Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.09.2010 по делу N А43-4066/2010 В удовлетворении заявления о признании недействительными предписаний Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам о списании с лицевых счетов их владельцев не полностью оплаченных ценных бумаг общества отказано правомерно, так как факт неполной оплаты акций предприятием подтвержден материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 г. по делу N А43-4066/2010

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Базилевой Т.В., Чигракова А.И.

при участии представителей

от заявителя: Соколовой О.В. (доверенность от 28.09.2010),

от заинтересованного лица: Зурабова А.Л. (доверенность от 11.01.2010 N 32-10-5-01)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -

Кировского областного государственного унитарного предприятия “Автоколонна N 1217“ в лице арбитражного управляющего Ф.И.О. br>
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.03.2010,

принятое судьей Кабановым В.П., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010,

принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,

по делу N А43-4066/2010

по заявлению Кировского областного государственного унитарного предприятия “Автоколонна N 1217“

о признании недействительными
предписаний Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе

и

установил:

Кировское областное государственное унитарное предприятие “Автоколонна N 1217“ (далее - КОГУП “Автоколонна N 1217“, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными предписаний Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - Региональное отделение, административный орган) от 28.10.2009 N 32-09-04-01/8301 и 32-09-04-01/8302.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество “КировПассажирАвтотранс“ (далее - ОАО “КировПассажирАвтотранс“).

Определением суда от 25.02.2010 требование Предприятия о признании недействительным предписания от 28.10.2009 N 32-09-04-01/8302 выделено в отдельное производство (дело N А43-4066/2010).

Решением суда от 31.03.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционного суда от 14.07.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Ссылаясь на статьи 35, 46 Конституции Российской Федерации, статьи 214, 218, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, статьи 34, 46 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“, статьи 19, 28, 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“, статьи 5, 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг“, пункт 1 постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 30.08.2001 N 21 “О порядке учета в системе ведения не полностью оплаченных акций“, Типовое положение о территориальном органе Федеральной
службы по финансовым рынкам, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2006 N 06-69/пз-н, заявитель жалобы считает, что оспариваемое предписание вынесено неправомерно и нарушает права и законные интересы Предприятия; 257 акций ОАО “КировПассажирАвтотранс“, принадлежащие Предприятию, нельзя считать неоплаченными, поскольку в счет их оплаты переданы объекты недвижимости - помещение автовокзала и здание мастерских-складов (передаточный акт от 31.08.2004); отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество не является основанием для признания сделки по внесению этого имущества в уставный капитал акционерного общества недействительной, а оплаты акций несостоявшейся; Предприятие перечислило на счет ОАО “КировПассажирАвтотранс“ 257 000 рублей в качестве оплаты 257 акций, то есть оспариваемое предписание фактически исполнило; право собственности Предприятия на 47 800 акций не оспорено; государственная регистрация эмиссии подтверждает, что Предприятие правомерно владеет, в том числе, 257 акциями, следовательно, у эмитента имеется право отчуждения указанных акций; акт проверки от 27.10.2009 и оспариваемое предписание не отвечают требованиям, установленным в части 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подробно позиция Предприятия приведена в жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.

Региональное отделение в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Предприятия, считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

ОАО “КировПассажирАвтотранс“ в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов; просило рассмотреть указанную жалобу в отсутствие представителя.

Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует
из материалов дела, ОАО “КировПассажирАвтотранс“ зарегистрировано Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кирову 24.08.2004.

В соответствии с уставом (в действующей редакции) уставный капитал ОАО “КировПассажирАвтотранс“ составляет 95 600 000 рублей и разделен на 95 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая, государственный регистрационный номер выпуска 1-01-12113-Е.

При учреждении ОАО “КировПассажирАвтотранс“ уставный капитал организации составил 47 800 000 рублей и был разделен на 47 800 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая, которые были размещены в полном объеме единственному акционеру - КОГУП “Автоколонна N 1217“.

К выпуску ценных бумаг, размещенных при создании ОАО “КировПассажирАвтотранс“, дополнительно размещено еще 47 800 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая. Данные ценные бумаги размещены в полном объеме субъекту Российской Федерации - Кировской области в лице Департамента государственной собственности Кировской области.

В качестве оплаты выпуска ценных бумаг, размещенных Предприятию, ОАО “КировПассажирАвтотранс“ указало два объекта недвижимости: помещение на втором этаже автовокзала, расположенного по адресу: город Киров, улица Горького, дом 57, и здание мастерских-складов, расположенное по адресу: город Киров, переулок Автотранспортный, дом 4; рыночная стоимость данного имущества составляет 257 000 рублей (решение о выпуске акций от 20.01.2005, передаточный акт от 31.08.2004).

КОГУП “Автоколонна N 1217“ в газете “Коммерсант“ от 26.10.2009 N 82 (1087) опубликовало информационное сообщение о проведении в качестве организатора открытых торгов в форме аукциона по продаже единым лотом именных обыкновенных бездокументарных акций ОАО “КировПассажирАвтотранс“ в количестве 47 800 штук номинальной стоимостью 1 000 рублей за одну акцию.

Региональное отделение в связи с обращением Департамента государственной собственности Кировской области провело камеральную проверку соблюдения
ОАО “КировПассажирАвтотранс“ требований законодательства относительно порядка оплаты уставного капитала и порядка обращения ценных бумаг и установило, что размещенные ОАО “КировПассажирАвтотранс“ ценные бумаги (257 обыкновенных именных акций) не были оплачены в полном объеме в течение года с момента его государственной регистрации (до 24.08.2005), в связи с отсутствием перехода права собственности на два указанных объекта недвижимости. Результаты проверки отражены в акте от 27.10.2009 N 32-09-4961/9.

По результатам проверки Региональное отделение выдало, в частности, Предприятию предписание от 28.10.2009 N 32-09-04-01/8302, в котором указало в срок до 01.12.2009 направить в адрес держателя реестра акционеров Общества требование о списании не полностью оплаченных ценных бумаг Общества, указанных в установочной части предписания, с лицевых счетов их владельцев и об их зачислении на лицевой счет эмитента в случае, если соответствующее требование не направлялось Обществом ранее, в связи с чем представить в административный орган отчет об исполнении предписания с приложением копий подтверждающих документов.

Посчитав указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Предприятие обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “Об акционерных обществах“ от 26.12.1995 имеет номер 208-ФЗ, а не 209-ФЗ.

Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 131, 223, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 29, 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ “Об акционерных обществах“, статьями 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“, статьей 115 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, Федеральным законом от 21.07.1997 N
122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам“, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2006 N 06-69/пз-н, пунктом 3.2.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, пунктами 1.2, 1.3.4 Положения о проведении проверок организаций, осуществлении контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-108/пз-н, пунктом 6 постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации от 30.08.2001 N 21 “О порядке учета в системе ведения реестра не полностью оплаченных акций и внесения в систему ведения реестра изменений, касающихся перерегистрации акций, переходящих в распоряжение эмитента в случае их неполной оплаты в предусмотренный законом срок“ и пришли к выводам об отсутствии оплаты Предприятием акций в количестве 257 штук; о проведении Региональным отделением камеральной проверки в соответствии с требованиями действующего законодательства и о законности оспариваемого предписания; об отсутствии со стороны административного органа нарушения прав и законных интересов Предприятия в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В пунктах 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг“ (далее - Федеральный закон N 46-ФЗ) определено, что предписания федерального органа исполнительной власти
по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации, и выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В пунктах 6 и 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ (далее - Закон о рынке ценных бумаг) установлены права федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций; направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 утверждено Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, согласно пункту 1 которого Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых
рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-108/пз-н утверждено Положение о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, в пункте 1.2 которого указано, что порядок проведения проверок установлен Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-107/пз-н.

Таким образом, камеральная проверка ОАО “КировПассажирАвтотранс“ проведена в пределах компетенции уполномоченного органа.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества.

В случае неполной оплаты акций в течение срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме (стоимости имущества, не переданного в оплату акций), переходит к обществу.

Форма оплаты акций общества при его учреждении определяется договором о создании общества, а дополнительных акций - решением об их размещении (пункт 2 статьи 34 Федерального закона N 208-ФЗ).

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ имеет дату 21.07.1997, а не 12.07.1997.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 14 названного Закона).

При оплате акций недвижимым имуществом происходит отчуждение этого имущества путем его передачи вновь создаваемому обществу, а значит, этот факт подлежит государственной регистрации. Право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, а проведенная государственная регистрация перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Следовательно, в данном случае правоустанавливающим документом на имущество является не передаточный акт имущества, как считает Предприятие, а свидетельство о праве собственности, выдаваемое при государственной регистрации перехода права собственности на это имущество.

Из материалов дела видно и суды установили, что ОАО “КировПассажирАвтотранс“ создано путем учреждения в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 115 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ и планом внешнего управления КОГУП “Автоколонна N 1217“; при его учреждении Предприятие в качестве оплаты выпуска ценных бумаг в количестве 47 800 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая (размещенных ему как единственному акционеру) передало, в том числе, два объекта недвижимости, рыночная стоимость которых составляла 257 000 рублей, то есть стоимость 257 акций (решение о выпуске акций от 20.01.2005, передаточный акт от 31.08.2004 N 1). Однако по состоянию на 06.10.2009 переход права собственности на данные объекты недвижимого имущества не осуществлен (выписка Управления Федеральной регистрационной службы
по Кировской области из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 06.10.2009 N 14/058-2009-702).

С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что Предприятие не оплатило пакет акций в количестве 257 штук, и, как следствие, уставный капитал ОАО “КировПассажирАвтотранс“ оплачен в размере 99,7 процента.

В соответствии со статьей 29 Закона о рынке ценных бумаг право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.

Согласно пункту 6 постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации от 30.08.2001 N 21 “О порядке учета в системе ведения реестра не полностью оплаченных акций и внесения в систему ведения реестра изменений, касающихся перерегистрации акций, переходящих в распоряжение эмитента в случае их неполной оплаты в предусмотренный законом срок“ держатель реестра обязан перерегистрировать на имя эмитента акции, которые не были полностью оплачены в срок, предусмотренный решением об их размещении или договором, на основании которого производилось их распределение при учреждении. Списание не полностью оплаченных акций с лицевого счета владельца и их зачисление на лицевой счет эмитента осуществляется держателем реестра на основании письменного требования эмитента не позднее трех дней после получения такого требования.

Таким образом, Региональное отделение правомерно выдало оспариваемое предписание ОАО “КировПассажирАвтотранс“.

Ссылка заявителя на то, что суд первой инстанции вышел за пределы рассматриваемого спора, не может быть принята во внимание, поскольку в судебных актах не рассматривался вопрос о наличии либо отсутствии у Предприятия права собственности на имущество.

Кассационная жалоба Предприятия удовлетворению не подлежит.

Суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей подлежит отнесению на КОГУП “Автоколонна N 1217“.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.03.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 по делу N А43-4066/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Кировского областного государственного унитарного предприятия “Автоколонна N 1217“ - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на Кировское областное государственное унитарное предприятие “Автоколонна N 1217“.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Судьи

Т.В.БАЗИЛЕВА

А.И.ЧИГРАКОВ