Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2010 по делу N А43-30509/2009 Заявление о признании незаконным и об отмене постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания территориального антимонопольного органа удовлетворено правомерно, в связи с истечением двухмесячного срока исковой давности привлечения к административной ответственности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2010 г. по делу N А43-30509/2009
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2010.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Капитулы Д.А. (доверенность от 15.06.2009 N 03/4677)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2009,
принятое судьей Кабановым В.П.,
по делу N А43-30509/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ЭнергоСервис“
о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области о привлечении к административной ответственности
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью “ЭнергоСервис“ (далее - ООО “ЭнергоСервис“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 03.08.2009, вынесенного по делу N 309-ФАС52-АД-19.5-03/05-09, о привлечении к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 29.10.2009 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Антимонопольный орган не согласился с решением суда и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить этот судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Управление считает, что суд неправильно применил статьи 4.5 (часть 1), 19.5 (часть 2.6) КоАП РФ, часть 4 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, вследствие чего сделал ошибочные выводы. По его мнению, вывод суда о пропуске Управлением срока давности для привлечения ООО “ЭнергоСервис“ к административной ответственности ошибочен; данный срок составляет не два месяца со дня совершения административного правонарушения, а один год, поскольку неисполнение в срок предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
Подробно доводы антимонопольного органа изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ООО “ЭнергоСервис“ не представило отзыв на кассационную жалобу.
О месте и времени судебного заседания Общество извещено надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление рассмотрело заявление индивидуального предпринимателя Лоскутовой С.А. о нарушении ООО “ЭнергоСервис“ антимонопольного законодательства, выразившемся в неправомерном отказе от предоставления (составления) документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающего устройства Лоскутовой С.А. (расположенного в принадлежащем ей на праве собственности помещении N 1 по адресу: Нижегородская область, г. Балахна, ул. 1 Мая, д. 14) к его сетям, и, усмотрев в действиях Общества признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, приказом от 27.01.2009 N 14 возбудило дело N 13-ФАС52-ТР-10-03/01-09.
Решением от 30.03.2009 комиссия Управления признала названные действия (бездействие) ООО “ЭнергоСервис“ нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ и выдала Обществу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому предложила ему в срок до 25.04.2009 составить и направить Лоскутовой С.А. спорные документы, подтверждающие технологическое присоединение принадлежащего ей энергопринимающего устройства к сетям Общества, и сообщить Управлению о выполнении предписания не позднее 30.04.2009, представив копии подтверждающих документов. В этом же предписании Управление предупредило Общество о наличии административной ответственности за неисполнение предписания по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Общество не исполнило в установленный срок выданное ему предписание, поэтому Управление составило протокол об административном правонарушении от 22.06.2009 N 309-ФАС52-АД-19.5-03/05-09.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководитель антимонопольного органа вынес постановление от 03.08.2009 о назначении ООО “ЭнергоСервис“ административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением Управления и обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование ООО “Энер-гоСервис“. Суд руководствовался статьями 4.5 (частью 1), 19.5 (частью 2.6) КоАП РФ, статьями 36, 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ и исходил из пропуска Управлением срока давности привлечения Общества к административной ответственности.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В силу статьи 36 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон) коммерческие и некоммерческие организации, иные хозяйствующие субъекты и государственные органы исполнительной власти, а также физические лица, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение, в частности антимонопольного законодательства - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Вместе с тем часть 4 статьи 51 Закона (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“), предусматривающая, что “Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.“ - вступила в законную силу с 20.08.2009, то есть к рассматриваемым правоотношениям не применима.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области фактически пришел к правильным выводам о том, что в момент вынесения антимонопольным органом оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ составлял два месяца и, следовательно, о пропуске Управлением этого срока.
С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил требование ООО “ЭнергоСервис“, признал незаконным и отменил спорное постановление антимонопольного органа.
Нормы материального права суд применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос об уплате государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2009 по делу N А43-30509/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
Т.В.ШУТИКОВА