Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 N 09АП-16223/2010-АК по делу N А40-25258/10-146-82 Заявление о признании недействительными решения таможенного органа о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и решения по жалобе как не соответствующих статьям 39, 40 Таможенного кодекса РФ удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые ненормативные акты таможенного органа не соответствуют требованиям таможенного законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2010 г. N 09АП-16223/2010-АК

Дело N А40-25258/10-146-82

Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2010.

Постановление в полном объеме изготовлено 30.07.2010.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веклича Б.С.,

судей: Попова В.И., Якутова Э.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,

при участии представителей:

от заявителя: адвокат Коженкова А.В. по дов. от 20.07.2010, удост. N 7156;

Поликарпова Т.Ю. по дов. от 20.07.2010, паспорт <...>;

от ответчиков: от 1: Леонов Ю.П. по дов. от 10.12.2009, удост. N 197727; Кузьмичев А.В. по дов. от 02.04.2010, удост. N 167793;

от 2: Назарова Л.А. по дов. от 01.12.2009, удост. N 183928; Глазунова О.В. по дов. 01.12.2009, удост. N 062932;

рассмотрев в судебном
заседании апелляционную жалобу Ногинской таможни

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2010 по делу N А40-25258/10-146-82

по заявлению ЗАО “Ландиа Упак“

к 1) Центральному таможенному управлению, 2) Ногинской таможне

о признании решения о классификации товаров и решения по жалобе недействительными

установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2010, принятым по данному делу, удовлетворены требования ЗАО “Ландиа Упак“ о признании недействительными решения Ногинской таможни от 14.09.2009. N 10126000-12-16/95 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и решения Центрального таможенного управления по жалобе на решение как не соответствующих ст. ст. 39, 40 Таможенного кодекса РФ.

При этом суд мотивировал свои выводы тем, что оспариваемые ненормативные акты таможенного органа не соответствуют требованиям таможенного законодательства, нарушают права и законные интересы ЗАО “Ландиа Упак“, поскольку ответчики не доказали наличие оснований для вынесения оспариваемого решения, а также правомерность выводов в оспариваемом решении о классификации товара на основании правил 1, 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД и необходимости отнесения спорного товара к коду ТН ВЭД 482 390 909 8.

Не согласившись с принятым решением, Ногинская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам считает, что оформленный заявителем товар “перегородка из жесткого многослойного картона“ включается в товарную позицию 4823 90 909 8 ТН ВЭД России.

Представитель Центрального таможенного управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об
отказе в удовлетворении заявленных требований. Поддержал позицию Ногинской таможни. Представил письменный отзыв на жалобу.

Представитель ЗАО “Ландиа Упак“ поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Полагает, что оспариваемые акты таможенных органов являются незаконными и нарушают законные права и интересы заявителя. Считает, что Общество правильно задекларировало товар. Представил письменный отзыв на жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в целях таможенного оформления товара N 1 - “упаковка из жесткого многослойного картона, плотностью 450 г/м2 - разделительные ячейки для бутылок для вложения в картонную коробку“ общество подало на Люберецкий таможенный пост Ногинской таможни ГТД N 10126040/100909/0003918, а также необходимые и подтверждающие указанные в ней сведения документы.

При этом указанный товар классифицирован заявителем по коду 4819 50 000 0 ТН ВЭД России (картонки, ящики, коробки, мешки, пакеты и другая упаковочная тара, из бумаги, картона, целлюлозной ваты или полотна из целлюлозных волокон; коробки для картотек, лотки для писем и аналогичные изделия, из бумаги или картона, используемые в учреждениях, магазинах или в аналогичных целях: - прочие упаковки, включая конверты для грампластинок).

В целях проверки таможенных деклараций и сведений о заявленных товарах должностными лицами Ногинской таможни проведен 100% таможенный досмотр, по результатам которого составлен
акт таможенного досмотра N 10126040/110909/000905 от 11.09.2009.

В соответствии с указанным актом досмотренный товар представляет собой “перегородку в виде решетки из двух продольных и трех поперечных полос жесткого многослойного картона, которые скреплены между собой при помощи прорезей, с внешними размерами изделия 282 x 206 x 165 мм. Размеры полос: продольных - 282 x 165 мм поперечных - 282 x 206 x 165 мм. Решетка поставляется в собранном виде“.

14.09.2009 Ногинская таможня приняла решение N 10126000-12-16/95 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России, согласно которому товар N 1, задекларированный по ГТД N 10126040/100909/0003918, классифицируется в товарной подсубпозиции 4823 90 909 8.

Не согласившись с решением таможенного органа, заявитель в соответствии со ст. 47 Таможенного кодекса РФ обратился в Центральное таможенное управление Федеральной таможенной службы РФ (далее - ЦТУ) с жалобой от 01.10.2009 на указанное решение.

Рассмотрев жалобу общества, ЦТУ, руководствуясь ст. 56 Таможенного кодекса РФ, вынесло решение от 17.11.2009 N 53-14/151 о признании правомерным решения Ногинской таможни от 14.09.2009 N 10126000-12-16/95 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России, задекларированного по ГТД N 10126040/100909/00003918, и отказало заявителю в удовлетворении жалобы.

Указанные решения Ногинской таможни и ЦТУ явились основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что таможенный орган не доказал правомерность использованной в оспариваемом решении классификации товара по коду ТН ВЭД 482 390 909 8.

В соответствии со ст. 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу.

В силу п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование производится путем
заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной и другой форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта (глава 15).

В силу пп. 4 п. 3 этой же статьи в таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде): сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по ТН ВЭД; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам (глава 14) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД.

Согласно п. 3 указанной нормы в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.

Классификация товаров осуществляется в соответствии с ТН ВЭД, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 (далее Постановление) и введенной в действие совместно с таможенным тарифом с 01.01.2007.

Международной основой ТН ВЭД России является Гармонизированная система описания и кодирования товаров, которая принята Международной Конвенцией о Гармонизированной системе в г. Брюсселе 14.06.1983 (далее - Конвенция). Российская Федерация является участником Конвенции.

Согласно п. “а“ ст. 1 Конвенции Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также
Основные правила интерпретации Гармонизированной системы.

Гармонизированная система предусматривает кодирование товаров шестизначными цифровыми кодами.

Согласно п. 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД “Таможенного тарифа“ для юридических целей в первую очередь учитывается текст товарных позиций и пояснений к ним.

В соответствии с п. 3 Основных правил интерпретации ТН ВЭД в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара; б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим; в) товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.

Кроме того, согласно
п. 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции Ф.И.О. являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Письмом Федеральной таможенной службы РФ от 15.04.2008 N 01-11/14800 “О пояснениях к ТН ВЭД России“ разъяснено, что пояснения содержат толкование позиции номенклатуры, термины, краткие описания товаров и область их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД России. Также письмом разъяснено, что при применении ТН ВЭД России приоритет имеют Основные правила интерпретации, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания РФ и тексты товарных позиций ТН ВЭД России.

Товарная позиция 4819 ТН ВЭД России включает в себя картонки, ящики, коробки, мешки, пакеты и другая упаковочная тара, из бумаги, картона, целлюлозной ваты или полотна из целлюлозных волокон; коробки для картотек, лотки для писем и аналогичные изделия, из бумаги или картона, используемые в учреждениях, магазинах или в аналогичных целях.

Между тем в соответствии с текстом товарной позиции 4823 ТН ВЭД России к ней относятся бумага, картон, целлюлозная вата и полотно из целлюлозных волокон, прочие, нарезанные по размеру или форме: изделия из бумажной массы, бумаги, картона, целлюлозной ваты или полотна из целлюлозных волокон, прочие.

В силу пояснений к
ТН ФЭД России к товарной позиции 4823 могут быть отнесены только товары, не включенные в предыдущие товарные позиции данной группы, при этом к данной категории товаров относится, в частности, тара различных видов и размеров, обычно используемая для упаковки, транспортировки, хранения или продажи товаров, имеющая или не имеющая декоративную ценность.

Общество, декларируя товар, руководствовалось сведениями о товаре, указанными в транспортных и коммерческих документах, в частности, упаковочном листе 090827 Поставщика (“MOLLE-TONAGEN GMBH“, Германия), CMR 066619.

Согласно описанию товара перегородка из жесткого многослойного картона представляет собой решетку из двух продольных и трех поперечных полос из жесткого многослойного картона, которые скреплены между собой при помощи прорезей. Внешние размеры изделия: 282 x 206 x 165 мм. Размер полос: продольных - 282 x 165 мм, поперечных - 206 x 165 мм. Решетка поставляется в собранном виде и предназначена для вложения в картонную коробку для упаковки бутылок.

В соответствии с определением ГОСТ 17527-2003 “Упаковка. Термины и определения“ (введен Постановлением Госстандарта РФ от 09.03.2004 г. N 85-ст) под упаковкой (тарой) понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от повреждений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции.

Положениями ГОСТ 17527-2003 предусмотрено, что решетка является вспомогательным упаковочным средством, делящим внутренний объем тары на ячейки, соответствующие наружным размерам упаковываемой продукции. Вспомогательное упаковочное средство - элемент упаковки, который в комплекте с тарой выполняет функцию упаковки.

Кроме того, пункт 1.6 ГОСТ 9142-90 “Ящики из гофрированного картона. Общие технические условия“ (введен Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 21.09.1990 N 2543) допускает, что ящики могут применяться со вспомогательными упаковочными
средствами: обечайками, вкладышами, перегородками, решетками, прокладками, амортизаторами. Согласно п. 2.3.1, 2.4.1 ГОСТ 9142-90 для изготовления ящиков и комплектующих применяют гофрированный картон типа Т или П по ГОСТ 7376, допускается применять комплектующие изделия из других материалов и видов картона, в комплект ящика входят вспомогательные упаковочные средства.

Как правильно указал суд первой инстанции, текст товарной позиции 4819, в отличие от товарной позиции 4823, отражает основные функциональные и технические характеристики рассматриваемого товара, относящегося к упаковочным средствам (упаковочной таре).

При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что изложенные в оспариваемом решении таможенного органа выводы не соответствуют требованиям таможенного законодательства и свидетельствуют об отсутствии оснований для классификации спорного товара в товарной подсубпозиции, определенной таможенным органом.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической
деятельности.

Учитывая наличие в рассматриваемом деле несоответствия оспариваемых решений Ногинской таможни и ЦТУ нормам закона, повлекших нарушение прав и законных интересов общества, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований ЗАО “Ландиа УПАК“ является обоснованным.

В связи с изложенным, принятое по данному делу судебное решение является законным, обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2010 по делу N А40-25258/10-146-82 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

Б.С.ВЕКЛИЧ

Судьи:

В.И.ПОПОВ

Э.В.ЯКУТОВ