Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.05.2010 по делу N А43-40949/2009 Дело о привлечении к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства направлено на новое рассмотрение, поскольку вывод о том, что общество виновно во вменяемом ему правонарушении, суд сделал без учета всей совокупности имеющихся в деле доказательств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2010 г. по делу N А43-40949/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л.,

судей Масловой О.П., Радченковой Н.Ш.

при участии представителей

от заявителя: Березиной Е.Ю. (доверенность от 26.04.2010),

Хромова О.П. (доверенность от 26.04.2010),

от заинтересованного лица: Усатюк П.П. (доверенность от 06.07.2009 N 417)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

Дзержинского городского отдела государственного экологического контроля Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010,

принятое судьями Урлековым В.Н., Протасовым Ю.В., Смирновой И.А.,

по делу N А43-40949/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Спецсплав-НН“

о признании незаконным и об отмене постановления Дзержинского городского отдела государственного экологического контроля
Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области

о привлечении к административной ответственности

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Спецсплав-НН“ (далее - Общество, ООО “Спецсплав-НН“) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Дзержинского городского отдела государственного экологического контроля Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Отдел, административный орган) от 15.11.2009 N 15-П о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением суда от 23.12.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 решение суда первой инстанции отменено, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.

Отдел не согласился с постановлением апелляционного суда и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Административный орган считает, что апелляционный суд неправомерно удовлетворил требование ООО “Спецсплав-НН“ и признал незаконным и отменил принятое им постановление, поскольку вывод о недоказанности вины Общества во вменяемом ему правонарушении Первый арбитражный апелляционный суд сделал без учета всей совокупности имеющихся в деле доказательств, в том числе письма Дзержинского городского отдела Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Нижегородской области от 14.12.2009 N 106/18/8245.

Подробно доводы административного органа изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

ООО “Спецсплав-НН“ в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами Отдела, посчитав обжалуемый им судебный акт законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11.05.2010.

Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО “Спецсплав-НН“ в целях осуществления производственной деятельности по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, в районе Бабинского затона реки Оки (территория грузового порта), арендует имущество (в том числе земельный участок), находящееся в государственной собственности.

На основании письма Дзержинского городского отдела Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Нижегородской области от 24.09.2009 N 106/18/6538 о незаконном захоронении Обществом на арендуемой им территории токсичных отходов Отдел 23.10.2009 по указанному адресу провел вскрышные работы, по результатам которых полученные сведения подтвердились - соответствующие вещества (пестициды) находились под слоем грунта в водоохранной зоне реки Оки, в ста метрах от уреза воды, в двух местах, в двадцати метрах друг от друга, в мешках, стеклянных и полиэтиленовых канистрах, как впоследствии установлено, общим весом более 250 тонн; 1 - 3-го классов опасности. Результаты обследования оформлены актом от 23.10.2009 N 151.

Усмотрев в действиях ООО “Спецсплав-НН“ нарушение статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ и статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“, должностное лицо Отдела составило 28.10.2009 протокол N 95-Д об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, руководитель административного органа 05.11.2009 вынес постановление N 15-П о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

ООО “Спецсплав-НН“ не согласилось с постановлением Отдела и обратилось в
арбитражный суд.

Отменив решение суда первой инстанции, Первый арбитражный апелляционный суд исходил из недоказанности вины Общества во вменяемом ему правонарушении.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа посчитал, что постановление апелляционного суда подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, определяющего правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности, отходы производства и потребления, а также радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Требования к объектам размещения таких отходов установлены в статье 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“, определяющего правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Согласно данной норме создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; на территориях таких объектов лица, во владении или в пользовании которых они находятся, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; такие объекты вносятся в специальный государственный реестр - объектов размещения отходов; размещение отходов на объектах, не внесенных в этот государственный реестр запрещается.

Следовательно, отходы производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную
среду могут быть размещены только на специальных объектах, в местах, определенных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, на основании выданных ими разрешений.

Несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или с иными опасными веществами образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ закреплено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В рассматриваемом случае Отдел в обоснование правомерности принятого постановления о привлечении ООО “Спецсплав-НН“ к административной ответственности представил в материалы дела в том числе: распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области от 12.05.2008 N 216 о передаче Обществу в аренду соответствующего имущества, в частности, земельного участка; договор аренды данного имущества от 12.05.2008 N 01-02/021, заключенный с Обществом; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.12.2009 N 10/071/2009-008, о регистрации за Обществом права пользования спорным
земельным участком; акт обследования экологической обстановки на арендуемой Обществом территории от 23.10.2009 N 151, в котором отражен факт обнаружения захоронения опасных веществ, протокол от 28.10.2009 N 95-Д об административном правонарушении, совершенном Обществом и другие.

Апелляционный суд исследовал данные доказательства с учетом доводов Общества о том, что оно не имеет отношения к несанкционированному захоронению токсичных отходов; не осуществляет деятельности, связанной с обращением таких веществ; до него арендатором этого земельного участка являлось ОАО “Дзержинскхиммаш“; на территории порта имеются и иные арендаторы; доступ людей и техники на территорию, арендуемую ООО “Спецсплав-НН“, не контролируется; с начала заключения договора аренды с Обществом грузы с химическими веществами через причал не проходили, и посчитал, что причастность Общества к спорному правонарушению не установлена, поэтому его вина не доказана.

Вместе с тем в материалы дела представлено письмо Дзержинского городского отдела Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Нижегородской области от 14.12.2009 N 106/18/8245, из которого следует, что, согласно результатам проведенных оперативно-розыскных мероприятий, непосредственным организатором захоронения являлся заместитель директора ООО “Спецсплав-НН“ Волков А.В., по указанию которого данные вещества и были помещены в выкопанные траншеи и засыпаны землей; документальные материалы по данному факту, выявленному в ходе названных действий, направлены в Нижегородскую природоохранную прокуратуру для принятия решения.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд должен рассмотреть юридически значимые для дела факты, доводы и доказательства не в отдельности, а исследовать и оценить их в совокупности, достаточности и взаимной связи; при этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

В нарушение названной нормы права Первый арбитражный апелляционный суд сделал вывод о недоказанности
Отделом вины ООО “Спецсплав-НН“ во вменяемом ему правонарушении без учета всей совокупности имеющихся в деле доказательств, без оценки данных письма Дзержинского городского отдела Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Нижегородской области от 14.12.2009 N 106/18/8245 (л.д. 88).

Таким образом, постановление апелляционного суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Первый арбитражный апелляционный суд, при котором апелляционному суду следует проверить обоснованность принятого Отделом постановления о привлечении Общества к административной ответственности с учетом всех имеющихся в деле доказательств.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 3) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 по делу N А43-40949/2009 отменить, кассационную жалобу Дзержинского городского отдела государственного экологического контроля Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - удовлетворить.

Дело направить на новое рассмотрение в Первый арбитражный апелляционный суд.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Судьи

О.П.МАСЛОВА

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА