Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2010 по делу N А60-2697/2010-С10 В удовлетворении требования о признании незаконным исключения производственного кооператива из единого государственного реестра юридических лиц отказано, поскольку не представлены доказательства осуществления кооперативом какой-либо предпринимательской деятельности, заявления от заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из реестра, в течение предусмотренного законом срока в регистрирующий орган не поступили.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 мая 2010 г. по делу N А60-2697/2010-С10

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 17 мая 2010 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.М. Классен при ведении протокола судебного заседания судьей Н.М. Классен рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Ф.И.О. br>
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области

о признании незаконными решений и действий государственного органа,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: А.А. Сидоров, паспорт <...>;

от заинтересованного лица: И.В. Кузнецова, доверенность N 2 от 11.01.2010.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Член производственного
кооператива “Ритм“ (далее - ПК “Ритм“, Кооператив) Сидоров Анатолий Александрович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к регистрирующему органу о признании незаконным исключения 07.06.2008 Производственного кооператива “Ритм“ из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица на основании ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Заинтересованное лицо считает заявленные требования неправомерными, просит в их удовлетворении отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области 15.02.2008 принято решение N 4 о предстоящем исключении Производственного кооператива “Ритм“ из Единого государственного реестра юридических лиц. Названное решение опубликовано в журнале “Вестник государственной регистрации“ от 20.02.2008 N 7.

В связи с тем, что в течение установленного ч. 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ срока (3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении) заявлений от заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (в том числе от ПК “Ритм“) в регистрирующий орган не поступило, 07.06.2008 в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 2076600002763 о том, что ПК “Ритм“ фактически прекратил деятельность и исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявитель, считая исключение ПК “Ритм“ из ЕГРЮЛ незаконным, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.

Заявитель полагает, что ПК “Ритм“ снято с учета в налоговом органе необоснованно, кроме того, регистрирующим органом не соблюден порядок ликвидации юридического лица.

Заинтересованное лицо считает требования заявителя безосновательными, поскольку решения и действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N
11 по Свердловской области полностью соответствуют Федеральному закону от 08.08.2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону
или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно представленным заинтересованным лицом справкам межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области от 14.02.2008 N 1 ПК “Ритм“ в течение 12 месяцев не предоставляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, кроме того, отсутствовали сведения об открытых ПК “Ритм“ банковских счетах. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.

В силу ч. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ при наличии одновременно указанных выше признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Такое решение N 4 принято межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области 15.02.2008.

На основании ч. 3 названной статьи решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в
органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Решение от 15.02.2008 N 4 опубликовано в журнале “Вестник государственной регистрации“ от 20.02.2008 N 7, одновременно с решением о предстоящем исключении ПК “Ритм“ из Единого государственного реестра юридических лиц опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений заинтересованных лиц с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В соответствии с ч. 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Поскольку ни ПК “Ритм“, ни иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение предусмотренного законом срока по указанному регистрирующим органом адресу не обратились, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области принято решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических
лиц.

Из вышеизложенного следует, что решения и действия заинтересованного лица по исключению недействующего юридического лица ПК “Ритм“ из единого государственного реестра юридических лиц не нарушают действующих нормативных правовых актов.

Кроме того, заявителем не представлены доказательства того, что оспариваемые решения и действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявителем не представлены доказательства осуществления Кооперативом какой-либо предпринимательской деятельности. Напротив, своим обращением в налоговый орган руководитель ПК “Ритм“ Сидоров А.А. уведомляет государственный орган о том, что деятельность юридического лица приостановлена, денежными и имущественными средствами ПК “Ритм“ не располагает, денежного оборота не имеет, счета в банке закрыты.

Такого понятия как приостановление деятельности юридического лица по собственной инициативе ни налоговое, ни гражданское законодательство не предусматривают. Отсутствие хозяйственных операций не исключает обязанность юридического лица (налогоплательщика) по представлению налоговой отчетности. Как пояснил представитель налогового органа, бухгалтерская и налоговая отчетность не представлялась ПК “Ритм“ с 2001 года, операции по банковскому счету не осуществлялись с 2001 года в связи с его закрытием.

Суд также отмечает, что процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией, несостоятельностью (банкротством).

Таким образом, доводы заявителя о том, что в данном случае в судебном процессе должны применяться ст. 61, 65 ГК РФ, а также соответствующие нормы ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, не могут быть приняты во внимание.

На основании изложенного, в удовлетворении требований Производственного кооператива “Ритм“ о признании недействительными актов органов государственной власти - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области об исключении
ПК “Ритм“ как недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, следует отказать.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

КЛАССЕН Н.М.