Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 N 09АП-15838/2010 по делу N А40-10309/10-17-75 Исковые требования о признании незаконными действий уполномоченного органа по возврату заявления о предоставлении в собственность земельного участка удовлетворены правомерно, так как истец представил ответчику полный пакет необходимых документов.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2010 г. N 09АП-15838/2010

Дело N А40-10309/10-17-75

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Якутова Э.В.

судей: Веклича Б.С.

Пронниковой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коваленко В.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционные жалобы Департамента земельных ресурсов города Москвы и ЗАО “Группа компаний “Термосервис“ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2010 по делу N А40-10309/10-17-75 судьи Поляковой А.Б.,

по заявлению ЗАО “Группа компаний “Термосервис“

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

о признании незаконным бездействия

при участии:

от заявителя: Орехов А.В. паспорт <...> по
дов. от 10.01.2010;

от ответчика: Галичук Ю.В. уд. N 882 по дов. от 28.12.2009,

установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2010 было удовлетворено заявление ЗАО “Группа компаний “Термосервис“ (далее - Общество) о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР) по возврату заявления ЗАО “Группа компаний “Термосервис“ от 24.12.2009 исх. N 121/ГК/юр о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 77:05:0001012:41, общей площадью 4 800 кв. м, расположенного по адресу: Москва, проезд 1-й Нижний Михайловский, вл. 5.

Суд также обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы принять заявление ЗАО “Группа компаний “Термосервис“ от 24.12.2009 исх. N 121/ГК/юр с комплектом приложенных к нему по описи документов и принять решение по вопросу предоставления в собственность ЗАО “Группа компаний “Термосервис“ земельного участка с кадастровым N 77:05:0001012:41, общей площадью 4 800 кв. м, расположенного по адресу: Москва, проезд 1-й Нижний Михайловский, вл. 5 в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований об обязании ДЗР подготовить и направить ЗАО “Группа компаний “Термосервис“ проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым N 77:05:0001012:41, общей площадью 4800 кв. м, расположенного по адресу: Москва, проезд 1-й Нижний Михайловский, вл. 5 Обществу было отказано.

ДЗР не согласился с решением в удовлетворенной части и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает его в этой части незаконным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а именно не применением закона, подлежащего применению.

Просит отменить решение в части признания незаконными действий ДЗР г. Москвы по возврату заявления Общества от 24.12.2009 о предоставлении в собственность земельного участка с
кадастровым номером 77:05:0001012:41 площадью 4 800 кв. м, расположенного по адресу: Москва, проезд 1-й Нижний Михайловский, вл. 5, в остальной части решение оставить без изменения.

В отзыве на апелляционную жалобу ДЗР Общество с доводами апелляционной жалобы ДЗР не согласилось, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Общество также не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что обжалуемое решение необоснованно и незаконно, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права, выразившимся в неправильном истолковании закона.

Отзыв на апелляционную жалобу Общества ДЗР не представил.

В судебном заседании представитель заявителя доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции в оспариваемой части, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Указал не то, что является собственником строения на указанном участке и имеет исключительное право на приватизацию земельного участка в силу действующего законодательства.

Считает, что оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность отсутствуют.

Пояснил, что в адрес ответчика направлялись все необходимые документы.

Отметил, что срок действия кадастрового паспорта истек в связи с неправомерными действиями самого ДЗР.

Возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.

В судебном заседании представитель ответчика доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции в оспариваемой части, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Пояснил, что заявителю было отказано не в предоставлении земельного участка в собственность, а
в приеме комплекта документов в связи с истечением срока действия кадастрового паспорта; по существу заявление не рассматривалось.

Возражал против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ЗАО “Группа компаний “Термосервис“ является собственником нежилого здания общей площадью 1 821,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Духовской переулок, д. 22Б (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 04.09.2009 серии 77 АК N 504851).

29.10.2009 ЗАО “Группа компаний “Термосервис“ обратилось в Территориальное управление в Южном административном округе Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося под зданием и необходимого для его эксплуатации с пакетом документов.

Заявление поступило в почтовое отделение Территориального управления в Южном административном округе Департамента земельных ресурсов г. Москвы 02.11.2009, что подтверждается отметкой почтового отделения на конверте письма, и через месяц было возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.

24.12.2009 Общество повторно направило документы в адрес Департамента земельных ресурсов города Москвы.

Письмом от 12.01.2009 Департамент земельных ресурсов города Москвы отказал ЗАО “Группа компаний “Термосервис“ в приеме документов на основании п. 2.3.3 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме “одного окна“, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, в связи с тем, что представленный кадастровый паспорт земельного участка имел дату выдачи более 30 дней до подачи заявления и предложил после устранения данного замечания обратиться в территориальное управление
Департамента в Южном административном округе.

Удовлетворяя заявленные Обществом требования в части признания незаконными действий ДЗР по возврату заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из незаконности действий Департамента земельных ресурсов по возврату без рассмотрения заявления ЗАО “Группа Компаний “Термосервис“ и комплекта приложенных к нему материалов.

При этом суд правомерно указал на то, что в соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ.

Порядок приобретения права собственности на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания строения, сооружения, установлен Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с Кодексом. При этом собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, готовит проект договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ) либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане,
организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 11 имеет дату 24.03.2005, а не 24.05.2005.

В силу правовой позиции, изложенной в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.05.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти является обязательным и в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Из пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

Анализируя порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, суд обоснованно установил, что в соответствии с п. 2 ст. 10 ЗК РФ город Москва
осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.

Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“, предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю (ст. ст. 3 - 4). Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.

Согласно пунктам 2.2.3, 2.2.4 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы выполняет в установленном порядке функции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность гражданам и юридическим лицам, владеющим этими участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также являющихся собственниками зданий (помещений в зданиях) или сооружений, заключает в соответствии с федеральным законодательством договоры купли-продажи, дополнительные соглашения к ним и оформляет акты приема-передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно пункту 1.2 указанного Положения Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами и иными правовыми актами города Москвы.

Порядок подготовки, согласования и выдачи договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом Департамента земельных ресурсов города Москвы о предоставлении земельного участка определен Регламентом подготовки
документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме “одного окна“ (приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП). Договор купли-продажи земельного участка входит в Единый реестр документов, подлежащих выдаче заявителям на территории города Москвы органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы в режиме “одного окна“.

В соответствии с п. 2 Регламента, определяющего порядок работы службы “одного окна“ при приеме заявлений на подготовку и выдачу документов заявителям, заинтересованные лица обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы “одного окна“ Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого договора и необходимый комплект документов, определенный в Регламентной таблице.

Заявление на оформление договора купли-продажи участка в собственность подается по установленной форме, содержащейся в приложении N 22 к Регламенту, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, и должно содержать юридический, почтовый адрес организации, наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, БИК, ИНН, ОКПО, КПП организации. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, также установлен в приложении N 22 к указанному Регламенту и в Приказе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.

В соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370, к заявлению должны быть приложены следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для
индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданной в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка;

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что ЗАО “Группа компаний “Термосервис“ приложило к заявлению, поданному в ДЗР полный комплект необходимых документов.

Оценивая довод ДЗР о том, что выписка из кадастрового паспорта земельного участка была выдана в срок более 30 дней до подачи заявления, что не соответствует требованиям, установленным приложением N 22 к Регламенту,
утвержденному постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, суд обоснованно отметил, что уточнить кадастровую стоимость земельного участка Департамент земельных ресурсов может самостоятельно в рамках взаимодействия с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве, направив соответствующий запрос в указанный орган государственной власти, так как проверка всей информации о земельном участке согласно пунктам 3.12.2 - 3.12.3 вышеуказанного Регламента является не правом, а обязанностью Департамента земельных ресурсов города Москвы.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Поскольку перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370, не содержит указания на срок действия представляемых документов, то установление дополнительных требований, в том числе и по сроку действия кадастрового паспорта, не соответствует указанным нормам федерального законодательства.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований в части обязания ДЗР принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что такая обязанность возникает у уполномоченного органа в силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ в случае принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, которое в настоящее время не принято в связи с возвратом заявления и документов.

При этом суд правомерно указал на то, что федеральным законом уполномоченный орган государственной власти наделен правом принять решение о предоставлении в собственность земельного участка или об отказе в его предоставлении. Принятию решения предшествует проведение проверки документов, приложенных к заявлению, а также информации о состоянии земельного участка.

В соответствии с пунктами 3.12.2 и 3.12.3 приложения N 2 к постановлению N 643-ПП специалисты соответствующего подразделения Департамента, на исполнение которым передали заявление и прилагаемый комплект документов, проводят экспертизу поступивших от заявителя документов на соответствие требованиям действующего законодательства, а также проводят проверку всей информации о земельном участке в ИС РЕОН и при необходимости готовят запрос в Москомархитектуру, и/или Госинспекцию по недвижимости, Департамент природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы (для земельных участков, расположенных на особо охраняемых природных территориях, иных природных и озелененных территориях города Москвы), Москомнаследие (для земельных участков, расположенных в границах территорий и зон охраны объектов культурного наследия), Москонтроль (в случаях, установленных действующими правовыми актами Правительства Москвы). При наличии законных оснований специалисты соответствующего подразделения оформляют мотивированный отказ с указанием причин невозможности удовлетворения требований заявителя и передают его в службу “одного окна“ для выдачи заявителю.

В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ разъяснено, что при рассмотрении дел о признании незаконными действий (бездействия) органа исполнительной власти по предоставлению земельных участков в собственность, суды оценивают доводы органов государственной власти о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных нужд.

Из указанных положений Постановления следует, что для возложения обязанности на орган государственной власти о принятии решения предоставить в собственность заявителя требуемый земельный участок, суд должен обладая необходимой информацией по делу, установить незаконность отказа в его предоставлении и отсутствие к этому оснований.

Правильно установив, что, возвратив заявление Общества, вопрос о наличии или отсутствии оснований, предусмотренных законом для отказа в предоставлении участка в собственность, ДЗР не рассматривал, суд обоснованно посчитал, что в данном случае отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований в части признания незаконными действий ДЗР по возвращению заявления Общества и отсутствии оснований для обязания ДЗР принять решение и направить Обществу договор купли-продажи земельного участка.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2010 по делу N А40-10309/10-17-75 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

Э.В.ЯКУТОВ

Судьи:

Б.С.ВЕКЛИЧ

Е.В.ПРОННИКОВА