Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.06.2010 по делу N А43-35797/2009 Заявление о признании недействительным предписания управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы в части указания на необходимость получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте удовлетворено правомерно, так как данная деятельность является неотъемлемой частью осуществляемой заявителем деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, лицензия на которую у истца имелась.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2010 г. по делу N А43-35797/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Виноградова И.Н. (доверенность от 18.10.2007),
от заинтересованного лица: Кулеминой Н.В. (доверенность от 14.12.2009)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2009,
принятое судьей Ивановым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010,
принятое судьями Смирновой И.А., Рубис Е.А., Урлековым В.Н.,
по делу N А43-35797/2009
по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
к Приволжскому управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным предписания
и
установил:
индивидуальный предприниматель Франков Эдуард Александрович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Приволжскому управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление о признании недействительным пункта 6 предписания от 30.06.2009 N 17-03/2НН в части указания на необходимость получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Решением от 03.12.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 05.04.2010 данное решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды нарушили требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; не применили подлежащие применению пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 N 833 “О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации“; неправильно применили положения Федеральных законов от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ и от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“; сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам. На его взгляд, Предприниматель осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, которая является элементом основной деятельности (производственно-технологического процесса при эксплуатации взрывоопасных производственных объектов) и подлежит лицензированию.
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.
Предприниматель не согласился с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело проверку по вопросам соблюдения индивидуальным предпринимателем Франковым Э.А. безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств в том числе на железнодорожном пути необщего пользования, примыкающего к станции Починки Горьковской железной дороги и арендуемого у открытого акционерного общества “Компания транспортные услуги“, и установило, что Предприниматель осуществляет выгрузку (слив из железнодорожных вагонов-цистерн) в бункеры нефтебазы опасных грузов третьего класса опасности (дизельное и печное топливо) при отсутствии лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
По результатам проверки Управление составило акт от 30.06.2009 и вынесло предписание от 30.06.2009 N 17-03/2НН, в котором обязало Франкова Э.А. подготовить документы на получение лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Предприниматель не согласился с пунктом 6 предписания и обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что у Предпринимателя имеются все необходимые лицензии для осуществления в том числе погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, которая является неотъемлемой частью осуществляемой им деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Апелляционный суд согласился с этим выводом и оставил принятое решение в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В статье 17 Федерального закона N 128-ФЗ определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К таким видам деятельности, в частности, относится погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (подпункт 70 пункта 1 указанной статьи).
Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте определен Положением о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134.
Из приведенных норм следует, что предусмотренное в них требование о необходимости иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте распространяется на тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых такая деятельность является основной.
Представленные в дело документы свидетельствуют и суды установили, что в процессе эксплуатации нефтебазы индивидуальный предприниматель Франков Э.А. осуществляет слив нефтепродуктов (дизельного и печного топлива) из вагонов-цистерн в принадлежащие ему бункеры нефтебазы на основании лицензий на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов от 03.11.2005 N ЭВ-40-000833 (Х), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору сроком на пять лет, и на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов от 07.12.2006 N 3/03941, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сроком на пять лет.
Данная деятельность осуществляется на объектах, включающих площадку нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов, а также участок транспортирования опасных грузов (подъездной железнодорожный путь), который включен в перечень опасных производственных объектов Предпринимателя и зарегистрирован в установленном порядке в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство от 27.03.2009 N А40-16301). При этом слив поступивших на нефтебазу нефтепродуктов не является отдельным видом деятельности Франкова Э.А., а представляет собой неотъемлемую часть (элемент) производственно-технологического процесса, то есть является составной частью осуществляемой Предпринимателем деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле документах и им не противоречат.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Предпринимателем требование.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 по делу N А43-35797/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Ю.ЕВТЕЕВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ