Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 N 09АП-19967/2010-ГК по делу N А40-177266/09-157-1265 Заявление о признании права федеральной собственности на помещение в здании удовлетворено правомерно, поскольку государственная регистрация права собственности города на спорное здание была осуществлена в нарушение нормативно-правовых актов, а также законных прав и интересов Российской Федерации.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2010 г. N 09АП-19967/2010-ГК

Дело N А40-177266/09-157-1265

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Левченко Н.И.,

судей Валиева В.Р., Расторгуева Е.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Салахетдиновым Р.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

апелляционную жалобу Правительства г. Москвы

на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2010 года

по делу N А40-177266/09-157-1265, принятое судьей Г.С. Александровой,

по иску ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом

к Правительству г. Москвы

третьи лица: ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве“, Управление Росреестра по г. Москве

о признании права собственности

при участии представителей:

истца:
Бухарев А.Ф. - доверенность N 22-02/19273 от 03.11.2009

ответчик: извещен, представитель не явился.

третьего лица: Лешик Д.Я. - доверенность N 1 от 14.01.2010

установил:

территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - ТУ ФАУГИ, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Правительству города Москвы (далее - Правительство г. Москвы, ответчик) о признании права федеральной собственности на помещение в здании по адресу: г. Москва, Солнцевский проспект, д. 9, общей площадью 181 кв. м.

Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Федеральное государственное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве“, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по г. Москве).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2010 года исковые требования удовлетворены, суд признал право федеральной собственности на помещение в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Солнцевский проспект, д. 9, общей площадью 181 кв. м.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Правительство г. Москвы подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение от 22.06.2010 и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на правомерную регистрацию права собственности города Москвы на спорные помещения.

Представитель истца, явившийся в судебное заседание, против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Правительство г. Москвы и Управление Росреестра по Москве в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом.

Представитель ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве“, явившийся в судебное заседание, против доводов апелляционной жалобы возражал, просил
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Правительства г. Москвы и Управления Росреестра по Москве.

Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, выслушав представителей истца и третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда от 22.06.2010 не имеется на основании следующего.

Из материалов дела следует, что помещения в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Солнцевский проспект, д. 9, общей площадью 181 кв. м являются объектом санитарно-эпидемиологической службы.

Московским городским отделом нежилых помещений санитарно-эпидемиологической службы Солнцевского района был выдан ордер N 040299 от 04.02.1985 на право занятия конторского помещения, находящегося на 1 этаже здания, расположенного по адресу: г. Москва, Солнцевский пр-кт д. 9.

Согласно приказу Главного управления здравоохранения Исполкома Мосгорсовета народных депутатов от 18.03.1991 N 105 с 01.04.1991 санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) переданы в состав Городской СЭС с передачей всех материальных ценностей СЭС с баланса Управлений и Отделов здравоохранения на баланс Городской СЭС.

Во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 01.07.1991 N 375 “О государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР“ приказом Санитарно-эпидемиологической службы города Москвы от 24.09.1991 N 46-лс предписано реорганизовать 33 районные СЭС, преобразовав их в 33 районных центра государственного санэпиднадзора и реорганизовать 33 районных центра Госсанэпиднадзора в 10 Центров Госсанэпиднадзора административных округов Москвы; главным врачам районных Центров санэпиднадзора произвести списание и инвентаризацию материальных ценностей и передать по акту передачи здания, сооружения, оборудование, инвентарь - учреждению-правопреемнику.

Согласно Распоряжению
Правительства РФ N 23-р от 13.01.2005 в целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, было создано 90 федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору, путем реорганизации в форме слияния 2218 федеральных государственных учреждений - центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Перечню согласно Приложению.

В соответствии с пунктом 5 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической службы отнесены исключительно к федеральной собственности.

Из устава Федерального государственного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве“ усматривается, что оно создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 N 23-р путем слияния федеральных государственных учреждений, в том числе десяти центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора административных округов города Москвы и является их правопреемником.

Согласно статьям 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектами права государственной собственности является Российская Федерация либо субъект Российской Федерации, субъектом права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности, к собственности субъектов Российской Федерации и к муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства г. Москвы N 868 от 16.09.1993 “О порядке управления недвижимостью (зданиями, сооружениями, нежилыми помещениями) в Москве объекты недвижимости, находящиеся на балансе предприятий (организаций), относятся к тому уровню собственности, к которому относится балансодержатель.

В настоящее время в соответствии со статьей
48 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемое органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и учреждениями, обеспечивающими их деятельность, для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обязанность по обеспечению имуществом таких предприятий и закреплению данного имущества за предприятиями СЭС на определенном вещном праве в соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 N 23-р возложена на Росимущество и его территориальные органы.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права, спорный объект зарегистрирован на праве собственности за городом Москвой по адресу, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.10.2002 внесена запись регистрации N 77-01/08-479/2002-865.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона “О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним“ N 122-ФЗ от 21.07.1997, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество. Зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке, что означает оспаривание оснований возникновения права другого
лица.

Государственная регистрация в виде внесения записи в ЕГРП на недвижимость и сделок с ним не является самостоятельным правовым основанием возникновения, изменения, прекращения права на недвижимое имущество в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество перечислены также и в статье 17 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Согласно положениям части 1 статьи 288 и части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как правомерно установлено судом первой инстанции спорное помещение расположенное в здании по адресу: г. Москва, Солнцевский проспект, д. 9 является федеральной собственностью в силу прямого указания на такие объекты в Приложении N 1 к Постановлению ВС РФ N 3020-1 от 27.12.1991.

На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств того, что спорное имущество в установленном законом порядке выбыло из федеральной собственности в собственность города Москвы, в
материалы дела не представлено.

На основании вышеуказанного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что государственная регистрация права собственности города Москвы на спорное здание (свидетельство от 26.02.2006 N 77-01/08-479/2002-865) была осуществлена в нарушение указанных выше нормативно-правовых актов, а также законных прав и интересов Российской Федерации.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи, с чем апелляционная жалоба Правительства г. Москвы является необоснованной и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2010 года по делу N 177266/09-157-1265 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства г. Москвы - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья

Н.И.ЛЕВЧЕНКО

Судьи

В.Р.ВАЛИЕВ

Е.Б.РАСТОРГУЕВ