Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2010 по делу N А60-9718/2010-С9 Отсутствие прохождения в течение года целевого инструктажа должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 апреля 2010 г. по делу N А60-9718/2010-С9

Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2010 года

Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.А. Хомяковой при ведении протокола судебного заседания судьей С.А. Хомяковой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью “Лизинговая компания “Восход“ (ООО “Лизинговая компания “Восход“) (ИНН 6674238201; ОГРН 1076674031697)

к Межрегиональному управлению по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по УФО) (ИНН 6659118630)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя - П.С. Настин - представитель, доверенность от 17.02.2010 г.;

от заинтересованного лица - Е.В. Арбенин - консультант, доверенность от 05.02.2010 г., удостоверение N 024.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

ООО “Лизинговая компания “Восход“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Межрегионального управления по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (далее - Управление) по делу об административном правонарушении N 03-10/06 от 17.02.2010 г. о привлечении общества к административной ответственности по ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, так как поскольку Приказ Росфинмониторинга от 01.11.2008 г. N 256 вступил в силу с 17.02.2008 г., то целевой инструктаж специального должностного лица правомерно запланирован обществом на 2010 год. Кроме того, заявитель ссылается на то, что хотя должностное лицо Таланова С.В. проработала в течение 2009 года и при этом не проходила целевого инструктажа, но поскольку обществом 08.02.2010 г. принят по совместительству Гайсин Э.Р., который в июле 2009 г. прошел целевой инструктаж, то отсутствует вменяемый обществу состав правонарушения.



МРУ Росфинмониторинга по УФО представило отзыв, заявленные требования не признало, ссылаясь на наличие состава правонарушения в действиях заявителя, а также на отсутствие процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности.

Определением суда от 31.03.2010 г. рассмотрение дела отложено на 12 часов 14.04.2010 г.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

На основании приказа от 13.01.2010 г. N 8 должностными лицами МРУ Росфинмониторинга по УФО проведена проверка ООО “Лизинговая компания “Восход“ по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По результатам проверки составлен акт N 3 от 03.02.2010 г.

В ходе проверки установлено неисполнение обществом внутреннего контроля в части организации обучения должностного лица и отсутствия программы обучения на 2009 год; обществом нарушены требования п. 9 раздела 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 г. N 256 (специальное должностное лицо организации не прошло в 2009 году целевой инструктаж).

Указанные факты были квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.27 КоАП РФ, о чем 05.02.2010 г. составлен протокол, по результатам рассмотрения которого постановлением руководителя МРУ Росфинмониторинга по УФО от 17.02.2010 г. N 03-10/06 ООО “Лизинговая компания “Восход“ привлечено к ответственности по данной статье и на него наложен штраф в размере 50000 руб.

Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Судом установлено, что видами деятельности ООО “Лизинговая компания “Восход“ являются лизинговая деятельность (финансовый лизинг); предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, в связи с чем, общество, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и должно исполнять обязанности, предусмотренные ст. 7 указанного закона.

Как следует из материалов дела, приказом 1-ле от 20.12.2007 г. назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля и программ его осуществления - Таланова С.В.

В соответствии с приказом от 18.02.2009 г. генеральным директором общества установлено специальному должностному лицу обеспечить целевой инструктаж в срок до 17.02.2010 г. (п. 3).

Однако в 2009 году лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, - Таланова С.В. обучение по утвержденной программе целевого инструктажа не проходила, тем самым требования п. 3 приказа от 18.02.2009 г. не были исполнены.

План-график обучения сотрудников и программа обучения составлены на 2010 год приказом общества от 29.01.2010 г. Согласно плану-графику в 2010 году целевой инструктаж запланирован по срокам проведения до мая - июня 2010 года.

Приказом от 08.02.2010 г. специалистом по финансовому мониторингу с окладом 1000 руб. принят Гайсин Э.Р., у которого имеется свидетельство от 21.07.2009 г. о прохождении обучения в форме целевого инструктажа по программе “Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом“.

В соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.



Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“.

В силу п. 2 ст. 7 указанного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 715 “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ предусмотрено, что к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей “Экономика и управление“, либо по специальности “Юриспруденция“, относящейся к группе специальностей “Гуманитарные и социальные науки“, подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 г. N 715.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 г. N 715 “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Росфинмониторингом, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Росфинмониторингом по согласованию с ФСФР России.

Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 г. N 256 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2009 N 13222) (далее - Положение).

Согласно п. 2 Положения руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

В соответствии с п. 3 Положения в перечень, предусмотренный п. 2 Положения, организацией (за исключением организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами) включаются следующие работники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации;

в) заместитель руководителя организации (филиала);

г) должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо);

д) главный бухгалтер организации (филиала) при наличии должности в штате организации или филиала либо работник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;

е) работники юридического подразделения организации (филиала), юрист, при наличии;

ж) работники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;

з) иные работники организации (филиала) с учетом особенности деятельности организации и ее клиентов.

Пунктом 5 Положения установлено, что обучение в организации проводится в следующих формах:

а) вводный инструктаж;

б) плановый инструктаж;

в) внеплановый инструктаж;

г) участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (далее - целевой инструктаж);

д) самостоятельное изучение работником законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативно-правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.

Целевой инструктаж (в соответствии с пп. “г“ п. 5 Положения) для специальных должностных лиц в организациях проводится не реже одного раза в год, для специальных должностных лиц в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, - не реже двух раз в год, а для иных работников организаций - не реже одного раза в три года (п. 9 Положения).

Согласно п. 10 Положения программа обучения разрабатывается с учетом требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

На основании программы обучения организация должна разработать план-график реализации программы обучения на очередной календарный год (п. 13 Положения).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Положении о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденном Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256, раздел П отсутствует, имеется в виду раздел II.

В силу требований п. 15 Положения план-график определяется организацией для каждого указанного в пунктах 3 и 4 настоящего Положения работника организации, исходя из занимаемой им должности, уровня его квалификации и должностных обязанностей, а также при соблюдении требований раздела П настоящего Положения.

Пунктом 16 Положения установлено, что план-график утверждается руководителем организации не позднее 31 января текущего года. При необходимости в течение года в план могут быть внесены изменения, которые также утверждаются руководителем организации.

В соответствии с п. 18 Положения проверка знаний и навыков в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится регулярно, но не реже одного раза в год.

Учитывая изложенное, лизинговые компании, обязаны обучать своих сотрудников противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в вышеуказанном порядке, и за невыполнение данной обязанности предусмотрена ответственность по ст. 15.27 КоАП РФ.

Довод заявителя об отсутствии обязанности у общества в 2009 году обеспечить проведение инструктажа специального должностного лица, является не состоятельным, поскольку требование Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 г. N 256, вступившего в силу с 17.02.2009 г., распространяется на весь 2009 год, без учета срока, установленного п. 16 раздела 3 указанного Положения, а, начиная с 2010 года, план-график реализации программы обучения должен разрабатываться и утверждаться в срок, установленный п. 16 Положения (до 31.12.2010 г.). Указанное следует и из пункта 4 Информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу N 3 от 11.08.2009 г.

В связи с отсутствием плана-графика реализации программы обучения на текущий 2009 год обществу невозможно было обеспечить организацию надежной работы по выявлению сомнительных сделок.

Поскольку Таланова С.В., назначенная должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля, в течение всего 2009 года не прошла целевой инструктаж (не приобрела необходимые навыки), несмотря на то, что приказом общества от 18.02.2009 г. установлено специальному должностному лицу обеспечить целевой инструктаж в срок до 17.02.2010 г. (п. 3), деятельность по выявлению сомнительных сделок осуществлялась в 2009 году не Ф.И.О. что указывает на недостаточную работу в рамках организации внутреннего контроля общества, а также является нарушением внутреннего контроля.

Кроме того, суд отмечает, что на момент вынесения обжалуемого постановления от 17.02.2010 г. (т.е. спустя год с момента вступления в силу Приказа N 256) обществом не представлено доказательств прохождения должностным лицом Талановой С.В. целевого инструктажа в соответствии с установленными требованиями.

Таким образом, отсутствие прохождения в течение 2009 г. целевого инструктажа должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, в связи с чем, общество обоснованно привлечено к административной ответственности.

Довод заявителя об отсутствии события правонарушения со ссылкой на то, что приказом от 08.02.2010 г. специалистом по финансовому мониторингу с окладом 1000 руб. принят Гайсин Э.Р., у которого имелось свидетельство от 21.07.2009 г. о прохождении обучения в форме целевого инструктажа по программе “Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом“, судом не принимается в связи с тем, что указанный факт только подтверждает то обстоятельство, что в 2009 году, а также и на момент составления протокола об административном правонарушении от 05.02.2010 г. отсутствовало должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и прошедшее целевой инструктаж в соответствии с требованиями приказа N 256.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина заявителя в совершении указанного правонарушения установлена административным органом при вынесении оспариваемого постановления и подтверждается материалами дела.

Суду не представлено доказательств того, что заявителем предпринимались все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения.

Таким образом, вывод МРУ Росфинмониторинга по УФО о наличии вины ООО “Лизинговая компания “Восход“ в совершении указанного правонарушения является обоснованным.

Суд считает, что административным органом при определении меры наказания учтено отсутствие отягчающих вину обстоятельств, в связи с чем, обществу правомерно определена минимальная мера наказания.

Также суд, учитывая конкретные обстоятельства совершения заявителем данного правонарушения, считает, что отсутствуют основания для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.

Судом не выявлено грубых процессуальных нарушений со стороны административного органа при привлечении общества к административной ответственности, срок привлечения к ответственности соблюден.

При таких обстоятельствах, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая их в совокупности, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, излишне уплаченная заявителем пошлина подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Возвратить из федерального бюджета ООО “Лизинговая компания “Восход“ (ИНН 6674238201; ОГРН 1076674031697) государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную платежным поручением N 72 от 12.03.2010 г.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ХОМЯКОВА С.А.