней поверхности грудной клетки слева, проникающих колото-резаных ранений в плевральную Ф.И.О. 6 и 7 межреберья, со сквозным ранением нижней доли левого легкого и диафрагмы, которые в совокупности, как сопровождающиеся кровопотерей, повлекли причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни.

П., кроме того, своими действиями причинила Г.Г. легкие телесные повреждения в виде ушибленной раны лобной области слева, резаных ран скуловой и щечной областей, двух резаных ран правого надплечья; и тяжкие телесные повреждения в виде колото-резаных ран туловища, проникающей колото-резаной раны в брюшную полость с ранением капсулы правой доли печени.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум считает необходимым судебные решения в части осуждения Ж. и П. по п. “а“ ч. 2 ст. 282 УК РФ отменить и производство по делу в этой части прекратить по следующим основаниям.

Вывод суда о виновности Ж. и П. в причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшим Г. и Г.Г., совершенных группой лиц, по мотивам расовой и национальной ненависти или вражды подтверждается доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и приведенными в приговоре суда: показаниями потерпевших Г. и Г.Г., свидетелей Ж.Д., К., О., заключениями судебно-медицинских экспертиз о характере и степени тяжести телесных повреждений, обнаруженных у потерпевших, а также другими материалами дела.

Так согласно показаний
потерпевшей Г. осужденные П. и Ж., высказывая в адрес нее и матери Г.Г. оскорбления, унижающие человеческое и национальное достоинство, стали их избивать, при этом наносили в начале множественные удары ногами, а затем ножами, причем Ж. ударил ее в область сердца, удар пришелся в левую часть груди, в связи с полученными телесными повреждениями они были доставлены в больницу.

Потерпевшая Г.Г. показала, что в результате избиения ей и ее дочери Г. были причинены множественные ножевые ранения.

Доводы надзорной жалобы о непричастности Ж. к причинению тяжкого вреда здоровью потерпевшей Г. являются необоснованными, поскольку по утверждению самого Ж. он нанес Г. три удара ножом в область левого плеча со спины и ударил ее сковородой по голове, согласно же заключению судебно-медицинской экспертизы причинение тяжкого вреда здоровью Г. наступило от совокупности полученных ею ножевых ранений, а как усматривается из материалов уголовного дела, в избиении и причинении ножевых ранений потерпевшей Г. принимали участие Ж. и П., совместными действиями которых и был причинен тяжкий вред здоровью потерпевшей Г.

Преступные действия Ж. и П. были совершены именно в отношении Г. и Г.Г., которые обоснованно признаны по делу потерпевшими, отсутствие у этих лиц документов, подтверждающих их анкетные данные, не влияет на вывод суда о доказанности вины осужденных и квалификацию их действий.

Между тем, суд, правильно установив фактические обстоятельства дела и обоснованно квалифицировав действия Ж. п. “а“ ч. 3 ст. 111 УК РФ, а действия П. по п. п. “а“, “б“ ч. 3 ст. 111 УК РФ, по признаку умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни и здоровью человека, совершенного группой лиц, по мотивам
расовой, национальной ненависти или вражды, а П. - в отношении двух и более лиц, в то же время необоснованно признал их виновными в возбуждении ненависти или вражды, а равно в унижении человеческого достоинства, квалифицировав их действия по п. “а“ ч. 2 ст. 282 УК РФ.

Согласно диспозиции ст. 282 УК РФ уголовная ответственность наступает за действия, направленные на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации.

Публичность предполагает обращение к неопределенному, как правило, широкому кругу лиц.

Если такое обращение адресовано одному или нескольким конкретным лицам, то такие действия не образуют публичность.

Как установлено судом, преступление Ж. и П. совершено в период времени с 21 часа 30 минут до 23 часов 00 минут, в подвальном помещении, где находились потерпевшие Г., Г.Г. и свидетель Ж.Д. - знакомый осужденных Ж. и П., который пришел сюда вместе с последними, и разделяющий их взгляды.

Высказывания, направленные на возбуждение национальной, расовой вражды и на унижение национального достоинства со стороны осужденных Ж. и П. были адресованы только в адрес потерпевших, а потому не образуют публичности.

Обстоятельства дела, как они установлены судом, свидетельствуют о том, что осужденные Ж. и П., преследовали лишь цель причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшим Г. и Г.Г., мотивом совершения преступления при этом явилась расовая и национальная ненависть или вражда.

При таких данных в действиях Ж. и П. отсутствует состав преступления, предусмотренного п. “а“ ч. 2 ст. 282 УК РФ, а потому приговор суда в этой части подлежит отмене, а уголовное дело
прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - за отсутствием в их действиях состава преступления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 407 - 408 УПК РФ, президиум

постановил:

Надзорную жалобу адвоката Королькова А.В. удовлетворить частично.

Приговор Мещанского районного суда города Москвы от 28 января 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 28 июня 2010 года в отношении осужденных Ж. и П. в части их осуждения по п. “а“ ч. 2 ст. 282 УК РФ отменить и уголовное дело в этой части прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - за отсутствием в их действиях состава преступления.

Эти же судебные решения в отношении осужденных Ж. и П. изменить:

- исключить указание о назначении наказания Ж. и П. на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ.

Считать Ж. осужденным по п. “а“ ч. 3 ст. 111 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Считать П. осужденной по п. п. “а“, “б“ ч. 3 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы, в соответствии со ст. ст. 74 и 70 УК РФ, по совокупности приговоров, путем частичного присоединения не отбытого наказания по приговору Пресненского районного суда г. Москвы от 27 января 2009 года окончательно к 6 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

В остальном судебные решения оставить без изменения.

Председательствующий

О.А.ЕГОРОВА