Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.04.2010 по делу N А601057/2010-С5 В удовлетворении требований о признании незаконными действий уполномоченного органа по постановке на кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения, об обязании исправить кадастровую ошибку отказано, поскольку заявителем не представлены сведения о конкретных границах и описание земельного участка лесного фонда, граничащего со спорным земельным участком, на момент проведения кадастрового учета.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное решение принято по делу N А60-1057/2010-С5, а не N А601057/2010-С5.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2010 г. по делу N А601057/2010-С5

Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2010 года

Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2010 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Горбашовой при ведении протокола судебного заседания судьей И.В. Горбашовой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (заявитель)

к Территориальному отделу N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов по Свердловской области (заинтересованное лицо),

3 лица:

Министерство природных ресурсов Свердловской области,

Елфимов Андрей Павлович,

Мартыненко Сергей Михайлович,

Филинков Вадим Сергеевич,

Агафонов Павел Николаевич,

ГУ СО Серовское лесничество

об оспаривании действий

при участии в заседании:

от заявителя:

А.В. Захарченко, представитель по доверенности от 19.11.2009 N Во-4755,

В.В. Булгакова, представитель по доверенности от 09.03.2010 N Во-3049,

Ю.Е. Филатова, представитель по доверенности от 02.12.2009 N Во-5539;

от заинтересованного лица:

О.Ф. Заречанская, представитель по доверенности от 05.02.2010 N 7;

от третьих лиц:

от Министерства природных ресурсов Свердловской области - А.А. Атанова, представитель по доверенности от 17.11.2009 N 06-04-7167/9;

от Филинкова В.С. - Л.А. Малышкина, представитель по доверенности от 28.02.2008 N 66 Б 039406;

от Елфимова А.П. - М.М. Банных, представитель по доверенности от 05.08.2009 N 66 Б 844562;

Мартыненко С.М. - паспорт, представитель Ю.О. Черкасская по доверенности от 05.08.2009 N 66 Б 899349;

Агафонов П.С. - паспорт.

Третье лицо ГУ СО Серовское лесничество в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Права разъяснены. Отвода суду не заявлено.

Права разъяснены. Отвода суду не заявлено.

Заявитель отозвал ранее заявленное ходатайство о привлечении третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, ОАО “Уфалейникель“. Ходатайство удовлетворено.

Третье лицо - Министерство природных ресурсов Свердловской области, заявило ходатайство о приобщении к делу письменного пояснения и документов. Ходатайство удовлетворено.

Третье лицо - Филинков заявил ходатайство о приобщении к делу документов. Ходатайство удовлетворено.

Третье лицо - Елфимов заявил ходатайство о приобщении к делу документов. Ходатайство удовлетворено.

Третье лицо - Мартыненко заявил ходатайство о приобщении к делу документа. Ходатайство удовлетворено.

Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к делу отзыва и документов. Ходатайство удовлетворено.

Согласно ч. 1 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Судом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 63:23:0102001:718 расположен не территории ГУ СО Серовское лесничество, в связи с чем, данное лицо привлечено судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

В судебном заседании 07.04.2010 объявлен перерыв до 13 час. 30 мин. 09.04.2010. После окончания перерыва заседание продолжено.

После перерыва вновь привлеченное третье лицо ГУ СО Серовское лесничество заявило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

После перерыва заявитель заявил ходатайство об уточнении требований взамен ранее заявленных и просит:

1. Признать незаконными действия Территориального отдела N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов по Свердловской области по постановке на кадастровый учет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 63:23:0102001:718, расположенного в Серовском районе в 200 м на юг от д. Еловка Новая, выразившиеся в неправильном установлении границ между земельным участком с кадастровым номером 66:23:0000000:84 (земли лесного фонда) и земельным участком с кадастровым номером 63:23:0102001:718.

2. Обязать Территориальный отдел N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов по Свердловской области исправить кадастровую ошибку, установить границу между земельным участком с кадастровым номером 66:23:0000000:84 (земли лесного фонда) и земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:23:0102001:718, расположенным в Серовском районе в 200 м на юг от д. Еловка Новая, отнеся земельный участок с кадастровым номером 66:23:0102001:745 (выделенный из земельного участка с кадастровым номером 66:23:0102001:718) к категории земель лесного фонда.

Ходатайство об уточнении требований удовлетворено частично: пункт 1 - полностью, пункт 2 удовлетворен в части обязания заинтересованного лица исправить кадастровую ошибку, установить границу между земельным участком с кадастровым номером 66:23:0000000:84 (земли лесного фонда) и земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:23:0102001:718, расположенным в Серовском районе в 200 м на юг от д. Еловка Новая. По второму пункту требование в части обязания отнести земельный участок с кадастровым номером 66:23:0102001:745 (выделенный из земельного участка с кадастровым номером 66:23:0102001:718) к категории земель лесного фонда ходатайство отклонено, поскольку данное требование является вновь заявленным и касается земельного участка, образованного после обращения заявителя в суд с заявлением; также данное требование не может являться способом устранения нарушенных прав по первоначально заявленному требованию.

Таким образом, суд рассматривает дело по следующим уточненным требованиям:

Признать незаконными действия Территориального отдела N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов по Свердловской области по постановке на кадастровый учет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:23:0102001:718, расположенного в Серовском районе в 200 м на юг от д. Еловка Новая, выразившиеся в неправильном установлении границ между земельным участком с кадастровым номером 66:23:0000000:84 (земли лесного фонда) и земельным участком с кадастровым номером 66:23:0102001:718.

Обязать Территориальный отдел N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов по Свердловской области исправить кадастровую ошибку, установить границу между земельным участком с кадастровым номером 66:23:0000000:84 (земли лесного фонда) и земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:23:0102001:718, расположенным в Серовском районе в 200 м на юг от д. Еловка Новая.

Заявитель полагает, что оспариваемые действия не соответствуют Федеральным законам “О землеустройстве“, “О федеральном земельном кадастре“, действовавшему в спорный период, ст. 69 Земельного кодекса РФ и нарушают права Российской Федерации в части наложения земельного участка, принадлежащего физическим лицам на принадлежащий РФ на праве собственности земельный участок площадью 13,9 га.

Заинтересованное лицо отзыв представило, требования не признало, полагает, что при межевании земельного участка с кадастровым номером 66:23:0102001:718 нарушения закона не допущено, необходимые согласования были получены; считает, что на дату настоящего судебного заседания, отсутствует предмет спора, так как земельный участок с кадастровым номером 66:23:0102001:718, существовавший на дату подачи заявления, разделен в марте 2010 года, в результате образованы два новых земельных участков с кадастровыми номерами: 66:23:0102001:718 и 66:23:0102001:745.

Третьи лица Министерство природных ресурсов Свердловской области, ГУ СО Серовское лесничество поддерживаю позицию заявителя.

Третьи лица Елфимов Андрей Павлович, Мартыненко Сергей Михайлович, Филинков Вадим Сергеевич, Агафонов Павел Николаевич поддерживаю позицию заинтересованного лица.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Как следует из материалов дела, 07.05.2007 в Территориальный отдел N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов по Свердловской области от Агафонова П.Н., уполномоченного гражданами, являющимися участниками общей долевой собственности на земельный участок, поступила заявка о постановке на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка, находящегося в общей долевой собственности граждан и расположенного в 200 м на юг от д. Еловка Серовского района Свердловской области.

К заявке были приложены материалы межевания земельного участка: проект границ, сообщение о намерении выдела земельного участка... от 08.08.2006, необходимые разделы описания земельного участка, в том числе, чертеж земельного участка, описание границ.

Как пояснило суду заинтересованное лицо, на момент постановки на кадастровый учет в государственном кадастровом учете сведения о границах смежных земель лесного фонда носили декларированный характер, граница земельного участка дольщиков согласована со смежными землепользователями, в том числе, с директором ФГУ Серовский лесхоз, что видно из акта согласования границ земельного участка.

25.07.2007 земельный участок поставлен на кадастровый учет в категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 812514 кв. м. с кадастровым номером 66:23:0102001:718.

Заявитель, полагая, что действия заинтересованного лица по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:23:0102001:718, выразившиеся в неправильном установлении границ между земельным участком с кадастровым номером 66:23:0000000:84 (земли лесного фонда) и земельным участком с кадастровым номером 66:23:0102001:718 являются незаконными, обратился в суд с настоящим заявлением.

Заявитель считает, что при установлении границ земельного участка не было получено согласование собственника - Российской Федерации либо уполномоченного лица и произошло наложение части земельного участка площадью 13,9 га на земли лесного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 68 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 69 ЗК РФ при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О землеустройстве“ землеустройство, это, в том числе, мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство)...

Согласно ст. 1 Федерального закона “О государственном земельном кадастре“, действовавшим на дату постановки земельного участка с кадастровым номером 66:23:0102001:718 на кадастровый учет, земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом.

Пунктами 3, 4 Положения о контроле за проведением землеустройства, утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2002 N 273, действовавшим в спорный период, установлено, что контроль за проведением землеустройства осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы.

Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают контроль, в том числе, за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, а также утвержденных в установленном порядке технических условий и требований проведения землеустройства.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для при оспариваемых действий заявителю необходимо доказать несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как видно из свидетельства о государственной регистрации права от 20.10.2009 N 66-АГ 862551, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок из земель лесного фонда площадью 3923280000 кв. м по адресу: РФ, Свердловская область, Серовский район, кадастровый номер 66:23:0000000:84.

Заявляя о наложении спорного земельного участка в части 13,9 га, заявитель ссылается на наличие лесоустроительного дела на дату проведения оспариваемых действий.

Между тем, сведения о конкретных границах и описание земельного участка лесного фонда, граничащего со спорным земельным участком, на момент проведения кадастрового учета, заявителем суду не представлены.

Представленные заявителем абрис лесосеки в виде космической съемки и схема расположения земельного участка, судом не принимаются в качестве таких доказательств, поскольку съемка сделана 22.07.2008, т.е. спустя год после межевания, а в схеме расположения земельного участка отсутствует дата ее изготовления.

Таким образом, заявителем не доказано, несоответствие оспариваемых действий закону и нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями.

Далее суд принял во внимание следующее.

Как видно из представленных суду документов, в марте 2010 года, т.е. после обращения заявителя в суд с настоящим заявлением, на основании соглашения собственников спорного земельного участка, из данного земельного участка осуществлен выдел земельного участка площадью 139103 кв. м; в результате образованы два новых участка. Данные земельные участки поставлены на кадастровый учет: с кадастровыми номерами 66:23:0102001:718 площадью 673411 кв. м и 66:23:0102001:745 площадью 139103 кв. м.

Таким образом, на дату рассмотрения дела, спорного земельного участка с ранее имеющимися площадью и границами не существует.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, обязывание субъекта спора восстановить нарушенные права заявителя к самостоятельному предмету спора законом не отнесено, а является неотъемлемым результатом удовлетворения заявленных требований и способом, посредством которого должно быть восстановлено нарушенное право.

Учитывая, что основания для обязания заинтересованного лица совершить определенные действия (исправить кадастровую ошибку, установить границу между земельным участком с кадастровым номером 66:23:0000000:84 (земли лесного фонда) и земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:23:0102001:718, расположенным в Серовском районе в 200 м на юг от д. Еловка Новая) отсутствуют, оснований для удовлетворения требований заявителя также не имеется.

В порядке распределения судебных расходов суд взыскивает с заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья

ГОРБАШОВА И.В.