Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.04.2010 по делу N А60-11499/2010-С6 В удовлетворении требований об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ отказано, поскольку установлено нарушение в стационарном отделении медико-социальной реабилитации санитарно-эпидемиологических требований при организации питания больных, что создает угрозу охраняемым отношениям, основания для применения норм о малозначительности отсутствуют.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2010 г. по делу N А60-11499/2010-С6

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой

при ведении протокола судебного заседания судьей Н.В. Гнездиловой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного областного учреждения социального обслуживания населения “Комплексный центр социального обслуживания населения Пригородного района“

к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе

об оспаривании постановления о назначении административного наказания

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Шелудяева Л.В., представитель, доверенность N 14 от 08.04.2010; Пермякова Е.И., директор;

от заинтересованного лица - Ромуз Ж.В., представитель, доверенность от 30.03.2010 N 05-28/202;

Лицам, участвующим в деле разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

ГОУ социального обслуживания населения “Комплексный центр социального обслуживания населения Пригородного района“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе N 14/74 от 19.03.2010 о назначении административного наказания.



Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд

установил:

В период с 09.02.2010 по 03.03.2010 должностными лицами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе на основании распоряжения N 06-23-01/112 проведена проверка ГОУ социального обслуживания населения “Комплексный центр социального обслуживания населения Пригородного района“ по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства.

Проверка проводилась на объекте - стационарное отделение медико-социальной реабилитации, расположенном по адресу: Свердловская область, Пригородный район, п. Новоасбест, ул. Ленина, 9.

В ходе проверки были выявлены факты нарушения обществом требований п. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (п.п. 5.1, 5.2, 5.6, 6.10, 7.29, 8.19, 9.1), СанПиН 2.1.3.1375-03 Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров (п.п. 12.4., 12.6., 12.7., 12.12, 12.15, 12.18), а именно:

1. Пищевые продукты поступающие на пищеблок не сопровождаются документами безопасности (производится приемка продуктов питания без документов безопасности - крупы в ассортименте, сыр голландский, рыба горбуша, мясо говядина, на часть продуктов питания представлены документы безопасности в виде ксерокопий не заверенных печатью держателя подлинника и указанием адреса и телефона нахождения оригиналов документов).

2. Производится приемка продуктов питания без документов безопасности - крупы в ассортименте, сыр голландский, рыба горбуша, мясо говядина, на часть продуктов питания представлен документы безопасности в виде ксерокопий не заверенных печатью держателя подлинника и указанием адреса и телефона нахождения оригиналов документов.

3. Не организовано диетическое питание.

4. Для транспортировки готовой пищи в буфеты-раздатки используется посуда, не предназначенная для этой цели (используется кухонная посуда, предназначенная для приготовления пищи).

5. Отсутствует помещение для мытья кухонной посуды из отделения.

6. В моечных отделениях отсутствуют инструкции по применению моющего средства (селена) с указанием концентрации и объемов применения моющего средства для обработки посуды.

7. Объемно-планировочные решения не предусматривают соблюдение поточности технологического процесса (производится приготовление выпечки в горячем цехе).

8. Набор и площади помещений не соответствует мощности организации и не обеспечивают соблюдение требований санитарного законодательства (отсутствует мучной цех для приготовления выпечки).

9. Стены в складском помещении требуют ремонта (облупившаяся побелка, покраска)



10. Для приготовления пищи используется посуда со сколами, деформированная, с поврежденной эмалью.

11. Маркировочный ярлык каждого тарного места не сохраняется до окончания реализации продукта (отсутствуют ярлыки на крупяные изделия, сыр голландский, мясо говядины).

12. Обработка яйца осуществляется дезинфицирующим средством (Део-хлор), не разрешенным для этих целей (в инструкции не предусмотрено применение Део-хлора для обработки яйца).

13. Журнал оценки качества готовой продукции ведется не по установленной форме требований санитарных правил, а именно: не указывается время изготовления продукта и время разрешения продукта на раздачу, название блюд.

Нарушения зафиксированы в акте проверки от 03.03.2010.

Копия акта 03.03.2010 получена директором Пермяковой Е.И., которая также извещена о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.

04.03.2010 в отношении ГОУ социального обслуживания населения “Комплексный центр социального обслуживания населения Пригородного района“ составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Копия протокола вручена представителю заявителя по доверенности N 9-2010 от 04.03.2010 - Шелудяковой И.В.

Определением от 04.03.2010 ГОУ социального обслуживания населения “Комплексный центр социального обслуживания населения Пригородного района“ уведомлено о дате, месте и времени рассмотрения материалов административного дела (19.03.2010, 14 час. 30 мин.). Копия определения получена заявителем 06.03.2010 согласно уведомлению о вручении, имеющемуся в материалах дела.

19.03.2010 И.о. Главного государственного санитарного врача по городу Нижний Тагил и Пригородному району Огневым Ю.М. в присутствии директора ГОУ социального обслуживания населения “Комплексный центр социального обслуживания населения Пригородного района“ Пермяковой Е.И. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 14/74 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат исходя из следующего.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.

В соответствии с п. 5.1, 5.2 СП 2.3.6.1079-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья“ объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

На доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится.

Набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм.

В нарушение названных норм объемно-планировочные решения не предусматривают соблюдение поточности технологического процесса (производится приготовление выпечки в горячем цехе), набор и площади помещений не соответствует мощности организации и не обеспечивают соблюдение требований санитарного законодательства (отсутствует мучной цех для приготовления выпечки).

Как следует из пояснений заинтересованного лица, весь процесс приготовления мучных изделий от замеса теста до выхода готовой продукции производится на одном столе. Готовая продукция (первые блюда, гарниры, мясные изделия и т.д. проносятся через стол для приготовления выпечки, а тесто является сыром продуктов, тем самым не исключен перекрест сырой и готовой продукции в горячем цехе).

Согласно п. 5.6. СП 2.3.6.1079-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья“ стены и потолки складских помещений оштукатуриваются и белятся. Стены на высоту не менее 1,7 м окрашиваются влагостойкими красками для внутренней отделки.

В результате проверки установлено, что стены в складском помещении требуют ремонта (облупившаяся побелка, покраска).

Заявителем в материалы дела представлены фотографии складского помещения, вместе с тем указанные фотографии не отражают полной картины состоянии складского помещения. Нет снимков углов склада, входа системы водоснабжения в складское помещение, а также нижней части стен.

В силу п. 6.10. СП 2.3.6.1079-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья“ посуду с трещинами, сколами, отбитыми краями, деформированную, с поврежденной эмалью не используют.

В нарушение указанного требования для приготовления пищи используется посуда со сколами, деформированная, с поврежденной эмалью.

Возражений по указанному нарушению заявителем не представлено.

В соответствии с п. 7.29. СП 2.3.6.1079-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья“ маркировочный ярлык каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции следует сохранять до полного использования продукта.

В ходе проверки установлено, что маркировочный ярлык каждого тарного места не сохраняется до окончания реализации продукта (отсутствуют ярлыки на крупяные изделия, сыр голландский, мясо говядины).

Согласно п. 8.19. СП 2.3.6.1079-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья“ обработка яйца, используемого для приготовления блюд, осуществляется в отведенном месте в специальных промаркированных емкостях в следующей последовательности: теплым 1 - 2-процентным раствором кальцинированной соды, 0,5-процентным раствором хлорамина или другими разрешенными для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, после чего ополаскивают холодной проточной водой. Чистое яйцо выкладывают в чистую промаркированную посуду.

В нарушение названной нормы обработка яйца осуществляется дезинфицирующим средством (“Део-хлор“), не разрешенным для этих целей (в инструкции не предусмотрено применение Део-хлора для обработки яйца).

В силу п. 9.1. СП 2.3.6.1079-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья“ ежедневно проводится оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий. При этом указывается время изготовления продукта, его наименование, результаты органолептической оценки, включая оценку степени готовности, время разрешения на раздачу (реализацию) продукции, Ф.И.О. изготовителя продукции, Ф.И.О. проводившего органолептическую оценку.

В ходе проверки установлено, что журнал оценки качества готовой продукции ведется не по установленной форме требований санитарных правил, а именно: не указывается время изготовления продукта и время разрешения продукта на раздачу, название блюд.

В соответствии с п. 12.4, 12.6 СанПиН 2.1.3.1375-03 Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий годности (хранения) продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца срока годности (хранения) продукта. Для контроля за качеством поступающей продукции и сроков ее годности (хранения) проводится органолептическая оценка и делается запись в журнале бракеража продукции.

В целях предупреждения возникновения инфекционных заболеваний и отравлений среди пациентов лечебного учреждения не допускается принимать:

- продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;

- продовольственное сырье и пищевые продукты с истекшими сроками годности, признаками порчи и загрязнения; подмоченные продукты в мягкой таре (мука, крупа, сахар и другие продукты);

- крупу, муку, сухофрукты, продукты, зараженные амбарными вредителями, а также загрязненные механическими примесями;

- овощи, фрукты, ягоды с наличием плесени и признаками гнили;

- мясо и субпродукты сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;

- мясо и яйца водоплавающей птицы (утки, гуси);

- непотрошеную птицу;

- кровяные и ливерные колбасы;

- яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой “тек“, “бой“, а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;

- консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные консервы, “хлопуши“, банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;

В нарушение вышеперечисленных норм пищевые продукты поступающие на пищеблок не сопровождаются документами безопасности (производится приемка продуктов питания без документов безопасности - крупы в ассортименте, сыр голландский, рыба горбуша, мясо говядина, на часть продуктов питания представлены документы безопасности в виде ксерокопий не заверенных печатью держателя подлинника и указанием адреса и телефона нахождения оригиналов документов). Кроме того, производится приемка продуктов питания без документов безопасности - крупы в ассортименте, сыр голландский, рыба горбуша, мясо говядина, на часть продуктов питания представлен документы безопасности в виде ксерокопий не заверенных печатью держателя подлинника и указанием адреса и телефона нахождения оригиналов документов.

Как следует из заявления и пояснений представителей учреждения, за указанные выше нарушения привлечена к ответственности заведующая складом Тимофеева Н.М. постановлением от 16.02.2010 г. N 14/44., что исключает, по мнению заявителя, привлечение к ответственности юридического лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое, лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Согласно п. 12.7. СанПиН 2.1.3.1375-03 Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров при составлении меню-раскладок должны учитываться основные принципы составления меню диет, а также нормы питания на одного больного в установленном порядке.

Питание больных должно быть разнообразным и соответствовать лечебным показаниям по химическому составу, пищевой ценности, набору продуктов, режиму питания.

При разработке планового меню, а также в дни замены продуктов и блюд должен осуществляться подсчет химического состава и пищевой ценности диет.

В ходе проверки выявлен факт отсутствия организации диетического питания в столовой учреждения.

Организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий (Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, Утверждена Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 N 330)..

Питание больных должно быть разнообразным и соответствовать лечебным показаниям по химическому составу, пищевой ценности, набору продуктов, режиму питания. При разработке планового меню, а также в дни замены продуктов и блюд должен осуществляться подсчет химического состава и пищевой ценности диет (п. 12.7 СанПиН 2.1.3.1375-03).

Согласно пояснениям заявителя диетическое питание учреждением не организовано в связи с отсутствием лицензии, а лицензия не получена в связи с отсутствием бюджетного финансирования.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что граждане, которым требуется диетическое питание, в отделение не принимаются, документально не подтверждена.

В силу п. 12.13. СанПиН 2.1.3.1375-03 Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров для транспортирования готовой пищи в буфетные отделения лечебного учреждения используют термосы или плотно закрывающуюся посуду. Хлеб можно транспортировать в полиэтиленовых или клеенчатых мешках, хранение хлеба в которых не разрешается.

В нарушение названной нормы для транспортировки готовой пищи в буфеты-раздатки используется посуда, не предназначенная для этой цели (используется кухонная посуда, предназначенная для приготовления пищи).

Доказательств соблюдения требований санитарных правил по транспортировке готовой пищи учреждением суду не представлено.

В соответствии с п. 12.15. СанПиН 2.1.3.1375-03 Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров на пищеблоке при экспедиции должно быть выделено помещение для мытья и хранения кухонной посуды из отделений (термоса, кастрюли, ведра и т.д.). В данном помещении не допускается мытье и хранение кухонной посуды пищеблока, а также посуды из инфекционных отделений.

В ходе проверки установлено отсутствие помещения для мытья кухонной посуды из отделения, доказательств соблюдения п. 12.15 СанПиН 2.1.3.1375-03 заявителем суду также не представлено.

В силу п. 12.18. СанПиН 2.1.3.1375-03 Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров для обработки посуды необходимо использовать моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в лечебных учреждениях в установленном порядке. В моечных отделениях вывешивают инструкцию о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств.

В нарушение данного требования в моечных отделениях отсутствуют инструкции по применению моющего средства (селена) с указанием концентрации и объемов применения моющего средства для обработки посуды.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет согласно ст. 6.6 КоАП РФ наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Факт нарушения обществом требований п. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (п.п. 5.1, 5.2, 5.6, 6.10, 7.29, 8.19, 9.1), СанПиН 2.1.3.1375-03 Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров (п.п. 12.4., 12.6., 12.7., 12.12, 12.15, 12.18), а также вина учреждения подтверждается материалами дела (актом проверки от 03.03.2010, протоколом об административном правонарушении от 04.03.2010).

Таким образом, в действиях Государственного областного учреждения социального обслуживания населения “Комплексный центр социального обслуживания населения Пригородного района“ имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, у суда не имеется.

Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Статья 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесена к “Административным правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность“. Объектом охраны согласно данной статье является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Поскольку законодатель исключает возможность отступления организации питания населения от выполнения требований санитарных правил и гигиенических нормативов, а нарушение таких требований влечет ответственность за совершаемые действия, существенная угроза здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Организация питания населения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований создает угрозу охраняемым отношениям, в связи с чем основания для применения по данному делу положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

Суд считает, что административным органом мера наказания учреждению определена соразмерно содеянному, с учетом характера совершенного деяния, с учетом конкретных обстоятельств дела. Процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных Государственным областным учреждением социального обслуживания населения “Комплексный центр социального обслуживания населения Пригородного района“ требований отказать.

В соответствии с частью 5 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru“.

Судья

ГНЕЗДИЛОВА Н.В.