Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.12.2010 по делу N А28-11556/2009 Исковое требование о признании недействительным договора аренды государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления, удовлетворено правомерно, так как передача в аренду государственного имущества была произведена без согласия лица, обладающего полномочиями собственника.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2010 г. по делу N А28-11556/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бабаева С.В.,

судей Кислицына Е.Г., Чернышова Д.В.

без участия представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -

государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук

на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.05.2010,

принятое судьей Горевым Л.Н., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2010,

принятое судьями Сандаловым В.Г., Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е.,

по делу N А28-11556/2009

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кировской области

к государственному научному учреждению Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и
звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук, обществу с ограниченной ответственностью “частное охранное агентство “Беркут“

о признании недействительным договора аренды,

третье лицо - Российская академия сельскохозяйственных наук,

и

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кировской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к государственному научному учреждению Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Институт), обществу с ограниченной ответственностью “частное охранное агентство “Беркут“ (далее - Общество) о признании недействительным договора аренды государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления, от 01.02.2009 N 24.

Заявленное требование основано на статьях 168 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениях Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“ (далее - Закон о науке) и на постановлении Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом“ и мотивировано тем, что передача в аренду государственного имущества произведена без согласия лица, осуществляющего полномочия собственника.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента Российской Федерации N 84 “О Российской академии сельскохозяйственных наук“ издан 30.01.1992, а не 30.12.1992.

Руководствуясь статьями 120 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 5 и 6 Закона о науке, положениями постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом“ и Указа Президента Российской Федерации от 30.12.1992 N 84 “О Российской академии сельскохозяйственных наук“ (далее - Указ о РАСН), Арбитражный суд Кировской области решением от 09.10.2009, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.12.2009, удовлетворил заявленное
требование.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 18.03.2010 отменил данные судебные акты на основании пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку они затрагивают права и обязанности не привлеченной к участию в деле Российской академии сельскохозяйственных наук и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кировской области.

При новом рассмотрении определением Арбитражного суда Кировской области от 21.04.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - РАСН).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.05.2010, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2010, иск Теруправления удовлетворен. Суд руководствовался статьями 167, 168, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 5, 6 Закона о науке, статьей 3 Указа о РАСН и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом“ и исходил из того, что за РАСН закреплены определенные правомочия собственника, однако переданное ей имущество остается государственной собственностью, поэтому решение о согласии на сдачу в аренду временно не используемых производственных помещений подлежало согласованию с собственником имущества - Российской Федерацией в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимуществом).

Не согласившись с принятыми судебными актами, Институт обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их, как принятые с нарушением норм материального права.

Основные доводы заявителя сводятся к следующему. Суды необоснованно оставили без внимания довод Института о том, что в исковом заявлении Теруправления не указано, в соответствии с какой статьей Гражданского кодекса Российской Федерации оно просит
признать договор аренды от 01.02.2009 N 24 недействительным.

Теруправление не является надлежащим истцом по данному делу, так как в подпункте “г“ пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ определено, что Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного государственным предприятиям, подведомственным федеральному агентству, однако Институт ему неподведомственен.

Полномочия истца не носят абсолютный характер, поскольку в силу пунктов 4 и 5.3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом“ Росимущество осуществляет полномочия в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Указа о РАСН академия является собственником переданного ей имущества, следовательно, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного научным учреждениям, подведомственным РАСН.

Отзывов на кассационную жалобу не поступило.

Институт заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемы судебных актов, исходя из следующего.

Как видно из документов и установил суд, Институт (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды государственного имущества,
закрепленного на праве оперативного управления, от 01.02.2009 N 24, согласно которому арендатор принял во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 7,9 квадратного метра, расположенное по адресу: город Киров, улица Энгельса, дом 79.

Из содержания договора следует, что его заключение согласовано с РАСН, однако подобная отметка о согласовании с Теруправлением в договоре отсутствует.

Письмом от 30.10.2008 N 02-03/205 РАСН выразила согласие с предложением Института о сдаче в аренду с 01.01.2009 без права выкупа и отчуждения временно не используемых производственных помещений Института площадью 3094,33 квадратного метра.

По акту приема-передачи от 01.02.2009 объект найма передан во временное владение и пользование Обществу.

Срок действия договора аренды от 01.02.2009 N 24 дважды продлялся дополнительными соглашениями до 31.03.2009 и 31.12.2009.

Институт дважды направлял в адрес Теруправления письмо РАСН от 30.10.2008 N 02-03/205 о согласии на сдачу в аренду временно не используемых помещений, но согласия не получил.

Посчитав, что передача в аренду государственного имущества произведена без согласия лица, осуществляющего полномочия собственника (Теруправления), истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона о науке организации, подведомственные государственным академиям наук (в том числе Институт), имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения соответствующей государственной академии наук, согласованного с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение объектами федеральной собственности.

В силу пункта 4 Устава Российской сельскохозяйственной академии наук, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2009 N 180 (далее - Устав), РАСН наделена правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в
федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом о науке и настоящим уставом, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных академии организаций (включая научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы), закрепление за ними федерального имущества, включенного в утверждаемый Правительством Российской Федерации реестр федерального имущества, передаваемого академии, а также правом на утверждение уставов подведомственных академии организаций и назначение их руководителей.

В пункте 76 Устава установлено, что РАСН (как научная организация) и подведомственные ей организации в соответствии с Законом о науке имеют право сдавать в аренду без права выкупа имущество, временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности, в том числе недвижимое, на основании решения президиума академии, согласованного с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение федеральным имуществом.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).

Согласно пунктам 5.2 и 5.3 названного положения Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, и в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей)
акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Указом о РАСН и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 28.05.1992 N 2861-1 “О развитии сельскохозяйственной науки“ в порядке исключения из общего правила, установленного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, за Россельхозакадемией закреплены определенные правомочия собственника на переданное ей государственное имущество.

Из приведенных норм следует, что согласование уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о сдаче в аренду имущества научной организации является одним из видов реализации собственником полномочий по распоряжению федеральным имуществом и направлено на защиту прав и интересов Российской Федерации как собственника. В отношении федерального имущества правомочия собственника осуществляет Росимущество, при этом РАСН наделена определенными полномочиями собственника (владение, пользование и распоряжение) в отношении переданного ей государственного имущества, в том числе полномочиями по закреплению за создаваемыми ею учреждениями федерального имущества на праве оперативного управления. Подведомственные РАСН учреждения вправе сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое закрепленное за ними федеральное недвижимое имущество на основании решения РАСН, согласованного с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение объектами федеральной собственности.

Таким образом, спорный объект недвижимости должен был сдаваться в аренду при наличии согласия как РАСН, так и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение объектами федеральной собственности.

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При указанных обстоятельствах суды
первой и апелляционной инстанций установили отсутствие согласия Теруправления на сдачу в аренду названного имущества и обоснованно удовлетворили требование истца, признав договор от 01.02.2009 N 24 недействительным.

Утверждение Института о том, что в исковом заявлении Теруправления не указано, в соответствии с какой статьей Гражданского кодекса Российской Федерации оно просит признать договор аренды от 01.02.2009 N 24 недействительным, опровергается материалами дела, поскольку иск содержит требования Теруправления к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты.

Ссылка заявителя на пункт 3 Указа о РАСН неправомерна. Данный пункт предусматривает, что вновь создаваемой Российской академии сельскохозяйственных наук переданы в собственность основные фонды, научные приборы, предприятия и оборудование Российской академии сельскохозяйственных наук и ее научных учреждений, а также находящееся на территории Российской Федерации собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений.

Несмотря на закрепление данным Указом, а также Законом о науке определенных правомочий собственника за РАСН, переданное ей имущество остается федеральной собственностью, управление которым она осуществляет по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Аргумент об осуществлении Росимуществом полномочий в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, несостоятелен.

Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 определяет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в качестве органа осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом. Ни Указ о Российской сельскохозяйственной академии наук, ни Устав Российской сельскохозяйственной академии наук, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2009 N 180 не предусматривают наличие у РАСН аналогичных полномочий в отношении принадлежащего ей имущества.

Остальные доводы заявителя отклоняются по мотивам, изложенным в
настоящем постановлении.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании статей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 2 000 рублей и относится на заявителя. С учетом уплаты Институтом 1 000 рублей государственной пошлины по платежному поручению от 26.10.2010 N 127799 с заявителя подлежит взысканию 1 000 рублей неуплаченной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 28.05.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2010 по делу N А28-11556/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук - без удовлетворения.

Взыскать с государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины. Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.В.БАБАЕВ

Судьи

Е.Г.КИСЛИЦЫН

Д.В.ЧЕРНЫШОВ