Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2010 по делу N А60-10905/2010-С10 В удовлетворении заявления о привлечении предприятия к ответственности по части 2 ст. 14.1 КоАП РФ за сбор, транспортировку и размещение опасных отходов без наличия лицензии отказано, поскольку предприятие на территории муниципального образования является единственным по оказанию спорных услуг, вред, причиненный охраняемым общественным отношениям, является менее значительным, чем предотвращенный вред от неблагоприятных последствий экологического загрязнения населенного пункта.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 апреля 2010 г. по делу N А60-10905/2010-С10

Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2010 года

Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.А. Кравцовой, при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Прокурора г. Нижней Салды

к Муниципальному унитарному предприятию “Чистый город“ (ОГРН 1096607000599)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании

от заявителя: Е.М. Богданов, помощник прокурора, удостоверение.

от заинтересованного лица: Замураев В.Л., паспорт, директор, распоряжение N 44 лс от 18.02.2010.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Прокурор г. Нижней Салды (далее - заявитель, прокурор) просит привлечь Муниципальное унитарное предприятие “Чистый город“ (далее - заинтересованное лицо, предприятие) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Заявитель поддерживает требования.

Заинтересованное лицо ссылается на то, что предприятие создано в декабре 2009 года и занимается вывозом ТБО от населения и организации, вывоз опасных отходов (1 - 4 классов опасности) не осуществляет. Документы для получения лицензии на деятельность, связанную со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, размещением опасных отходов, находятся в стадии подготовки.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд

установил:

В ходе проведенной заявителем проверки установлено, что предприятие осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и размещению опасных отходов без наличия лицензии на указанный вид деятельности.

По данному факту прокурором вынесено 19.03.2010 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, затем прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...п. 9 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“...“ имеется в виду “...ст. 9 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“...“.

В силу п. 74 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, п. 9 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ N 89-ФЗ от 24.06.1998 подлежит обязательному лицензированию деятельность, связанная со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, размещением опасных отходов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ N 89-ФЗ от 24.06.1998 отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно ст. 4.1 Федеральному закону “Об отходах производства и потребления“ N 89-ФЗ от 24.06.1998 отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Министерства Природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002. N 786, составлен перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду.

Тринадцатизначный код определяет вид, отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, при этом девятая и десятая цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы (например, 1 - твердые отходы), одиннадцатая и двенадцатая цифры - опасных свойств и их комбинаций (например, 1 - токсичность, 2 - взрывоопасность), тринадцатая - класса опасности (1 - первый класс опасности, 2 - второй класс опасности, 3 - третий класс опасности, 4 - четвертый класс опасности, 5 - пятый класс опасности, 0 - класс опасности не определен).

Понятие “твердые бытовые отходы“ обозначает агрегатное состояние (твердые) и происхождения отходов (образуются в результате жизнедеятельности людей, в отличие от промышленных отходов).

В соответствии с вышеназванным Федеральным классификационным каталогом отходов, к непромышленным твердым отходам, являющиеся отходам 4 - 5 класса опасности, относятся в частности,

- “отходы от жилищ“ (код 91100000 00 00 0), которые включают в себя отходы 4 - 5 класса опасности;

- “отходы из жилищ несортированные“ (91100100 01 00 4, четвертый класс опасности);

- “отходы от жилищ крупногабаритные“ (91100200 01 00 5, пятый класс опасности) и т.п.

Таким образом, твердые бытовые отходы, образующиеся от населения и организаций, также могут, представлять опасность, и относятся согласно классификации к определенному классу опасности. Соответственно на осуществление деятельности по сбору, транспортировки, размещению таких бытовых отходов требуется лицензия.

Как следует из материалов дела, предприятие создано в соответствии с постановлением Администрации городского округа Нижняя Салда N 934 от 03.11.2009 в целях реализации вопросов местного значения, в том числе организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании договора N 60-с/ю 14.12.2009, заключенного с ООО “Нижнесалдинская Управляющая компания “Жилой дом“ предприятие осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, а именно вывоз твердых бытовых отходов не реже двух раз в месяц (п. 1.2 договора). Объектами заказчика являются жилые дома.

В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Заинтересованное лицо, будучи единственным предприятием на территории соответствующего муниципального образования, оказывающим соответствующие услуги, было вынуждено приступить к выполнению своих непосредственных обязанностей по вывозу отходов. В противном случае (при приостановлении данной деятельности до получения лицензии) неизбежно наступили бы неблагоприятные последствия экологического загрязнения населенного пункта. Соответственно, осуществление деятельности без лицензии в рассматриваемом случае привело к устранению опасности, угрожающей здоровью населения, эпидемиологическому и экологическому благополучию. Вред, причиненный охраняемым общественным отношениям, является менее значительным, чем предотвращенный вред.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что рассматриваемое деяние совершено предприятием в состоянии крайней необходимости, что в силу п. 3 ст. 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных Прокурором г. Нижней Салды требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

КРАВЦОВА Е.А.