Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.05.2010 по делу N А31-7393/2009 Исковые требования о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, процентов за пользование чужими денежными средствами, а также о расторжении данного договора удовлетворены правомерно, так как факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по внесению арендных платежей подтвержден материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2010 г. по делу N А31-7393/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чернышова Д.В.,

судей Апряткиной Г.С., Кислицына Е.Г.

без участия представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -

общества с ограниченной ответственностью “ЛК “Центррегионлес“

на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.12.2009,

принятое судьей Егоровой О.Ю.,

по делу N А31-7393/2009

по иску Департамента лесного хозяйства Костромской области

к обществу с ограниченной ответственностью “ЛК “Центррегионлес“

о взыскании задолженности по арендной плате, процентов за пользование чужими денежными средствами и о расторжении договора аренды лесного участка

и

установил:

Департамент лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке,
предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью “ЛК “Центррегионлес“ (далее - ООО “ЛК “Центррегионлес“, Общество) о взыскании 999 193 рублей задолженности по арендной плате, 15 746 рублей 92 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и о расторжении договора аренды лесного участка от 07.11.2008 N 52.

Исковые требования основаны на статьях 395, 450, 614, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком договорных обязательств по внесению арендных платежей.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации пункт 5 отсутствует.

Решением от 25.12.2009 Арбитражного суда Костромской области иск удовлетворен. Руководствуясь статьей 395, пунктом 2 статьи 450, пунктом 2 статьи 452, пунктом 1 статьи 614, пунктам 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацем 5 статьи 28 и частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года), суд пришел к выводу о том, что ответчик не исполнил договорную обязанность по внесению арендных платежей за 2007 - 2009 годы, в связи с чем взыскал с ООО “ЛК “Центррегионлес“ в пользу Департамента 999 193 рублей задолженности и 15 746 рублей 92 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами, а также расторг договор аренды лесного участка от 07.11.2008 N 52, поскольку посчитал доказанным факт нарушения ответчиком условий договора.

Не согласившись с решением, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в связи с нарушением норм материального права.

Доводы заявителя сводятся к следующему. Суд надлежащим образом не известил ответчика об объявленном перерыве в судебном заседании, назначенном на
25.12.2009, чем лишил Общества возможности представить возражения относительно уточненных требований.

Дополнительным соглашением к договору аренды участка лесного фонда от 07.11.2008 стороны установили на 2009 год дополнительный региональный коэффициент, что противоречит пункту 1 статьи 8 и статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации, так как арендные платежи за пользование лесными участками, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются как утвержденные Правительством Российской Федерации минимальные ставки оплаты за единицу леса, умноженные на коэффициент, установленный при проведении аукциона, а также коэффициент, ежегодно устанавливаемый Правительством Российской Федерации. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора не допускается.

В пункте 27 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов государственной власти Российской Федерации (Правительства Российской Федерации) устанавливать ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды. В перечне полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (статья 82 Лесного кодекса Российской Федерации) данное правомочие отсутствует.

Суд удовлетворил ходатайство Департамента о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.

При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства Общество не обеспечило явку представителя в третью инстанцию.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Как видно из документов и установил суд, федеральное государственное учреждение “Антроповский лесхоз“ Агентства лесного хозяйства по Костромской
области (арендодатель) и ООО “ЛК “Центррегионлес“ (арендатор) подписали договор аренды участка лесного фонда от 26.12.2005 N 22, в соответствии с которым арендодатель на основании протокола лесного конкурса от 16.12.2005 N 88 передал в аренду, а арендатор принял участок лесного фонда Российской Федерации, расположенный по адресу: Костромская область, Парфеньевский район, Антроповский лесхоз, Николо-Паломское лесничество, кварталы 74-77, 83-85, 87-90, 95, 97, 98, 108, 135-138, 143, 144 и 149 площадью 2698 гектаров в лесах II группы.

В пункте 2.1 договора предусмотрено, что арендатор участка лесного фонда осуществляет заготовку древесины по главному пользованию и заготовку древесины по главному и промежуточному пользованию.

Срок действия договора определен на 49 лет.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года, в связи с чем договор аренды участка лесного фонда от 26.12.2005 N 22 подлежал переоформлению.

Департамент лесного хозяйства Костромской области (арендодатель) и ООО “ЛК “Центррегионлес“ (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 07.11.2008 N 52, по условиям которого арендатору передан во временное пользование лесной участок площадью 2706 гектаров, расположенный по адресу: Костромская область, Парфеньевский муниципальный район, ОГУ “Антроповское лесничество“, Николо-Паломское участковое лесничество, кварталы 74-77, 83-85, 87-90, 95, 97, 98, 108, 135-138, 143, 144 и 149, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 34:234:01:0109.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 16.12.2008.

Из пункта 5 договора следует, что арендная плата на 2008 год (по сроку платежа на 15.12.2008) составила 91 430 рублей, в
том числе федеральный бюджет 23 625 рублей, консолидированный бюджет Костромской области 67 805 рублей, на 2009 год - 516 848 рублей в год, в том числе федеральный бюджет 266 968 рублей, консолидированный бюджет Костромской области 249 880 рублей.

В приложении N 4 к договору определены сроки внесения арендной платы.

Согласно пункту 16 “б“ договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены настоящим договором.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных настоящим договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором (пункт 17 договора).

Дополнительным соглашением от 07.11.2008 к договору от 07.11.2008 N 52 стороны договорились установить на 2009 год размер регионального коэффициента 3,2.

Ввиду невнесения ответчиком арендной платы за 2007 - 2009 годы Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года) использование лесов в Российской Федерации является платным.

В части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суд установил, что Общество не исполнило договорные обязательства по внесению арендных платежей, и обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 999 193 рубля задолженности по арендной плате.

Согласно
пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

Данная норма права предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги.

Суд установил факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по внесению арендных платежей, в связи с чем правомерно удовлетворил требование о взыскании 15 746 рублей 92 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.

Ссылка заявителя на то, что дополнительное соглашение от 07.11.2008 к договору от 07.11.2008 N 52, противоречит пункту 1 статьи 8 и статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации, отклоняется, так как ООО “ЛК “Центррегионлес“, заключив с Департаментом дополнительное соглашение от 07.11.2008, одобрило на 2009 год размер регионального коэффициента 3,2. Указанное соглашение не оспорено в установленном законом порядке и не признано недействительным.

Довод заявителя о том, что суд надлежащим образом не известил ответчика об объявленном перерыве в судебном заседании, назначенном на 25.12.2009, несостоятелен, поскольку согласно разъяснениям информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 N 113 “О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“ арбитражный суд может известить стороны о времени и месте продолжения судебного заседания путем размещения информации о перерыве на своем официальном сайте в сети Интернет. Неизвещение судом
не присутствовавших в судебном заседании лиц о перерыве, а также о времени и месте продолжения судебного заседания не является безусловным основанием для отмены судебного акта на основании статьи 8, части 5 статьи 163, пункта 2 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если о перерыве и продолжении судебного заседания было объявлено публично, а официально не извещенное лицо имело фактическую возможность узнать о времени и месте продолжения судебного заседания.

В материалах дела имеются сведения, что арбитражный суд разместил на официальном сайте суда информацию об объявлении перерыва до 25.12.2009, и ответчик в любое время мог беспрепятственно ознакомиться с ней.

При таких обстоятельствах окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе в сумме 2000 рублей относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 25.12.2009 по делу N А31-7393/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “ЛК “Центррегионлес“ - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “ЛК “Центррегионлес“ в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей.

Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Д.В.ЧЕРНЫШОВ

Судьи

Е.Г.КИСЛИЦЫН

В.Ю.ПАВЛОВ