Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2010 по делу N А20-227/2010 По делу о взыскании невозмещенных расходов, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по единому социальному проездному билету на автотранспорте регулярного общего пользования.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2010 г. по делу N А20-227/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2010 г., полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2010 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Афанасьевой Л.В.

судей Баканова А.П., Мельникова И.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алексановым А.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального Казначейства по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2010 по делу N А20-227/2010 по иску МУП “НальчикАвтобусТранс“ к Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики о взыскании 3083415,30 руб.

при участии в судебном заседании:

от МУП “НальчикАвтобусТранс“:
Апанасовой Л.Н. по доверенности от 01.08.2010 N 8,

в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие “НальчикАвтобусТранс“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики о взыскании не возмещенных расходов в размере 3 083 415 рублей 30 копеек, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по единому социальному проездному билету на автотранспорте регулярного общего пользования в сентябре - декабре месяцах 2009 года согласно договору от 01.04.2009 N 73.

Определением суда от 24.02.2010 к участию в деле в качестве другого ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации. Определением от 23.03.2010 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики.

Решением суда от 20.05.2010 с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 3 083 415 рублей 30 копеек не возмещенных расходов, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по единому социальному проездному билету на автотранспорте регулярного общего пользования и 26 917 рублей 08 копеек расходов по уплате государственной пошлины. В иске к Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики отказано.

Не согласившись с принятым решением, Управление Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что Российская Федерация выполнила надлежащим образом свои обязательства, в связи с чем, убытки, вызванные предоставлением
льгот по проезду, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. По мнению заявителя, истцом не доказан размер убытков первичными документами. Управление также считает необоснованным возложение на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по возмещению истцу судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Представитель МУП “НальчикАвтобусТранс“ - Апанасова Л.Н. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2010 по делу N А20-227/2010 является законным и обоснованным, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что между Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики (заказчиком) и муниципальным унитарным предприятием “НальчикАвтобусТранс“ (перевозчиком) заключен договор от 01.04.2009 N 73 согласно которому заказчик поручает, а перевозчик принимает обязательство на оказание услуг по организации пассажирских перевозок граждан, имеющих право на льготный проезд на автобусном регулярном транспорте общего пользования (т. 1, л.д. 17-19).

Согласно пунктам 2.1.1. - 2.1.4. перевозчик обязался: предоставлять право проезда льготным категориям граждан на основании единых проездных билетов установленного образца; ежемесячно за 10 дней до начала месяца представлять территориальным управлениям труда и социального развития Министерства труда и социального развития КБР льготные проездные билеты для
продажи их льготной категории граждан на очередной месяц; ежемесячно, в срок до 12 числа, следующего за отчетным месяцем предоставлять заказчику отчеты-реестры, согласованные с руководителями территориальных управлений труда и социального развития раздельно на федеральных и республиканских льготников, получивших единые социальные проездные билеты на два вида транспорта; на основании отчетов-реестров, подписанных уполномоченным отделом Министерства труда и социального развития КБР и предприятием, предъявлять счета на оплату разницы в стоимости социальных проездных билетов (по федеральному и республиканскому регистрам).

В пункте 4.1.2. договора предусмотрена обязанность заказчика компенсировать перевозчику провоз льготной категории пассажиров в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2009 N 70-ПП “О порядке предоставления льготного и бесплатного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике“ и актом распределения денежных средств по компенсации расходов МУП “НальчикАвтобусТранс“ и МУП “Троллейбусное управление“ от продажи единых льготных проездных билетов на перевозку льготных категорий пассажиров на текущий период.

Срок оказания услуг установлен с 01.04.2009 по 31.12.2009 (пункт 5.1. договора).

В приложении N 1 к договору указаны маршруты, график и расписание движения на маршрутах, по которым будут осуществляться перевозки (т. 1, л.д. 20).

Дополнительным соглашением от 24.04.2009 раздел 4 “Обязанности заказчика“ договора от 01.04.2009 N 73 дополнен пунктом 4.3. следующего содержания: стоимость услуг по перевозке граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте по федеральному регистру составляет 6 903 469 рублей, по региональному регистру - 5 080 000 рублей, общая стоимость 11 983 469 рублей (т. 1, л.д. 21). Дополнительным соглашением от 22.12.2009 к договору от 01.04.2009 N 73 стоимость услуг по региональному регистру уменьшена до
4 828 485 рублей 60 копеек (т. 1, л.д. 22).

В соответствии с актом распределения денежных средств по компенсации расходов между предприятием и МУП “Троллейбусное управление“ от реализации единых социальных проездных билетов, истцу полагалось 60% от стоимости билета, т.е. 280 рублей 80 копеек (т. 1, л.д. 16).

Во исполнение обязательств по договору от 01.04.2009 N 73 предприятие осуществляло перевозку льготных категорий граждан согласно Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Ежемесячно предприятием представлялись Министерству счета на оплату (т. 1, л.д. 23 - 26).

Предприятие, ссылаясь на Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2009 N 70-ПП “О порядке предоставления льготного и бесплатного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике“, и полагая, что расходы, связанные с реализацией данных Законов, подлежат компенсации за счет казны Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства Кабардино-Балкарской Республики, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании не возмещенных расходов в размере 3 083 415 рублей 30 копеек, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по единому социальному проездному билету на автотранспорте регулярного общего пользования в сентябре - декабре месяцах 2009 года.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных)
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно статье 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ и статьи 31 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны предоставить гражданам льготы по транспортному обслуживанию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2009 N 70-ПП “О порядке предоставления льготного и бесплатного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике“ (далее - постановление Правительства КБР от 26.03.2009 N 70-ПП) в целях реализации прав на льготный и бесплатный проезд на транспорте общего пользования отдельных категорий граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с действующим законодательством, утвержден Порядок предоставления льготного и бесплатного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике и введен в Кабардино-Балкарской Республике единый социальный проездной билет стоимостью 100 рублей в месяц на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования
отдельным категориям граждан, получающих ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканским регистрам.

Согласно пункту 7 постановления Правительства КБР от 26.03.2009 N 70-ПП обязанность по организации реализации единых социальных проездных билетов льготным категориям граждан через территориальные управления труда и социального развития, подведомственные учреждения и иные пункты, возложена на Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.

Данным пунктом предусмотрено, что Министерство труда и социального развития КБР обязано представлять в Министерство финансов КБР: ежемесячно не позднее 21 числа заявку на финансирование расходов транспортных предприятий за осуществление льготного проезда по единому социальному проездному билету на следующий месяц; ежемесячно до 13 числа отчет о количестве реализованных единых социальных проездных билетов.

В пункте 9 постановления Правительства КБР от 26.03.2009 N 70-ПП предусмотрено, что Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики не позднее 20 числа каждого месяца обязано выделять Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики средства для компенсации расходов транспортных предприятий за перевозку льготных категорий граждан на каждый реализованный единый социальный проездной билет по федеральному регистру в размере 478 рублей и за реализованные единые социальные проездные билеты льготникам по республиканскому регистру в размере утвержденных ассигнований.

Согласно пункту 1 Порядка предоставления льготного и бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике право льготного проезда на городском общественном транспорте предоставляется гражданам, постоянно проживающим в Кабардино-Балкарской Республике, получающим ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканскому регистрам.

Как следует из материалов дела, в том числе письма предприятия от 04.05.2010 N 150, в соответствии с федеральными регистрами льготников в сентябре 2009 года Министерство труда и социального развития КБР реализовано 3040 билетов на сумму
871 872 рубля; в октябре - 3121 билет на сумму 895 102 рубля 80 копеек; в ноябре - 3022 билета на сумму 866 709 рублей 60 копеек; в декабре 3026 билетов на сумму 867 856 рублей 80 копеек. Итого, в спорный период реализовано 12 209 билетов на общую сумму 3 501 541 рубль 20 копеек (12 209 x 286 рублей 80 копеек). Из указанной суммы Министерство труда социального развития КБР профинансировало предприятие в возмещение расходов на сумму 418 129 рублей 90 копеек. В связи с чем, задолженность составила 3 083 415 рублей 30 копеек.

Как следует из отчета, представленного Министерством финансов Российской Федерации об использовании средств, полученных для выплаты субсидий и субвенций за 2009 год, Министерство финансов Российской Федерации в 2009 году профинансировало Кабардино-Балкарскую Республику на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на общую сумму 7 510 400 рублей (т.е. в объеме, заложенном в бюджете). Согласно представленного Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики реестра платежных поручений, оно в свою очередь перечислило данную сумму Министерству труда и социального развития КБР, в том числе для муниципального унитарного предприятия “НальчикАвтобусТранс“ по договору от 01.04.2009 N 73 по статье “Пособие по социальной помощи населению“ денежные средства в размере 4 797 275 рублей 10 копеек.

Из представленных сторонами документов следует, что задолженность перед предприятием по оплате проездных билетов образовалась по льготной категории граждан, включенных в федеральный регистр. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В силу статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“, статьи 4 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, расходы, связанные с реализацией названных законов, подлежат компенсации за
счет казны Российской Федерации.

Согласно пункту 16 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежит удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового осуществления данных полномочий.

Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий
на финансирование отдельных целевых расходов.

Согласно Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ “О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов“, Федеральному закону от 17.07.2009 N 146-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов“ бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены субвенции на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для населения.

Выделенные из федерального бюджета денежные средства в бюджет Кабардино-Балкарской Республики поступили и были распределены по назначению Министерством финансов КБР и Министерством труда и социального развития КБР.

В силу статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы по провозной плате, понесенные в связи с этим расходы транспортной организации возмещаются за счет соответствующего бюджета.

В результате предоставления названных льгот истец недополучил сумму 3 083 415 рублей 30 копеек, что подтверждается федеральными регистрами, реестрами на реализацию единых социальных проездных билетов, счетами-фактурами, актом взаимных сверок. Из представленных материалов усматривается, что с 01.04.2009 по 31.12.2009 сумма, подлежащая возмещению, составляла 7 880 699 рублей 40 копеек, предприятию в указанный период возмещено 4 797 275 рублей 10 копеек.

Ответчики не предоставили контррасчет суммы иска и не оспорили имеющиеся в материалах дела документы.

Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не доказан размер убытков первичными документами, отклоняется апелляционным судом. Федеральные регистры формируются Министерством труда и социального развития КБР и оно же производит продажу единых социальных проездных билетов льготной категории граждан. Представленные в материалы дела федеральные регистры и реестры реализованных единых льготных проездных билетов заверены Министерством труда и социального развития КБР (т. 1, л.д. 35 - 142, т. 2, л.д. 1 - 141, т. 3, л.д. 19 - 126). В материалах дела имеется акт сверки взаимных расчетов между предприятием и Министерством труда и социального развития КБР за период с 01.01.2009 по 04.12.2009. (т. 3, л.д. 3). Указанный акт со стороны Министерства труда и социального развития КБР подписан с разногласиями. Как пояснил в судебном заседании суда первой инстанции представитель Министерства труда и социального развития КБР, разногласия вызваны отсутствием финансирования на спорную сумму.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Таким образом, материалами дела подтверждены наличие расходов, их размер. Поскольку из материалов дела усматривается, что выделенные федеральным бюджетом денежные средства не покрывают понесенных перевозчиком расходов от предоставления услуг по бесплатному пользованию отдельных категорий граждан услугами общественного транспорта, Министерство финансов Российской Федерации не исполнило обязанности по обеспечению исполнения бюджета по возмещению всей суммы расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта.

Довод апелляционной жалобы о том, что Российская Федерация выполнила надлежащим образом свои обязательства, в связи с чем, убытки, вызванные предоставлением льгот по проезду, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, отклоняется, поскольку в силу закона льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан являются расходными обязательствами федерального бюджета и подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации.

Довод апелляционной жалобы о необоснованном возложении на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по возмещению истцу судебных расходов по уплате государственной пошлины, отклоняется апелляционным судом.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отнесены на Министерство финансов Российской Федерации и взысканы в пользу истца, уплатившего государственную пошлину при подаче иска.

Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2010 по делу N А20-227/2010.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2010 по делу N А20-227/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий

Л.В.АФАНАСЬЕВА

Судьи

А.П.БАКАНОВ

И.М.МЕЛЬНИКОВ