Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 N 09АП-21707/2010 по делу N А40-87090/09-109-443 Заявление об обязании возместить НДС удовлетворено правомерно, так как заявитель представил полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения льготной налоговой ставки 0 процентов по НДС.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 сентября 2010 г. N 09АП-21707/2010

Дело N А40-87090/09-109-443

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М.С. Сафроновой,

судей Л.Г. Яковлевой, Е.А. Солоповой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсаковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве

на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2010

по делу N А40-87090/09-109-443, принятое судьей Гречишкиным А.А.,

по заявлению государственного унитарного предприятия города Москвы “Дирекция единого заказчика района “Северный“ (ГУП ДЕЗР “Северный“)

к Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве

об обязании возместить
НДС в сумме 845 940 руб. путем возврата, начислить и уплатить проценты в размере 135 138 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Перякина Д.Н. по доверенности N б/н от 21.09.2010,

от заинтересованного лица - Сырица Е.А. по доверенности N 02-18/54043 от 02.08.2010.

установил:

Государственное унитарное предприятие г. Москвы Дирекция Единого заказчика района “Северный“ (далее - налогоплательщик, заявитель, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) об обязании возместить НДС в сумме 845 940 руб. путем возврата на расчетный счет N 4060280900240000024 (к/с 301018105000000000219, БИК 044525219) в ОАО “Банк Москвы“; об обязании начислить и уплатить проценты за нарушение сроков возмещения НДС в размере 135 138 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против удовлетворения доводов апелляционной жалобы налогового органа, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оснований к отмене решения не усматривает.

Из материалов дела следует, что в инспекцию представлены уточненные налоговые декларации за январь - декабрь 2005 года, согласно которым за январь - декабрь 2005 года сумма НДС, заявленная к
возмещению, составила 1 391 833 руб.

В связи с чем, заявитель 06.06.2008 в соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ обратился в налоговый орган с заявлением принять решение о возврате 1 391 833 руб. на расчетный счет налогоплательщика.

Заявления о возмещении (возврате) НДС за 2005 год подавались 02.07.2008, 12.08.2008, 14.11.2008, 30.01.2009. Инспекцией возмещение НДС не произведено.

Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.

Инспекция в апелляционной жалобе в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции ссылается на то, что у заявителя отсутствует право на возмещение НДС, поскольку представленные счета-фактуры выставлены с нарушениями налогового законодательства.

Кроме того, налоговый орган указывает на необоснованность заявленной суммы к возмещению.

Суд апелляционной инстанции считает доводы налогового органа несостоятельными по следующим основаниям.

Как правильно установлено судом первой инстанции, до 01.01.2004 услуга по технической эксплуатации общего имущества жилого дома не облагалась НДС (пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Однако данное положение отменено Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ, при этом ст. 27 названного закона установлено введение в действие этой нормы с 01.01.2004.

В связи с чем, с момента законодательного введения обязанности для управляющей организации исчислить НДС с доходов по эксплуатации общего имущества жилого дома у ДЕЗ появилось право на вычет НДС.

В соответствии с ЖК РФ, введенным в действие 01.03.2005 ФЗ N 189-ФЗ, организация, управляющая жилищным фондом, обязана предоставлять коммунальные услуги.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в представленной уточненной налоговой декларации, заявитель
исчислил налог на добавленную стоимость и заявил соответствующие налоговые вычеты.

Стоимость оказываемых услуг определена на 2005 год постановлением Правительства г. Москвы от 07.12.2005 N 863-ПП об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2005 год, а также федеральными законами и законодательными актами г. Москвы в части выпадающих доходов от предоставления льгот.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в соответствии со ст. 154 НК РФ определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов и без включения в них налога.

Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий (дотаций), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ, согласно которому суммы субсидий, предоставляемых бюджетами (бюджетной) системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, налоговая база в данном случае должна определяться по ценам, установленным и фактически применяемым для населения.

В соответствии со ст. 171, 172, 176 НК РФ,
налогоплательщик имеет право на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных своим контрагентам при приобретении у них товаров (работ, услуг).

Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ вычеты.

Вычетам, в частности, подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых облагаемыми этим налогом в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ.

Согласно ст. 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Как правильно установлено судом первой инстанции, заявитель 01.02.2008 представил уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговые периоды; январь - декабрь 2005 г., сумма НДС, заявленная к возмещению составила 1 391 833 руб.

Заявитель 06.06.2008, в соответствии со ст. 176 НК РФ обратился в инспекцию с заявлением принять решение о возврате на расчетный счет суммы НДС в размере 1 391 833 руб.

Налоговый орган в нарушение ст. ст. 88, 100, 101 и 176 НК РФ решение по представленным налоговым декларациям (уточненным) по НДС за январь - декабрь 2005 г. не принял, тем самым нарушил право налогоплательщика на своевременное возмещение налога, а также право свободно распоряжаться принадлежащим ему на законных основаниях денежными средствами.

Полный пакет документов, подтверждающий вычет и исчисленный НДС (книги покупок и продаж за февраль - декабрь 2005 года; счета-фактуры,
акты, платежные поручения, выписки, договоры к вышеуказанным книгам покупок за февраль - декабрь 2005 года) в инспекцию представлен.

В апелляционной жалобе налоговый орган в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции ссылается на нарушения в оформлении счетов-фактур, актов выполненных работ (оказанных услуг) и товарных накладных, а именно в ряд счетов-фактур включены в книги покупок периода более позднего, чем дата составления счетов-фактур; счета-фактуры содержат исправления, внесенные вручную; в некоторых счетах-фактурах отсутствуют ссылки на договоры оказанных услуг.

По мнению налогового органа, представленные уточненные налоговые декларации по НДС за периоды февраль - декабрь 2005 года представлены с ошибками в части расшифровки сумм налоговых вычетов, неверного исчисления суммы налога по применяемым ставкам, неверного отражения итоговых сумм разделов декларации, в том числе сумм возмещения.

Суд апелляционной инстанции считает доводы налогового органа необоснованными, поскольку в соответствии с положениями гл. 21 НК РФ расчет НДС, подлежащего внесению в бюджет по итогам налогового периода, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных бухгалтерского учета и счетов-фактур. Определяя сумму налога к уплате, налогоплательщик в силу п. 1 ст. 171 НК РФ имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Порядок применения налоговых вычетов определен ст. 172 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров
(работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Довод налогового органа о том, что в частности, не представлены договоры, заключенные с подрядчиками и поставщиками товаров (работ, услуг), в связи с чем правомерно отказано в применении налогового вычета, является несостоятельным, поскольку глава 21 НК РФ не ставит право налогоплательщика на применение налоговых вычетов в зависимость от наличия договоров, непредставление в налоговый орган указанных выше договоров не может служить основанием для отказа в возмещении НДС.

Налоговый орган заявляет довод о том, что в ряде счетов-фактур отсутствует ссылка на номер и дату договора, адрес выполнения (проведения) работ.

Данный довод налогового органа является несостоятельным по следующим основаниям.

В силу ст. 169 НК РФ счет-фактура - это документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренной гл. 21 НК РФ. В п. 5 ст. 169 НК РФ приведен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в счете-фактуре. Пункт 6 ст. 169 НК РФ содержит требования к оформлению счета-фактуры. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счетам-фактурам, не предусмотренных п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не является основанием для отказа принять к вычету сумм налога, предъявленные продавцом.

Сопоставимость спорных счетов-фактур с актами выполненных работ, по товарным, количественным, суммовым позициям, фактическое приобретение товаров (работ, услуг) с учетом НДС инспекцией не оспаривается, вышеуказанные недостатки не оказали влияние на полноту и
достоверность содержащихся в спорных счетах-фактурах сведений о совершенных Заявителем хозяйственных операциях и их участниками.

Кроме того, счета-фактуры оформляются и выставляются продавцами товара, поэтому маленькие неточности в заполнении этих документов не могут свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика.

Более того, отсутствие в счетах-фактурах ссылки на номер и дату договора, адрес выполнения (проведения) работ не оказали влияния на полноту и достоверность содержащихся в спорных счета-фактурах сведений о совершенных заявителем хозяйственных операциях, следовательно, данные обстоятельства не могут служить основаниями для отказа в возмещении суммы НДС.

Относительно отражения счетов-фактур в книгах покупок за налоговый период февраль - декабрь 2005 года судом первой инстанции правильно установлено, что в соответствии с п. 8 ст. 169 НК РФ порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок, расчетов по налогу на добавленную стоимость утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.

В соответствии с п. 2 раздела 1 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов в хронологическом порядке.

В силу п. 7 раздела 2 указанных Правил, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету в установленном порядке.

Согласно п. 8 вышеуказанных Правил счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере их оплаты и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Таким образом, заполнение книг покупок осуществляется путем регистрации полученных от продавцов
счетов-фактур в хронологическом порядке (но не ранее налогового периода, в котором покупатель получил счет-фактуру) при условии оприходования и оплаты приобретенных товаров (работ, услуг).

В подтверждение даты получения счетов-фактур налогоплательщик представил журнал полученных счетов-фактур за 2005 год.

Суд первой инстанции правильно установил, что имеющиеся неточности при заполнении книг покупок за налоговый период февраль - декабрь 2005 года являются техническими ошибками, возникшие в результате формирования книг покупок машинным способом и использованием бухгалтерской программы. Данные технические ошибки, не привели к неправильному исчислению НДС в спорных периодах, занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, возмещению из бюджета.

Кроме того, представленные счета-фактуры, акты выполненных работ и платежные поручения позволяют идентифицировать показатели книг покупок и представленных документов.

Вышеуказанные недостатки не оказали влияния на полноту и достоверность содержащихся в спорных счета-фактурах сведений о совершенных операциях.

Неправильное заполнение книг покупок при возможности идентификации зарегистрированных и представленных счетов-фактур, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ошибки в заполнении книг покупок не привели к неуплате налога, двойному предъявлению НДС к вычету по одним и тем же счетам-фактурам. Данных о двойном предъявлении НДС к вычету по одним и тем же счетам-фактурам налоговый орган не приводит.

В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на неправомерность заполнения некоторых позиций счетов-фактур комбинированным способом.

По мнению налогового органа, заполнение счетов-фактур от руки, например, таких как номер и дата акта выполненных работ, номер и дата платежного поручения, является основанием для отказа в возмещении НДС.

Как правильно установлено судом первой инстанции, спорные счета-фактуры соответствуют положениям ст. 169 НК РФ, все обязательные реквизиты, установленные
п. 5 и п. 6 ст. 169 НК РФ обществом соблюдены. Несмотря на то, что некоторые сведения заполнены от руки, это, не является исправлением, наличие сведений, внесенных в счета-фактуры от руки, не может являться основанием для отказа в вычете по НДС.

В соответствии с п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 914 от 02.12.2000, счета-фактуры, заполненные частично с помощью компьютера, частично от руки, но соответствующие установленным нормам заполнения, могут регистрироваться в книге покупок.

Заинтересованное лицо в апелляционной жалобе необоснованно ссылается на несоответствие показателей (строк, граф) уточненных налоговых деклараций по НДС по следующим основаниям.

Представленные уточненные налоговые декларации по НДС за налоговые период февраль - декабрь 2005 года составлены в соответствии с налоговым законодательством, каких-либо существенных нарушений при заполнении разделов и граф при исследовании судом не установлено.

Из сопоставимости спорных счетов-фактур с актами выполненных работ и платежными поручениями (выписками) по товарным, количественным, суммовым позициям, фактическое приобретение товаров (работ, услуг) с учетом НДС представляется возможным идентифицировать показатели книги покупок и представленных документов.

Кроме того, вышеуказанные недостатки не оказали влияние на полноту и достоверность содержащихся в спорных счетах-фактурах сведений о совершенных налогоплательщиком хозяйственных операциях и их участниками.

Из п. 3 ст. 169 НК РФ не следует, что неправильное заполнение книг покупок при возможности идентификации зарегистрированных и представленных счетов-фактур, является основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов при наличии правильно оформленных подтверждающих документов, (счетов-фактур, актов и платежных поручений).

В уточненных налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость за налоговые периоды февраль - декабрь 2005 год разделы (графы) деклараций “Расчет“ и “Вычеты“ заполнены правильно.

Ошибки, на которые ссылается инспекция, суд правомерно признал техническими ошибками, кроме того, занижение (или увеличение) налогооблагаемой базы по НДС не установлено.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налогоплательщик подтвердил право на возмещение суммы НДС по уточненным налоговым декларациям за февраль - декабрь 2005 года в сумме 845 940 руб. В связи с чем, требование заявителя об обязании возместить НДС в сумме 845 940 руб. путем возврата на расчетный счет правомерно удовлетворено.

В силу п. 6 ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

В соответствии с п. 7 ст. 176 НК РФ решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в том же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Таким образом, в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ срок возврата НДС включает в себя три месяца на проведение камеральной налоговой проверки (ст. 88, п. 1 ст. 176 НК РФ); семь дней на вынесение решения налоговым органом (п. 2, п. 7 ст. 176 НК РФ); пять дней на осуществление органом Федерального казначейства возврата налога (п. 8 ст. 176 НК РФ).

В соответствии с п. 10 ст. 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой принято решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

Заявитель представил в налоговый орган письменное заявление на возврат налога 06.06.2008.

Период начисления процентов с 20.06.2008 по 22.09.2009 и расчет процентов судом определен правильно.

В связи с тем, что общество не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, требования заявителя об обязании начислить и уплатить проценты в сумме 135 138 руб. подлежат удовлетворению.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству, судом полно и всесторонне исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно.

Оснований для отмены решения суда нет.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2010 по делу N А40-87090/09-109-443 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:

М.С.САФРОНОВА

Судьи:

Е.А.СОЛОПОВА

Л.Г.ЯКОВЛЕВА