Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2010 по делу N А11-7248/2009 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании налогового органа возвратить сумму излишне уплаченного налога на игорный бизнес отказано правомерно, так как налоговым органом доказан факт отсутствия оснований для отнесения налогоплательщика к категории субъектов малого предпринимательства и для получения им льготы по налогу на игорный бизнес.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2010 г. по делу N А11-7248/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Базилевой Т.В.,

судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -

общества с ограниченной ответственностью “ИгроСлав“

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.10.2009,

принятое судьей Андриановой Н.В., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010,

принятое судьями Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В.,

по делу N А11-7248/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ИгроСлав“

о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владимира от 19.03.2009 N 2534 и об обязании возвратить излишне уплаченный налог на игорный
бизнес за сентябрь 2006 года

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ИгроСлав“ (далее - ООО “ИгроСлав“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владимира (далее - Инспекция, налоговый орган) от 19.03.2009 N 2534 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании Инспекции возвратить 131 250 рублей излишне уплаченного налога на игорный бизнес за август 2006 года.

Решением суда от 15.10.2009 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением апелляционного суда от 19.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

ООО “ИгроСлав“ не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащее применению постановление Федеральной службы государственной статистики от 03.11.2004 N 50 “Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг“, N П-2 “Сведения об инвестициях“, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации“, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников“, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации“, нарушили статью 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, материалами дела подтверждается, что численность работников Общества в спорный период составила два человека, поэтому вывод судов о превышении лимита численности, установленного Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, является ошибочным. Заключенный между ООО “ИгроСлав“ и обществом с ограниченной ответственностью “Багира“ (далее
- ООО “Багира“) агентский договор от 07.04.2004 N 4 является взаимовыгодным, реально исполнен, следовательно, суды неправильно применили к данным хозяйственным отношениям постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“. Налоговый орган не доказал, что в действиях Общества по заключению указанного агентского договора присутствовал умысел, направленный на незаконное получение из бюджета сумм налога на игорный бизнес. ООО “ИгроСлав“ также считает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о вызове в судебное заседание свидетелей.

Подробно доводы ООО “ИгроСлав“ изложены в кассационной жалобе.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возразила против доводов Общества, просила оставить жалобу без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО “ИгроСлав“ зарегистрировано 21.05.2003 в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области и имеет лицензию на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений от 04.07.2003 N 002209 сроком действия до 04.07.2008; является плательщиком налога на игорный бизнес.

ООО “ИгроСлав“ 16.10.2006 представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за сентябрь 2006 года, согласно которой заявлен к уплате налог в сумме 262 500 рублей за 35 игровых автомата, исходя из ставки в размере 7 500 рублей за один игровой автомат.

Общество 27.10.2008 представило уточненную налоговую декларацию,
в соответствии с которой ставка налога указана в размере 3 750 рублей в месяц за один игровой автомат, в связи с чем сумма налога за сентябрь 2006 года, подлежащая уплате в бюджет по уточненной налоговой декларации, составила 131 250 рублей.

В ходе проверки уточненной налоговой декларации налоговый орган установил неполную уплату ООО “ИгроСлав“ налога на игорный бизнес в результате необоснованного применения ставки налога, действовавшей на момент его государственной регистрации и льготы, установленной положениями Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, о чем составил акт от 27.01.2009 N 1275.

По результатам камеральной налоговой проверки данной декларации Инспекция приняла решение от 19.03.2009 N 2534 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым ООО “ИгроСлав“ доначислен налог на игорный бизнес в размере 131 250 рублей.

Общество не согласилось с указанным решением и обжаловало его в арбитражный суд, одновременно заявив требование об обязании Инспекции возвратить 131 250 рублей излишне уплаченного налога на игорный бизнес за сентябрь 2006 года.

Руководствуясь статьей 365 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3, абзацем 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, пунктами 1, 3 - 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“, Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводам об отсутствии оснований для отнесения Общества к категории субъектов малого предпринимательства вследствие превышения численности работников и, соответственно, для применения льготы по налогу на игорный
бизнес, а также об отсутствии у ООО “ИгроСлав“ разумных экономических причин для заключения агентского договора и фактического перевода в связи с этим работников Общества в ООО “Багира“.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение в силе.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 369 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу на игорный бизнес устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах от 1 500 до 7 500 рублей за один игровой автомат.

В соответствии со статьей 1 Закона Владимирской области от 31.11.1998 N 48-ОЗ “О ставках налога на игорный бизнес“, на момент регистрации Общества в качестве юридического лица, ставка налога на игорный бизнес в месяц составляла 3 750 рублей.

В силу статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ (далее - Закон о поддержке малого предпринимательства) в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает в том числе в
остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца (статья 3 Закона о поддержке малого предпринимательства).

Как следует из материалов дела и установили суды, в спорный период игровые автоматы Общества находились в игровых салонах городов: Вязники, Владимир, Иваново и Муром. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц у Общества не имеется филиалов, представительств либо иных обособленных подразделений в указанных городах. Деятельность ООО “ИгроСлав“ (принципала) по ведению игорного бизнеса фактически осуществлялась ООО “Багира“ (агентом) на основании агентского договора от 07.04.2004 N 4, в соответствии с условиями которого агент обязан от своего имени за счет и за вознаграждение принципала осуществлять действия, направленные на заключение договоров аренды нежилых помещений для размещения игровых автоматов принципала, на заключение с гражданами договоров на проведение игр с использованием игровых автоматов принципала, на участие в денежных расчетах с игроками и иными лицами. Принципал обязан оплачивать услуги и возмещать расходы агента, связанные с исполнением данного договора. Иной деятельности, кроме той, которая осуществлялась в рамках агентского договора ООО “Багира“ не вело.

ООО “Багира“ зарегистрировано в качестве юридического лица 18.03.2004; основной вид деятельности - организация азартных игр; имеет лицензию на осуществление
организации и содержание тотализаторов и игорный заведений сроком действия с 20.10.2004 до 20.10.2009; игровые автоматы в налоговом органе не регистрировало, налог на игорный бизнес не уплачивало; находится на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения - “доходы“. Согласно протоколу собрания учредителей от 16.03.2004 N 1 директором ООО “Багира“ назначен Кочеулов В.А., одновременно являющийся на тот момент директором ООО “ИгроСлав“.

На начало 2004 года в штате Общества числилось 27 работников, на конец года - два: директор Кочеулов В.А. и главный бухгалтер. При этом суды установили, что основная масса работников числилась в ООО “ИгроСлав“ до 31.03.2004 (до заключения агентского договора с ООО “Багира“). После заключения агентского договора 14 работников Общества заключили трудовые договоры с ООО “Багира“. Иной хозяйственной деятельности, кроме предусмотренной агентским договором, ООО “Багира“ не вело.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе штатные расписания; трудовые договоры с работниками Общества и ООО “Багира“; расчетные ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации; справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ; ведомости на выплату заработной платы, суды обеих инстанций сделали выводы о том, что действия Общества по заключению агентского договора имели формальный характер, поэтому при расчете средней списочной численности работников Общества необходимо учитывать численность работников ООО “Багира“, в соответствии с чем общее количество работников в сентябре 2006 года превысило установленный Законом о поддержке малого предпринимательства лимит, вследствие чего у Общества отсутствовали основания для применения льготы по налогу на игорный бизнес.

Выводы судов не противоречат материалам дела.

Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций на основе
полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Довод ООО “ИгроСлав“ о неправомерном отказе в удовлетворении судом первой инстанции ходатайства Общества о вызове свидетелей подлежит отклонению, так как из содержания статьи 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что вызов лица в качестве свидетеля является правом, а не обязанностью суда. В данном случае суд счел возможным рассмотреть спор по существу по имеющимся в деле доказательствам.

Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы подлежат отнесению на ООО “ИгроСлав“.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.10.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу А11-7248/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “ИгроСлав“ - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “ИгроСлав“ в доход федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы, в размере 1 000 рублей.

Арбитражному суду Владимирской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.БАЗИЛЕВА

Судьи

И.Л.ЗАБУРДАЕВА

А.И.ЧИГРАКОВ